28501
0
26 апреля
Загрузить еще

«Театр докатился до Одессы»

«Театр докатился до Одессы»
Фото: Фото Олега Шапаренко.

Филозов двадцать лет выходил «во фраке»
Вчера завершились гастроли, которые прошли под девизом «Театр, объездивший весь мир, докатился до Одессы». Москвичи показали семь своих лучших спектаклей, состоялось множество встреч с артистами, мастер-классов, которые проводили главный режиссер театра Иосиф Райхельгауз и заведующая литчастью Екатерина Кретова.
Открыл театральную неделю спектакль «А чой-то ты во фраке?», поставленный Райхельгаузом по рассказу Чехова «Предложение». Как признался исполнитель одной из ролей Альберт Филозов, этот спектакль идет на сцене уже двадцать лет. Составили компанию Альберту Леонидовичу замечательные артисты Анжелика Волчкова и начинающий актер Иван Мамонов. – Жанр спектакля был определен как «опера и балет для драматических артистов», – отмечает Райхельгауз. – Это определение появилось впервые именно в нашем театре, но впоследствии его использовали и другие режиссеры.
Спектакль получился очень «легким» и смешным. Стоит отметить, что музыку к этой постановке написал знаменитый композитор, известный своими работами в фильмах «Ирония судьбы» и «Москва слезам не верит» Сергей Никитин.

Юрский сыграл Сталина
Спектакль-догадка о частной жизни Иосифа Виссарионовича, по пьесе молдавского драматурга Иона Друце «Ужин у товарища Сталина», поставленный гениальным актером и режиссером, народным артистом России, Сергеем Юрским, произвел на одесских зрителей особое впечатление. Автор пьесы и режиссер спектакля изобразили зимний вечер Отца народов на Ближней даче и его ужин с юной солисткой. Создатели попытались понять логику его поступков, поведения и эмоций. Как рассказал Юрский в своем интервью для «КП», он внес некоторые изменения в пьесу, на которые автор не соглашался долгих два года. Но в результате дал разрешение поставить спектакль таким, каким его видит режиссер. Роль генсека также исполнил Юрский. По его словам, он хотел показать Сталина как жертву своего же режима.
– Сталин и сталинизм – понятия абсолютно разные, хоть и не отделимые друг от друга, – заявил актер. – Понятие «сталинизм» появилось задолго до Сталина. А вот когда – в 1917-м или при Иване Грозном – я пытаюсь разобраться.

«Дом» с Гришковцом
Пьесу «Дом» Евгений Гришковец, известный своими моноспектаклями «Одновременно», «Как я съел собаку» и другими, написал специально к двадцатилетию театра «Школа современной пьесы». Он изобразил историю, которая случилась с ним в жизни. В его пьесе главный герой, преуспевающий врач обращается к своим друзьям для покупки недвижимости. Однако те отказываются. Необычная организация сценического пространства погружает зрителя непосредственно в эпицентр действия: актеры рассредоточены по залу, что создает ощущение у зрителей полной сопричастности происходящему. А на экранах проецируется то, что происходит на площадке. Кинематографический же финал спектакля, снятый мэтром российского кино Сергеем Соловьевым, удивил всех. В первую очередь потому, что финалов было четыре – на каждом мониторе свой. И люди, сидевшие в разных секторах, ушли домой, увидев каждый свой спектакль.

Мужчина снова пришел к женщине
Спектакль «Русское горе» – это игра с «Горем от ума» Александра Грибоедова. Многие отмечали, что основной конфликт в произведении – то самое «горе от ума» – в спектакле как раз и отсутствует. Но замечательное исполнение песен, великолепные черно-белые декорации и костюмы, как игра света и тени, и интересно, и совершенно по-новому увиденное Райхельгаузом произведение не оставило одесского зрителя равнодушным.
Стоит отметить, что лучше всего принимали в Одессе спектакль «Пришел мужчина к женщине. Новая версия». Именно с этого спектакля в далеком 1989 году начинался театр «Школа современной пьесы». Первыми исполнителями постановки были Альберт Филозов и несравненная Любовь Полищук. Как признался Альберт Леонидович, он бы и сейчас с удовольствием играл в этом спектакле, однако, не позволяет возраст.
– Когда этот спектакль был сыгран пятьсот раз, мы решили проститься с ним, – говорит Иосиф Райхельгауз. – Но не с пьесой. Новая декорация меня сразу подвигла на абсолютно новое решение, новых персонажей, музыкантов. И мне неважно, проданы билеты на спектакль или нет, будет реакция критиков или не будет.

Классика по-новому
В московском театре идут два спектакля «Чайка» – чеховская и комедия в стиле детектива Бориса Акунина. Именно последнюю и привез московский театр в Одессу. Легкая комедия с неподражаемыми Татьяной Васильевой, Альбертом Филозовым, Владимиром Качанном, Саидом Баговым и другими, рассказывающая о том, что Константин Треплев не застрелился, а его убили. Причем у каждого участника действа были на то свои причины.
Завершились гастроли «Русским вареньем» – историей современной русской интеллигенции, которая парадоксальным образом сопоставима с грустными комедиями Чехова. Лауреат русского «Буккера» Людмила Улицкая блестяще воспроизвела характерную особенность чеховской драматургии. Знатоки пьес легко уловили здесь сюжетные ассоциации с его шедеврами. Но это не стилизация, не пародия, не римейк, а, пожалуй, постмодернистское ироническое осмысление излюбленного мифа о загадочности русской души.