Филозов двадцать лет выходил «во фраке»
Вчера завершились гастроли, которые прошли под девизом «Театр, объездивший весь мир, докатился до Одессы». Москвичи показали семь своих лучших спектаклей, состоялось множество встреч с артистами, мастер-классов, которые проводили главный режиссер театра Иосиф Райхельгауз и заведующая литчастью Екатерина Кретова.
Открыл театральную неделю спектакль «А чой-то ты во фраке?», поставленный Райхельгаузом по рассказу Чехова «Предложение». Как признался исполнитель одной из ролей Альберт Филозов, этот спектакль идет на сцене уже двадцать лет. Составили компанию Альберту Леонидовичу замечательные артисты Анжелика Волчкова и начинающий актер Иван Мамонов. – Жанр спектакля был определен как «опера и балет для драматических артистов», – отмечает Райхельгауз. – Это определение появилось впервые именно в нашем театре, но впоследствии его использовали и другие режиссеры.
Спектакль получился очень «легким» и смешным. Стоит отметить, что музыку к этой постановке написал знаменитый композитор, известный своими работами в фильмах «Ирония судьбы» и «Москва слезам не верит» Сергей Никитин.
Юрский сыграл Сталина
Спектакль-догадка о частной жизни Иосифа Виссарионовича, по пьесе молдавского драматурга Иона Друце «Ужин у товарища Сталина», поставленный гениальным актером и режиссером, народным артистом России, Сергеем Юрским, произвел на одесских зрителей особое впечатление. Автор пьесы и режиссер спектакля изобразили зимний вечер Отца народов на Ближней даче и его ужин с юной солисткой. Создатели попытались понять логику его поступков, поведения и эмоций. Как рассказал Юрский в своем интервью для «КП», он внес некоторые изменения в пьесу, на которые автор не соглашался долгих два года. Но в результате дал разрешение поставить спектакль таким, каким его видит режиссер. Роль генсека также исполнил Юрский. По его словам, он хотел показать Сталина как жертву своего же режима.
– Сталин и сталинизм – понятия абсолютно разные, хоть и не отделимые друг от друга, – заявил актер. – Понятие «сталинизм» появилось задолго до Сталина. А вот когда – в 1917-м или при Иване Грозном – я пытаюсь разобраться.
«Дом» с Гришковцом
Пьесу «Дом» Евгений Гришковец, известный своими моноспектаклями «Одновременно», «Как я съел собаку» и другими, написал специально к двадцатилетию театра «Школа современной пьесы». Он изобразил историю, которая случилась с ним в жизни. В его пьесе главный герой, преуспевающий врач обращается к своим друзьям для покупки недвижимости. Однако те отказываются. Необычная организация сценического пространства погружает зрителя непосредственно в эпицентр действия: актеры рассредоточены по залу, что создает ощущение у зрителей полной сопричастности происходящему. А на экранах проецируется то, что происходит на площадке. Кинематографический же финал спектакля, снятый мэтром российского кино Сергеем Соловьевым, удивил всех. В первую очередь потому, что финалов было четыре – на каждом мониторе свой. И люди, сидевшие в разных секторах, ушли домой, увидев каждый свой спектакль.
Мужчина снова пришел к женщине
Спектакль «Русское горе» – это игра с «Горем от ума» Александра Грибоедова. Многие отмечали, что основной конфликт в произведении – то самое «горе от ума» – в спектакле как раз и отсутствует. Но замечательное исполнение песен, великолепные черно-белые декорации и костюмы, как игра света и тени, и интересно, и совершенно по-новому увиденное Райхельгаузом произведение не оставило одесского зрителя равнодушным.
Стоит отметить, что лучше всего принимали в Одессе спектакль «Пришел мужчина к женщине. Новая версия». Именно с этого спектакля в далеком 1989 году начинался театр «Школа современной пьесы». Первыми исполнителями постановки были Альберт Филозов и несравненная Любовь Полищук. Как признался Альберт Леонидович, он бы и сейчас с удовольствием играл в этом спектакле, однако, не позволяет возраст.
– Когда этот спектакль был сыгран пятьсот раз, мы решили проститься с ним, – говорит Иосиф Райхельгауз. – Но не с пьесой. Новая декорация меня сразу подвигла на абсолютно новое решение, новых персонажей, музыкантов. И мне неважно, проданы билеты на спектакль или нет, будет реакция критиков или не будет.
Классика по-новому
В московском театре идут два спектакля «Чайка» – чеховская и комедия в стиле детектива Бориса Акунина. Именно последнюю и привез московский театр в Одессу. Легкая комедия с неподражаемыми Татьяной Васильевой, Альбертом Филозовым, Владимиром Качанном, Саидом Баговым и другими, рассказывающая о том, что Константин Треплев не застрелился, а его убили. Причем у каждого участника действа были на то свои причины.
Завершились гастроли «Русским вареньем» – историей современной русской интеллигенции, которая парадоксальным образом сопоставима с грустными комедиями Чехова. Лауреат русского «Буккера» Людмила Улицкая блестяще воспроизвела характерную особенность чеховской драматургии. Знатоки пьес легко уловили здесь сюжетные ассоциации с его шедеврами. Но это не стилизация, не пародия, не римейк, а, пожалуй, постмодернистское ироническое осмысление излюбленного мифа о загадочности русской души.