28501
0
27 марта
Загрузить еще

Юбилейный «Джаз-карнавал»: Ханга сравнила Одессу с бутиком, а Фрейдлин впервые одел смокинг

Юбилейный «Джаз-карнавал»: Ханга сравнила Одессу с бутиком, а Фрейдлин впервые одел смокинг
Фото: Фото Олега Шапаренко.

Джаз получил прописку

– Думала ли я, простая русская баба, что когда-нибудь буду вести джазовый карнавал не в Нью-Йорке или Новом Орлеане, а в Украинском драматическом театре в Одессе? – вместо традиционного приветствия скокетничала Елена.
По официальной версии, джаз зародился в бедных кварталах Нового Орлеана. Но есть легенда, высказанная Леонидом Утесовым. Она гласит, что джаз появился в Южной Пальмире. Именно «чтобы не дать джазу умереть на одной из его родин», десять лет назад Михаил Фрейдлин и его друг Юрий Кузнецов провели в Южной Пальмире первый джазовый карнавал.
– В нашем городе джаз, конечно, не родился, зато навсегда получил прописку, – прямо на сцене попытался примирить преемников обеих версий начальник управления культуры города Роман Бродавко.
Кроме того, в честь юбилея он наградил Михаила Фрейдлина и Юрия Кузнецова почётным знаком городского головы.
Когда состоялся первый фестиваль, я пообещал себе: если посчастливится праздновать его десятилетие, впервые в жизни одену смокинг. Что, собственно, и произошло, – вспомнил Михаил Фрейдлин.

«С трех лет мечтала выйти замуж»
Пока на сцене выступал молодежный джаз-оркестр, мы прошли в гримерную Елены Ханги.
Она встретила нас весьма приветливо. Правда, попросила обождать, пока отправит смс.
– Простите, что так долго, не очень дружу с техникой.
– Лена, это ваш первый визит в Одессу?
– Да, и ехала я с некоторым опасением, – поделилась тележурналистка. – Ведь на Брайтон-Бич меня убеждали, что Одесса давно стала провинциальной. Но все оказалось не так. Как по мне, это изумительный, ухоженный, чистый город. Люди здесь расслаблены и остроумны. Я бы сравнила Одессу с бутиком. Все мы знаем про бренд «парижанка». Я вдруг поняла, что есть еще бренд «одесситка».
– Как вы попали на карнавал?
– Любой нормальный человек мечтает побывать в Одессе. Независимо – связан он с джазом или нет. И когда Михаил Фрейдлин пригласил меня на джазовый фестиваль, я бросила все дела. В Одессе есть все, что присуще джазу: импровизация, юмор, ирония, доброта, свобода, открытость. Один и тот же анекдот здесь рассказывают по-разному. Я хорошо знаю одесситов. На Брайтоне, где потрясающее смешение евреев, украинцев и американцев, мы основали комедийный клуб, главными представителями которого были «одесские джентльмены».
– Вы сами часто слушаете джаз?
– Любовь к джазу мне привила мама. В нашем доме постоянно звучали джазовые пластинки. Это была единственная музыка, которую я слушала в детстве. Ой, простите, мне звонят из дома.
Совершенно не стесняясь посторонних, Елена справляется о здоровье своей дочки:
– Все нормально, Лиза уже не кашляет? Просто я сейчас слегка занята, даю интервью «Комсомолке». Целую вас, Людмила Петровна, Лизуху тоже.
– А как Ваша дочь относится к джазу?
– Джаз Лизе нравится. Отчасти потому, что мы часто устраиваем дома джазовые концерты. Обычно накрывается стол, и дочка может сколько угодно таскать оттуда пирожки, – с улыбкой говорит Лена. – Уже несколько лет Лиза играет на пианино. Я и сама десять лет отмучилась на пианино. Мама говорила: выйдешь замуж, тогда, пожалуйста, не играй. Поэтому я с трех лет, как только села за фортепиано, мечтала выйти замуж. Теперь на моем месте оказалась Лиза.
Кстати, как стало известно «КП», в следующем году Елена тоже примет участие в Джаз-карнавале, но уже в качестве сопродюсера.
– И глядя на то, как тепло зрители принимают гостью-мулатку, – отметил Михаил Фрейдлин, – хочу порадовать публику: уже сейчас мы готовим с Еленой проект под рабочим названием «Москва-Одесса».
– А она об этом знает? – на всякий случай переспросил Юрий Кузнецов.
Российская телеведущая, в свою очередь, призналась, что город покидает с грустью.
– Меня настолько впечатлили харизма одесситов и все карнавальное действо, что я даже уезжать не хочу. Михаил мне говорил, что Одесса – это город-джаз, а я скептически думала: ну да, конечно. Новый Орлеан – я понимаю, но Одесса! А теперь поняла – он был прав. – высказалась на прощание Елена.

А в это время
 Играли на кастрюлях и... курице
Три дня одесситы слушали разные джазовые вариации в Украинском театре. Причем некоторые концерты затягивались практически до полуночи. Импровизация участников фестиваля не знала границ. Так, во второй вечер на сцене театра появились эксцентричные ребята из Франции Trio d'en bas, которые буквально разорвали зал своей эмоциональной и уникальной музыкой. Приветствие команда дала диктофонной записью в микрофон, в которой на ломаном русском были представлены все три участника группы. Ребята не постеснялись потребовать «апплодисменти», и зал буквально искупал их в овациях еще до начала выступления.
Больше всего французское трио удивило своей игрой на кухонных кастрюлях, пустых бутылках из-под воды и резиновой курице, которая задорно пищала. Щедро аплодировали одесситы и интернациональному секстету. Ребята импровизировали прямо на сцене, играя на таких инструментах, как уд, канун и перкуссия. Как выразилась ведущая, таких аплодисментов эта сцена еще не видала.