28501
0
26 апреля
Загрузить еще

Олег Меньшиков: «Традиционный театр сегодня – это гиблая система»

Олег Меньшиков: «Традиционный театр сегодня – это гиблая система»
Фото: Олег Меньшиков

В городе прошла премьера моноспектакля «1900».

Украинский театр не баловал теплом, заставляя первые ряды кутаться в норку. Поклонники рассредоточились в зависимости от материальных возможностей. Прекрасное классическое джазовое трио сопровождало каждый вздох актера деликатными синкопами. Почти безмолвные артистические ассистенты Меньшикова только оттеняли своими морскими одеждами изящного франта. Пританцовывая и припевая, артист заполнял собой, своим талантом полтора часа жизни каждого зрителя. Но перед театральным действом, был еще один моноспектакль – пресс-конференция.

Отношения – как суп в кастрюле.

Олег Меньшиков – это уже не совсем тот Костик с юношескими усиками из «Покровских ворот». Это маститый, умудренный кино и театральным опытом актер, мнению которого доверяешь, а изящное повествование слушаешь с удовольствием. Только глаза вспыхивают все тем же задорным блеском искрометного любимого персонажа.
– Мое представление о себе самом может быть ложным по отношению к тому, каков я есть на самом деле. Что говорят и пишут СМИ – уже давно не отслеживаю. Они что-то придумывают – потом начинают с этим бороться, потом снова придумывают – и снова начинают бороться. Такая субкультура. Как варится суп в кастрюле – так и они выясняют отношения. Да мне все равно! Те, кто меня знают, – знают каков я. Те, кто не знает, так и не узнают из СМИ.

Что лучше – театр или кино?

В театральных работах мы сопереживаем сценической жизни актера сиюминутно, в одном порыве. Чуть форсированный голос актера, чуть утрированные движения. Но почти не видно глаз. Мы никак не сможем разглядеть тонкую игру взглядом, высший пилотаж человеческого общения. А вот в кино – можем. Чего только стоит эпизод из «Утомленных солнцем», когда в плавни к Ингеборге Дапкунайте приплыл бывший любимый Митя. А бывают ли бывшие любимые, если речь идет о настоящей любви?
– Театр сегодня – это гиблая система (имеется ввиду традиционная театральная система –aвт.), могила... – считает актер. – Невозможно в течение двадцати лет работать в одном и том же коллективе. Одни и те же лица, настроение... Знать слова, которые тебе скажут после премьеры, знать все критерии... Перестаешь понимать, кто ты есть на самом деле. Мне довелось работать во многих театрах, со многими режиссерами. Но возвращаться в государственный театр – не собираюсь. У всех режиссеров, с которыми я хотел бы работать, – свои дела, что естественно, со своими артистами. Когда я работал в Париже и в Лондоне, понял, что есть колоссальная разница. У западных артистов отношение к театру – больше как к работе. У нас же обязательно нужно, чтобы вдохновение пришло. Мы про профессию часто забываем, а про вдохновение все помнят. А надо бы – наоборот!

Главное – найти

Когда речь зашла о принципе подбора репертуара, артист признался «Комсомолке», что все происходит интуитивно, он никогда ничего не планирует заранее.
– Вот «1900». Мне просто дали книжку в руки. И вот, получилось, что получилось, – улыбается Олег Евгеньевич. – Причем я многим людям давал потом читать, до премьеры, до того, как начал репетировать, для того, чтобы просто проверить свои ощущения. Были очень хорошие пожелания. Но самый приятный комплимент после премьеры сделал мой приятель, артист Максим Виторган. Он сказал: «Олег, где ты это все там нашел? Я же читал ее!» Вот это было самое приятное – он не увидел того, что я там увидел. Это не значит, что у него закрытые глаза. Просто я увидел то, что мне захотелось рассказать. Я это вытащил, услышал – только на уровне интуиции.

Мечта там, где звезды

Олег Меньшиков признался, что о ролях не мечтает, но с ним очень часто случаются чудеса.
– Я однажды взял себе за правило о ролях не мечтать. Просто хотел. Так получилось. Однажды узнал, что Фоменко ставит пьесу в театре Моссовета – так расстроился. Потому что я тогда ехал в Киев, – с улыбкой вспоминает артист. – Вышел в тамбур – всю ночь там проторчал, курил. Потом все так счастливо сложилось – он меня позвал. Вот это было для меня чудо, но не исполнение мечты. Мечта вообще не должна свершаться. Есть цель, и есть мечта. Получить «Оскар» – не мечта. Это цель. Ты получишь мечту – и что? Мечта где-то там, где звезды. Тогда она ведет, тогда есть смысл...
хотел. Так получилось. Однажды узнал, что Фоменко ставит пьесу в театре Моссовета – так расстроился. Потому что я тогда ехал в Киев, – с улыбкой вспоминает артист. – Вы