Загрузить еще

Юморина «сдулась»? Юморина стала другой

Юморина «сдулась»? Юморина стала другой
Фото: Другого такого нет. Фото автора.

Несли клетку со львом
Своим появлением на свет самый одесский праздник смеха – Юморина – обязан команде одесских КВНщиков Одесского института народного хозяйства. Идея родилась в 1972 году, и уже весной следующего года горожане увидели настоящий праздник, прогремевший тогда на весь Советский Союз.
– Изначально Юморина предполагалась как молодежный фестиваль потому, что придумали ее КВНщики, а в КВН играли в основном молодые люди. Мы контактировали с комсомолом, и, поскольку с молодежью всегда были проблемы, то они схватились за это дело, – пояснил вице-президент Всемирного клуба одесситов, писатель Валерий Хаит. – Юморина стала способом чем-то занять молодых людей. Нами были спущены разнарядки в вузы, в школы с тем, что необходимо готовить колонны. Позже уже появились идеи различных конкурсов: на лучший плакат, на лучший разрисованный балкон, и прочие. Вдруг начался невероятный энтузиазм. Я помню, что уже на первой Юморине было предусмотрено окончание шествия на стадионе. Шла колонна Одесского зоопарка и несла клетку со львом.

Юморина стала другой
Праздник с каждым годом набирал обороты, становился ярче, интереснее, масштабнее, привлекая в Южную Пальмиру массу туристов. В 1976-м Юморина ушла «в подполье» – ее запретили из-за разгула пьянства в толпе приезжих. Возродился праздник смеха только через десять лет.
– Первоначально Юморина была сделана от скуки и от невостребованности тех людей, которые ее организовали. Они придумали себе такую отдушину, – считает генеральный продюсер «Юморины-2011» Дмитрий Шпинарев. – Но поскольку эти люди были с чистыми помыслами и идеями, их детище стало жить дальше. Сегодня они уже не участвуют в организации этого праздника, а Юморина до сих пор живет. Она стала в жизни города значить намного больше, чем когда-то задумывалось. Мы не можем сказать, что она «сдулась». Мы можем лишь утверждать, что Юморина стала другой. Это живой организм, который живет и развивается, изменяясь в зависимости от времени, предпочтений и потребностей. Всегда есть люди, которым не нравится Юморина по разным причинам. Кому-то нравится то, что ежегодно происходит 1-го апреля, иные это вообще не воспринимают. Невозможно угодить всем, таковы законы формата.

Старое пиво и булки с плесенью
Люди, которые помнят первые фестивали юмора, склонны считать, что современная Юморина превратилась в некий балаган.
– Сегодня на празднике не услышишь тонкого интеллектуального юмора, не увидишь ярких реприз и сатирических постановок, – считает бывший чиновник, некогда состоящий в оргкомитете Юморины. – Ежегодно праздник смеха наполняют пошлостями и низкопробным хамским юмором. На улицах ходят толпы нетрезвой молодежи в примитивных поролоновых аксессуарах, а одесситы этот день предпочитают проводить либо дома, либо подальше от этой суеты. Но мы должны сегодня отдать дань тем людям, которые заложили в Юморину что-то хорошее. Мы не должны забывать, что ныне покойному Александру Павловскому мы обязаны идеей того самого карнавального шествия, которое ежегодно проходит по городским улицам. Именно он предложил в свое время установить на Дерибасовской Триумфальную арку юмора. И он же сделал так, чтобы Юморина стала неким «акционерным предприятием», помогающим коммерческим структурам продавать то, что давно пора было отправить на списание. Именно на Юморине до сих продают просроченные чипсы и пиво, которое следовало бы вылить в унитаз, и булочки, покрывшиеся плесенью.

Времена нынче не те
А вот, по словам организаторов, на качественное наполнение Юморины во многом влияют спонсоры проведения праздника. Именно они предъявляют определенные требования к оргкомитету. Как говорится, «кто платит, тот заказывает музыку».
– Все упирается в банальный финансовый вопрос. Раньше Юморина поддерживалась комитетом обкома комсомола, теперь же она живет за счет спонсоров. И каждый из них выставляет свои требования, влияя на то, как она проводится. Чем больше денег, тем больше требований, – сообщил Дмитрий Яковлевич. – В этом году бюджет составляет порядка 130 тыс. долл. Эти деньги собраны от нескольких спонсоров. И это – небольшой бюджет для сегодняшней жизни. На сей раз творческим силам пришлось очень сильно поднапрячься, чтобы придумать нечто, действительно достойное внимания. Получится грандиозный праздник.
В то время как в 2004 году, по словам Дмитрия Шпинарева, на организацию Юморины было выделено намного больше – 200 тыс. долл.
Важно отметить, что в этом году впервые на проведение Юморины средства выделила облгосадминистрация. Сумма немалая – 130 тыс. грн. Возможно, областные власти заинтересовал первый международный фестиваль клоунов, который стартует в этом году.
В свою очередь известный актер и шоумен Олег Филимонов считает, что Юморина несколько сдала свои позиции.
– Первые юморины были действительно яркими и веселыми. Они создавались на энтузиазме и неугасающем интересе. В 90-е годы этот праздник приобрел исключительно коммерческий окрас, который сохраняется до сегодня. Не знаю, что послужило тому причиной: может, недостаточное финансирование, может, отсутствие должного интереса членов оргкомитета создавать нечто. Но я понимаю, что как бренд Юморина будет существовать еще долгие годы. Потому что она – исключительно одесский праздник. Другого такого нет.