Загрузить еще

Почему в Украине нет работы для Роговцевой?

Почему в Украине нет работы для Роговцевой?
Фото: Фото: Оскар Янсонс.

На днях мы заглянули на открытый урок театрального мастерства, который на малой сцене Дворца "Украина" провел эпатажный театральный режиссер Роман Виктюк. На несколько часов блистательная Ада Роговцева согласилась побыть в шкуре виктюковской "ученицы": безропотно выполняла каждый указ и требование мэтра…

Задействовать одну из самых любимых и почитаемых украинских актрис в спектакле на презентации своей Творческой мастерской Виктюк обещал еще в конце апреля, и слово свое сдержал. 
 
"АДУЛЬКА, ТЫ - ВЕЛИКАЯ АРТИСТКА!"
 
Тогда Роман Григорьевич сокрушался: "Ада Роговцева - это моя боль, ведь она не играет в родном городе! Нужно для нее и для других талантливых актеров придумать спектакль…" И сейчас они репетируют оригинальную трактовку "Лісової піснi" Леси Украинки.
 
- Адулька, ты великая артистка, я ж не спорю. Только не маши головой, не помогай себе голосом и движениями! С подсознанием работай. Адка, убью! - коршуном кружил пан Роман вокруг инвалидной коляски с Роговцевой, играющей смертельно больную Лесю Украинку, которая, превозмогая ужасную боль, пишет свое произведение. - Руку опускай. Вот та-а-ак. И представляй, что ты - ветерок. И кричи, кричи, Адуся: "Боюсь смерти!"  Вот я уже и слезы вижу в твоих глазах. Это же гениально, дурочка!
 
На эмоциональные взрывы "учителя" Ада Николаевна реагировала спокойно:
 
- Ромка, дурнык, ты уже мокрый весь! Больше меня тут стараешься. 
 
Свое решение выйти  на сцену после длительного актерского простоя 75-летняя Роговцева объяснила просто:
 
- Почти год не общаюсь со зрителем, а значит - теряю актерскую сноровку. Хотела проверить, смогу ли еще что-нибудь выскрести из себя, из своего сердца…
 
Можете, Ада Николаевна! Можете и должны! Потому что украинский зритель любит и ждет вас не меньше московского! И нам не понятно, почему признанная всеми гениальная актриса вот уже год зарабатывает на жизнь исключительно участием в антрепризах и съемками в эпизодических ролях в кино и сериалах? При этом она не служит ни в одном из театров Киева!
 
Мы попытались найти ответ у ее друзей, руководителей ведущих столичных театров и у самой Ады Николаевны.
 
ЧТО ДУМАЮТ РУКОВОДИТЕЛИ ТЕАТРОВ
 
Михаил Резникович, худрук Национального академического театра им. Леси Украинки (здесь Роговцева проработала 35 лет), отказался говорить с "Комсомолкой" об Аде Николаевне, сославшись на занятость и, как нам сказала его помощница - "сложность перестраиваться ментально с репетиционного процесса на другие вопросы". В 1995 году Роговцева ушла из театра "как жена от мужа, ничего с собой не взяв и не ругаясь" - по ее же словам.
 
В книге-атобиографии "Свидетельство о жизни" Ада Николаевна пишет: "В 1995-м я уходила от того, с чем впервые столкнулась в 1983-м. Как сказал мой друг, работавший под руководством Михаила Резниковича: "Этот мальчик любит играть поломанными игрушками".
 
А вот еще один руководитель театра, где служила Роговцева, Эдуард Митницкий (худрук Театра драмы и комедии на Левом берегу) уверяет, что для Ады Николевны двери открыты всегда:
 
- Шестнадцать лет назад, когда Ада Николаевна оказалась вне театра, я пригласил ее в труппу. Здесь же через десять лет на нашей сцене сделала первые шаги как актриса и ее дочь Екатерина Степанкова, а через какое-то время мы взяли ее в штат в качестве режиссера. Через какое-то время из-за недостаточного финансирования театра мы предложили Екатерине работу в Театре юного зрителя, но она отказалась, а в июле 2012 года вслед за дочерью ушла из театра и Ада Николаевна, передав заявление об уходе. После трех успешнейших работ в Театре драмы и комедии ("Обманутая", "Розовый мост" и "Вася должен позвонить") двери театра распахнуты для Ады Николаевны сегодня и всегда!
 
"ЭТО ВРЕДИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА!"
 
Интересно, что худрук Театра Виктюка в Москве Роман Виктюк видит эту проблему "со своей колокольни" иначе:
 
- То, что Ада "простаивает" как театральная актриса - не ее вина. Это вредительство государства Украина и этот вопрос надо задавать стране, а не режиссерам и сценаристам, которые не спешат к Аде со сценариями. Это всепоглощающее безразличие государства. Я ставил этот вопрос перед всеми президентами Украины (Роговцева и раньше несколько лет была без работы в киевских театрах. - Авт.) в разное время. Все говорили: "Так-так", но в итоге никакого решения принято не было. Тогда я предложил Аде переехать в Москву, но она отказала: "Батьківщину покинути не можу. Тут був син, чоловік, а тепер зостались дочка з онуком". Я предложил сейчас Аде ряд ролей, ряд сценариев. Она с ними знакомится и должна мне сказать ответ, после чего приступим к репетициям. Спектакль поставим на малой сцене Дворца "Украина". 
 
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
 
"Почти 10 лет я не получала предложений от киевских режиссеров"
 
Ада Роговцева и раньше не пользовалась особой популярностью у руководителей столичных театров. Так, она после ухода из Театра им. Леси Украинки (1995 год) много лет была не задействована на подмостках родного города. Поэтому в ответе самой Ады Николаевны читается смешанная с сильной обидой актерская боль женщины, которая мечтает выходить к киевскому зрителю:
 
- После ухода из театра имени Леси Украинки, после работы над "Обманутой" с Богомазовым и над невышедшим спектаклем о Чехове с Митницким почти десять лет я не получала от киевских театральных режиссеров предложения работы… Никто не принес мне пьесы, никто не назвал мне роли. Единственный киевлянин, позвавший меня играть, был Игорь Афанасьев, но и он был нью-йоркцем, и премьерные спектакли "Варшавской мелодии-2" мы играли в Америке. Если бы не "Варшавская", я не имела бы возможности выходить к родному киевскому зрителю…
 
Сейчас же я играю только в московской антрепризе - этому спектаклю уже 10 лет. А еще и горе, которое пережила (1 июля будет год, как умер сын Роговцевой, Костя. - Авт.) не дает мне собрать себя "по частям в одно целое". И мне уже начинает казаться, что профессия моя уже отошла. 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Олег ВЕРГЕЛИС, театральный критик: 
 
- Востребованность Ады Роговцевой в кино сегодня невероятно велика: сериалы, прокатные фильмы, - в месяц у Ады Николаевны почти неделя съемочных дней, это очень много. Почему Ада Николаевна не идет в штат других столичных театров? Может, ей это и не нужно. К примеру, сейчас в процессе разработки -два независимых театральных проекта, где она могла бы сыграть. Первым проектом занимается ее дочь Катя Степанкова (уже есть материал, декорации и само видение этой работы). Идею второго проекта привез в Киев Роман Виктюк. Идея пьесы очень интересная, и Роговцева обмолвилась на днях: "Молю бога только об одном: чтобы он дал мне силы стоять на сцене в большом спектакле".