2 декабря
Загрузить еще
back icon

О чем фильм «Конклав»: плох тот кардинал, который не мечтает стать Папой. Любой ценой

О чем фильм «Конклав»: плох тот кардинал, который не мечтает стать Папой. Любой ценой
Фото: кадр из фильма

В кинотеатрах Украины стартовал детективный триллер «Конклав», снятый по одноименному роману британского писателя Роберта Гарриса, - настоящее наслаждение для зрителей, стремящихся к интеллектуальным развлечениям.

Режиссер Эдвард Бергер, известный нам по прошлогоднему хиту от Netflix «На западном фронте без перемен», захотел отойти от «хаоса битвы» и сконцентрироваться на чем-то более камерном. Но все равно получился хит (рейтинг критиков на Rotten Tomatoes – 95% положительных рецензий, 85% – от зрителей, на Metacritic – 79%).

Коротко про – о плюсах и минусах «Конклава». Сначала о хорошем.

Напряженный сюжет

Это рассказ об одном из самых старых и таинственных обычаев в мире – выборе нового Папы. Предыдущий Папа умер, и на плечи декана Коллегии кардиналов Томаса Лоуренса (Райф Файнс) ложится тяжелая обязанность организовать выборы нового Понтифика. Согласно правилам, в Ватикане должны собраться кардиналы со всего мира и находиться в замкнутом помещении до тех пор, пока не выберут нового главу.

- Ад будет завтра, после того как здесь появятся кардиналы, - говорит один из участников конклава.

И кое-чем он прав. Возможно, фильм и не об аде, но о чистилище так точно.

Уже во время мероприятия, когда участникам запрещено общаться с внешним миром, Томас Лоуренс выясняет, что у умершего Папы были тайны, которые могут подорвать устои Католической церкви. Кроме того, и у кандидатов на папский престол начинают вылезать скелеты из шкафов. Перед Лоуренсом стоит трудная задача: сделать все возможное для восстановления имиджа святой церкви и не дать недостойному возглавить ее, но при этом сам Лоуренс страдает от потери веры.

– А как же Бог? – растерянно спрашивает он, созерцая эту «избирательную гонку».

– Не будьте наивным, – отвечают ему.

Если бы не кардинальские сутаны, может показаться, что мы смотрим картину об обычных политических выборах: интригах, сплетнях, клевете, черном пиаре, грязных шагах по устранению конкурентов. Святые отцы лгут прямо в глаза, подкупают своих коллег, чтобы получить больше голосов, обвиняют друг друга в расизме, нетолерантности, разврате и других грехах. Даже тему нелегальных мигрантов подняли! Кандидатуры отсеиваются одна за другой – и по каждой из них в фильме небольшое расследование, но конкуренция не уменьшается. Куда там борьбе между Трампом и Харрис!

Интриги добавляет и появление «темной лошадки» – никому не известного кардинала, тоже имеющего право голосовать и быть избранным.

Кардинал Лоуренс (Райф Файнс) и кардинал Беллини (Стэнли Туччи). Даже святым отцам приходится объединяться против других святых отцов. Кадр из фильма

Кардинал Лоуренс (Райф Файнс) и кардинал Беллини (Стэнли Туччи). Даже святым отцам приходится объединяться против других святых отцов. Кадр из фильма

Критика Католической церкви

Ее в фильме предостаточно, хоть и не такой радикальной, каковой она действительно заслуживает. Кардиналы – самые святые казалось бы люди в мире – показаны амбициозными, жадными, неуступчивыми и коррумпированными. Каждый из них мечтает надеть на себя папскую тиару и перекроить взгляды Церкви под свои собственные. В то же время кандидаты лицемерно заявляют, что нет-нет, они не хотят такого бремени.

– Если не хотите, так скажите, чтобы за вас не голосовали, – говорит кардинал Лоуренс либерально настроенному кардиналу Беллини (Стэнли Туччи).

– Чтобы место досталось ему? – возмущается Беллини, указывая на своего соперника.

Беллини – один из главных претендентов, представляющий более умеренную фракцию, поддерживающую идеи предыдущего Папы о том, что Церкви следует признать ошибки прошлого, стать более толерантными, чтобы стать лучшей версией себя.

Другие кандидаты на его фоне выглядят не так привлекательно, однако имеют своих поклонников. К примеру, высокомерный и высокомерный кардинал Тедеско (Сержио Кастеллито), мечтающий вернуть церковь к итальянским корням и устаревшей централистской идеологии. Или африканский епископ Адейеми (Лусиан Мсамати), беспощадно критикующий все, что не укладывается в прокрустовое ложе католической доктрины – например, желая геям гореть в аду.

Но и «хорошие» кандидаты, и «плохие» кандидаты на проверку оказываются одинаково прогнившими и утратившими истинную веру.

Один из постеров фильма, символизирующий сомнения кардинала Лоуренса

Один из постеров фильма, символизирующий сомнения кардинала Лоуренса

Актерская игра

Стержень, на котором держится весь актерский ансамбль, это, конечно, Райф Файнс. Некоторые критики называют роль кардинала Томаса Лоуренса – сильнейшей в его карьере. Он одинаково искусно демонстрирует и мягкую уязвимую натуру человека, и решительные действия полководца… извините, администратора этого сложного мероприятия, с отеческой любовью или строгостью увещевает грешников и сам становится на колени перед тем, кого считает достойнее себя. Максимально преданный принципам церкви, которая его сформировала, он ведет сложную внутреннюю борьбу в стремлении возродить веру в самом себе.

Идеально дополняют работу Файнса и другие актеры. Зловещий Джон Литгоу в роли кардинала Трембле, харизматичный Стэнли Туччи, чьего персонажа трудно назвать положительным, энергичный и эмоциональный Серджио Кастеллитто в противовес довольно тяжелому в радикализме и безапелляционности Лусиану Мсамати.

На этом фоне огромного количества мужчин трудно не потеряться женщинам – молчаливым сестрам, которые должны быть тихими и незаметнее. Но Изабелла Росселини (сестра Агнесс) продемонстрировала взрывную игру, одним диалогом обезоружив группу мужчин, которым она должна подчиняться, и  показав, что и сестры могут сыграть свою роль в выборе Папы.

Сестра Агнесса (Изабелла Росселини) доказывает, что не стоит считать незаметных сестер еще и беззубыми. Кадр из фильма

Сестра Агнесса (Изабелла Росселини) доказывает, что не стоит считать незаметных сестер еще и беззубыми. Кадр из фильма

Операторская работа

Работа французского оператора Стефана Фонтена – еще один повод смотреть «Конклав», затаив дыхание.

Душная и темная атмосфера папских апартаментов, где над еще теплым телом Понтифика начинаются интриги и борьба за власть, коридоров отеля, где живут кардиналы, каждая тень заставляет нас не доверять никому из этих людей.

На контрасте – величие Сикстинской капеллы, где собственно и проходит конклав: много света и много торжественного красного, что должно подчеркнуть важность события. Но при этом камера периодически выхватывает фрески Микеланджело на потолке - святые будто видят, что происходит в душах священников.

Крупным кадром - куча окурков, которые святые отцы побросали прямо на пол, в одном из двориков. 

Сады и беседки Ватикана сняты так, что это дает свежий глоток воздуха и помогает возродить веру.

Просторные холлы и темные лестничные клетки подчеркивают и то, какой маленький человек в храме Божьем, и то, какие темные заклинания могут плестись в самом святом (казалось бы) месте.

А вид сверху на толпу кардиналов, одетых в красное, под белыми зонтиками, которые идут на последнее голосование, – пожалуй, самый впечатляющий кадр в фильме.

Кардиналы на выборах Папы – насыщенные цвета еще одно достоинство фильма. Кадр из фильма

Кардиналы на выборах Папы – насыщенные цвета еще одно достоинство фильма. Кадр из фильма

Из минусов

Сначала действительно кажется, что фильм критикует католическую церковь. Но с каждым шагом режиссер пытается решить вопрос: этот институт уже умер или есть шанс на возрождение святости? И все больше склоняется к последнему. В конце может показаться, что весь фильм – это проплаченная Ватиканом реклама (это мнение автора и не имеет под собой никаких оснований, - Ред.).

То, что вышеупомянутые персонажи достаточно неоднозначны – огромный плюс в фильме. Но есть и такие, которые своим достойным поведением, жертвенностью и пафосными вещами сводят на нет предыдущие достоинства картины. Завуалированное сравнение этих положительных героев с Христом, готовым омывать ноги грешникам, выглядит несвойственно человеческой природе. Правильные слова, правильные поступки, которые, по замыслу, должны стать моралью картины, превращаются в манипуляции вроде картинок, созданных искусственным интеллектом: «это два брата-героя. У них сегодня день рождения, а их никто не поздравил». У менее циничных зрителей такие манипуляции могут вызвать одобрительную реакцию – «да, так, как это правильно сказано» – и даже слезы умиления. А у более критичных – легкое отвращение.

Призывы к «всеобщей любви и миру, доброте и милосердию» и «нет войнам» звучат, конечно, правильно, но у нас, украинцев, перед глазами не всегда понятное поведение умеренного Папы Франциска, у которого мечта – помирить россиян и украинцев с помощью какого-то крестного хода или слов «мирись-мирись и больше не дерись».

PS Но плюсов у "Конклава", конечно, больше. Предполагаем, что он еще получит награды киноакадемий. За главную мужскую роль и за операторскую работу так точно.

В Ватикане человек должен чувствовать себя маленьким по сравнению с величием Церкви. Кадр из фильма

В Ватикане человек должен чувствовать себя маленьким по сравнению с величием Церкви. Кадр из фильма

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Эдвард Бергер («На западном фронте без изменений», сериалы «Патрик Мелроуз», «Террор»)

В главных ролях: Райф Файнс (франшизы о Гарри Поттере и Джеймсе Бонде), Джон Литгоу («Здравствуй, папа, Новый год. 2», «Убийцы цветочной луны», сериал «Корона»), Стэнли Туччи («Дьявол носит Prada», «Милые кости»), Серджио Кастеллитто («Данте», «Рожденный дважды»), Изабелла Росселини («Смерть ей к лицу», «Синий бархат»,), Лусиану Мсамати (сериалы «Игра престолов», «Доктор Кто»)

Продолжительность: 02:00