Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Одесский благотворитель - Герой Украины Борис Литвак дружил с Окуджавой и Высоцким

Одесский благотворитель - Герой Украины Борис Литвак дружил с Окуджавой и Высоцким
Фото: Знакомые Литвака говорят: такие люди рождаются раз в тысячу лет. Фото: Максим Войтенко
Праздник 70-летия со дня освобождения Одессы омрачила тяжелая утрата – на 85-м году жизни скончался Герой Украины, почетный гражданин Одессы и Одесской области Борис Литвак. В минувшее воскресенье по городу объявили траур. Подобного масштаба церемонии прощания не помнят даже пожилые одесситы.
 
Мэры и губернаторы шли за советом
 
Те, кто был с ним знаком, говорят: такие люди рождаются раз в тысячу лет. Литвак был великим созидателем – на весь бывший СССР прослыл его реабилитационный центр, где бесплатно предоставляют помощь детям с ДЦП.
 
Борис Давидович начинал слесарем на заводе киноаппаратуры – и уже тогда отличился тем, что организовал строительство стадиона для рабочих. После этого возглавлял кафедру физподготовки в техникуме, больше 30 лет работал в спортивной школе, был заслуженным тренером и депутатом горсовета. Литвак повторял: "Добро нужно делать тихо". Многочисленные знаки отличия он хранил в ящике стола.
 
– Как ни заглянешь к папе Боре в кабинет, он всегда был обвешан телефонными трубками и решал два десятка задач одновременно, – говорит скульптор Михаил Рева, автор фигуры ангела, украшающей детский центр. – Он пытался помочь всем – начиная от дворника, у которого затопило квартиру, до друга, живущего в Америке.
 
Мэры и губернаторы шли к Литваку за советом. Литвак был прямолинейным человеком и не стеснялся в выражениях. Всех людей, включая чиновников, Борис Давидович делил на две категории: "светлый пацан" и "грязное животное". Для него ничего не значили ни высокие посты, ни звания. Среди его друзей были музыканты, артисты, художники, скульпторы и писатели.
 
– Он тесно общался с Окуджавой, а Высоцкий был одним из его преданных друзей, – рассказывает директор школы имени К.К. Костанди Валерий Токарев. – Он и сам любил петь, цитировал Бабеля, а стихи Евтушенко читал так, что сам поэт шутил, мол, Боренька знает его произведения лучше, чем он.
 
О болезни не говорил
 
Коллеги и друзья вспоминают: Литвак всегда был бодрым и редко жаловался на здоровье. Не имея никакого отношения к медицине, он посвятил себя больным детям. Когда его собственная дочь оказалась на грани смерти, поклялся сделать все, чтобы спасти как можно больше малышей, от которых отказались врачи.
 
– Дочка Ирочка говорила: "Что ж ты выбираешь самых сильных и делаешь из них чемпионов? – рассказывал Литвак. – А больные и слабые не нужны никому. Помоги им!"
 
Так в 1996 году появился фонд "Будущее", подобного которому нет во всем СНГ. Сотрудники центра безвозмездно помогли тысячам детей-инвалидов.
 
Чтобы построить комплекс, Борис Давидович не просил ни копейки у государства: помог дар убеждения, его умение обаять. Влиятельные люди выделяли деньги, рабочие цеха, где когда-то работал Литвак, помогли стройматериалами, а фундамент клали бывшие воспитанники спортшколы.
 
– В 2002 году центр хотели закрыть из-за кризиса, – рассказывает экс-губернатор Сергей Гриневецкий. – Мы вместе убедили министров не делать этого – создали попечительский совет, привлекли инвесторов, и так удалось его спасти.
 
Люди вспоминают: было ощущение, что за ними наблюдают высшие силы. К примеру, когда ставили окна, сорвалась массивная рама. Внизу стояло несколько десятков человек, но конструкция не упала, зацепившись за крыло ангела! А когда выпускали голубей на открытии, они уселись на крыше и не хотели улетать.
 
– Борис Давидович участвовал во всем, что касалось жизни центра, он буквально ночевал в Доме с ангелом, – говорит руководитель театрального коллектива реабилитационного учреждения Фауст Миндлин.
 
Рак легких подкосил внезапно, но Литвак оставался в строю даже во время обострений. За несколько дней до смерти он приходил в центр, спрашивал, сколько деток поступило и какая помощь нужна. Борис Давидович не распространялся о болезни, а только самым близким говорил: "Слава Богу, хоть что-то успел после себя оставить".
 
Сейчас чиновники хотят назвать именем благодетеля спортивную школу олимпийского резерва, которую он возглавлял. Скульптор Михаил Рева планирует создать памятник Литваку, а горожане предлагают переименовать в его честь одну из улиц.