Загрузить еще

Представляем 37-й альбом коллекции «КП» - «Поленов»: Московские дворики

Представляем 37-й альбом коллекции «КП» - «Поленов»: Московские дворики
Фото: Василий Поленов. Портрет работы Ильи Репина, 1877 г.

Иной раз, например, созерцая Босха или, скажем, Гигера, верится в справедливость этого утверждения с большим трудом. Зато фраза точно о Василии Дмитриевиче Поленове (1844 - 1927), каждая работа которого походит на чудесное сновидение.

Как-то уже сложилось, что Поленова у нас задвинули во второй эшелон русских живописцев XIX века. На ум - если говорить об этой эпохе - приходят в первую очередь Брюллов, Крамской, Левитан, Шишкин, Серов… Ну а что же Поленов -  художник, поражающий многогранностью и совершенно особым шармом?

…Обветшавший, но все еще красивый особняк, заросли старой сирени вперемежку с лопухами, накренившийся ствол березы - и яркий, изумрудно-лазоревый, залитый солнцем небосвод. Кажется, летний солнечный свет не добирается сюда, в этот садик, где по тропинке осторожно, опираясь на палочку, вышагивает сгорбленная старушка, вся в черном, не по сезону тепло одетая, в сопровождении молодой девушки. Это знаменитый «Бабушкин сад» (1878 г.) Поленова - одно из его полотен, ставших этапом русской живописи XIX века. Нет ни в этом саду, ни в образе старушки, ни даже в контрасте света и тени никакой трагедии умирания, хоть и подчеркнуто старение всеми возможными средствами. Есть, напротив, спокойная созерцательность, которая становится многозначимым символом: ведь и сама бабушка, наверное, не просыпается в слезах каждое утро, осознавая свою немощность, - она продолжает любоваться жизнью, тем более понимая, что, возможно, это ее последнее лето и последние ласковые солнечные дни. А с другой стороны, и почти через 150 лет после того, как Поленов написал эту картину, мы, созерцая ее, невольно вспоминаем такие же - с оттенком одновременно и запустения, и очарования - садики наших стариков…

«Жалко, что бабушкиного сада нет больше в Москве» - было когда-то записано в книге отзывов Третьяковки, где хранится эта картина.

Их, конечно, давно нет в центре наших городов, зато в пригородах, дачных районах - предостаточно.

«Бабушкин сад», 1878 г.

Рассказывают, что в 1878 году перед началом очередной выставки художников-передвижников Поленов долго извинялся перед ее руководителем - Крамским -  за то, что не написал к ее открытию ничего стоящего. Просил принять «Московский дворик» - картину, вызвавшую фурор и зависть коллег по цеху. Покосившиеся сараи и ветхий домик, женщина тащит ведро с водой, мальчик играет в траве… А вдали купола церкви и колокольня, словно бы философский символ, означающий единение сиюминутного и вечного. И опять Поленов-созерцатель с беспристрастностью наблюдает окружающий мир.

Эти полотна интересны не только с точки зрения идеи. Они были открытием и в смысле техники. Поленов удивительным образом передал непередаваемые, казалось бы, вещи - свет и воздух. Причем сам художник достижением свою технику никогда не считал.

Меня лично очаровывают все эти пейзажи Поленова-созерцателя. Погруженная в туман мистическая «Старая мельница», разнежившаяся под августовским солнцем «Река Клязьма» или заточенная в снега «Станция Тарусская», вблизи которой, кстати, художник и умер. Железнодорожные пути, ведущие от игрушечного  - в сравнении с огромными сугробами - здания станции, прямые и ровные, на этом этюде - словно бы дорога в иной мир, где нет морозов и метелей…

Уже за одни эти «дворики» Поленов мог бы называться великим художником. Но он был гораздо многограннее. Есть его потрясающие жанровые полотна («На лодке. Абрамцево»), есть исторические картины («Гугенот»), есть, наконец, библейский цикл. Удивительное дело, но Поленов - человек неверующий - так много внимания отдал образу Христа.

В отличие от Иванова или Крамского Христос у Поленова лишен печати страдания или слабости. Это сильный, уверенный, физически развитый человек. Именно человек, словно бы подчеркивает художник, только лишь наделенный выдающимися способностями. Но что еще важнее, Иисус на его картинах вызывает не сострадание, а восхищение. Как и все образы у художника. «Искусство должно давать людям надежду и радость, иначе оно лишено всякого смысла», - считал он.

И с ним не поспоришь…

ВИКТОРИНА «КП»

Ответь на наш 
вопрос - и получи альбом «Поленов»

Как называется церковь, запечатленная художником на картине «Московский дворик»? Эта церковь сохранилась до сих пор.

 
  1. Спас на Крови
  2. Спас на Песках
  3. Спас на Нерли
  4. Спас на Кулишах
  5. Спас на Берестове

До 13 июня отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 16 июня.

Правильный ответ на вопрос предыдущей викторины:  это портрет Лидии Делекторской. Поздравляем фармацевта Надежду ГАВРИЛЕНКО из Киева.



 

Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО «Украинские Радиосистемы», лицензия НКРС №120093 от 16.05.2006 г. ООО «АСТЕЛИТ», лицензия НКРСУ АБ №222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА №720189, выдана ЗАО «УМС» 29.12.2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО «Издательский Дом УМХ». Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.