Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

На дирекцию заповедника завели уголовное дело. Парк снова горит...

На дирекцию заповедника завели уголовное дело. Парк снова горит...
Фото: Ущерб, причиненный от пожаров, составляет 40 миллионов. Фото из архива «КП».

«Служебная небрежность, которая повлекла за собой тяжкие последствия» – именно к таким выводам пришла специальная экспертная комиссия, расследовавшая причины и последствия целой серии пожаров, бушевавших в Нижнеднестровском национальном природном парке. Как уже писала «КП», – Мы провели достаточно серьезную аналитическую работу, – рассказывает начальник государственной экологической инспекции в Одесской области Олег Вахрушев, – и пришли к выводам о том, что распространение огня на значительные участки парка произошло из-за нарушений администрацией требований закона.

Халатность ценой в 40 миллионов
В общей сложности государству был нанесен ущерб в размере 40 миллионов гривен. Оценивать вред, причиненный экологии плавней, в государственной экологической инспекции не берутся.
– Оценивая материальную составляющую, мы исходили из принятой методики расчета ущерба природным паркам огненной стихией, – продолжает Вахрушев. – Есть конкретная цифра – 20 тысяч гривен за гектар. Умножаем ее на уничтоженную площадь и получаем упомянутую сумму. Материалы мы передали в областную прокуратуру, там возбудили уголовное дело по статье 367 УК, предусматривающей наказание от 2 до 5 лет лишения свободы.
Между тем в администрации парка с таким вердиктом комиссии категорически не согласны. Пожары здесь считают процессом традиционным. Так сказать, неминуемым злом.
– Я хочу всем напомнить, что уникальные Дунайские плавни были сформированы именно благодаря крупным пожарам, – рассказывает и.о. директора Нижнеднестровского парка Николай Рыженко. – Более того, здесь с 2001 по 2005 годы реализовывалась специальная программа по выжиганию тростника и формированию новых озер. Далее, мне кажется весьма спорным сам подсчет суммы убытка. Например, откуда они узнали, что якобы сгоревшее в пожаре дерево погибло именно от огня, а не засохло, скажем, за полгода до этого? Ну и напоследок, еще не были проведены научные изыскания, позволяющие оценить влияние пожаров на развитие здешней экосистемы. Лично я склоняюсь к тому, что ничего пагубного в них нет.
Экологи уверены: правоохранители просто не хотят искать злоумышленников, из раза в раз поджигающих заповедник.
– Вы себе представляете территорию заповедника? – возмущается эколог Олег Сергеев. – Да его с космоса видно. А они говорят: у вас пожарный щит не оформлен и таблички «не курить» не весят! Потом переложат вину на ответственного за пожарную безопасность и повесят на него эти 40 миллионов. А заповедник продолжит гореть.

Нашли крайнего?
Так получилось, что пока в одном конце парка работала упомянутая комиссия, в другой стороне взвились в небо языки пламени. Случилось это в нынешнюю субботу. Пожар возник в полдень недалеко от первого пограничного поста автотрассы Маяки – Паланка, и закончился поздно ночью в зоне северного берега Днестровского лимана.
– На этот раз горели плавни в ценнейшей заповедной зоне парка, – рассказывает эколог Игорь Русев. – Это уникальное водно-болотное угодье международного значения, внесено в списки Рамсарской конвенции. По моим оценкам, сгорело приблизительно до двух тысяч гектаров тростниковых и кустарниковых зарослей. Кроме того, пострадало много деревьев.
Свидетели пожара утверждают, что и на сей раз работали уже отметившиеся в плавнях раньше поджигатели.
– Злоумышленники специально поджигали плавни в ветреную погоду, в надежде на то, что подгоняемый воздушными массами огонь охватит как можно большую площадь, – продолжает Игорь Русев. – Так ущерб намного значительней.
Правоохранительные органы не отрицают факт поджога и того, что, скорее всего, здесь работает одна и та же хорошо организованная группа, но сделать пока ничего не могут. Проверки местных жителей и поиск по «горячим следам» ни к чему не привели.