Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Первый грабитель украинского банка-одессит пошел на дело с игрушечным пистолетом

Первый грабитель украинского банка-одессит пошел на дело с игрушечным пистолетом

Тогда грабили всех: инкассаторов, почтовые отделения, пункты обмена валют, даже заводы, а вот банки – нет. Первое, во всяком случае, официально признанное на то время ограбление, произошло мартовским днем 2004 года в Одессе.

Тяжелый понедельник

Был ясный солнечный день, начало рабочей недели. Только закончился обеденный перерыв. У входа в отделение банка на стуле дремал охранник. Кассир-операционист Ольга Николаевна открыла окошко кассы и приготовилась провести в обычной неспешной полудреме остаток трудового дня.

Отделение находилось на самой окраине, практически за чертой города. Посетители здесь – большая редкость, поэтому на двух молодых людей Ольга сразу же обратила внимание. А потом события начали развиваться, как в голливудском боевике.

– Ребята как-то странно замешкались на входе, а потом вдруг надели маски и достали пистолеты, – вспоминает кассир. – Один подбежал к охраннику и, наставив на него оружие, приказал не двигаться, другой направился ко мне. Я жутко перепугалась. Помню, подошедший ко мне налетчик был очень вежливым, сказал, чтобы я не боялась, и попросил положить все деньги из кассы в полиэтиленовый пакет. Опомнилась я, когда они уже вышли. Первое, что тогда промелькнуло в голове: точно без зарплаты останусь.

Спустя несколько минут возле входа в банк собралась почти вся районная милиция. Немного позже прибыли сотрудники СБУ, спецподразделения областного МВД и милицейское начальство. Шутка ли, средь бела дня вооруженное ограбление банка. Да и не в «лихие 90-е», а в относительно благополучные времена. В городе ввели план «перехват», но преступники как сквозь землю провалились.

– Первое, на что тогда обратили внимание – район преступления, в такие места гастролеры редко забираются, – рассказывает работавший тогда оперуполномоченным Суворовского РО УМВД Сергей Терентьев, – да и сам факт, что злоумышленникам удалось так быстро скрыться, свидетельствовал в пользу того, что налет совершил кто-то из местных.

Унесли гривны и доллары

Буквально в первые часы после происшествия оперативники выяснили, что молодых людей, похожих по описанию на налетчиков, неоднократно видели неподалеку от места преступления. Нашлись и те, кто готов был предоставить словесный портрет подозреваемых. После этого установить личности нападавших и адрес их проживания стало делом фактически решенным.

– Было сразу понятно, что действовали непрофессионалы, – продолжает Терентьев. – Уж слишком много они оставили после себя улик. Кроме того, опытный грабитель никогда не пойдет на преступление в том районе, где он проживает. Если бы они быстро покинули место преступления, а потом залегли на дно, то задержать их было бы весьма непросто.

Сразу же было решено информацию о произошедшем не разглашать. Уже вечером того же дня у домов, где проживали подозреваемые, установили засаду, но никто так и не попался.

– Мне позвонили случайные знакомые и сказали, чтобы я домой не возвращался, мол, там уже ждут, – говорит участник того ограбления, представившийся Михаилом. – До того момента у меня еще были какие-то надежды на то, что все прошло удачно. А потом оставалось или податься в бега, будучи объявленным в государственный розыск, или сдаться. Мы с напарником решили выбрать что-то среднее – разделились. Я отключил мобильный, выбросил сим-карту, спрятал большую часть украденного и отправился окольными дорогами в центр города. Кстати, взяли мы тогда в кассе 14 тысяч гривен и 3600 долларов.

Вместо пистолета – зажигалка

Весь следующий после ограбления день Михаил бесцельно гулял по весенним одесским улицам. Он знал: в следующий раз такая возможность представится ему ох как не скоро.   

Следующим утром на квартире университетского друга Михаила преступника арестовали. Один из оперативников рассказал, что «вели» подозреваемого с вечера, с той самой посиделки в городском парке.

– Сразу брать не стали, ведь по имевшейся на руках ориентировке подозреваемый был вооружен и мог быть опасным для прохожих, – говорит оперативник. – Перед тем как его задерживать, оцепили весь квартал. Затем под благовидным предлогом, по-моему, представились из военкомата (его друга как раз должны были на медкомиссию вызывать), предложили открыть дверь в квартиру. Ну, а дальше дело техники. Даже если бы они хотели сопротивляться, ничего бы не успели сделать.

Уже после поимки преступников (второго соучастника взяли еще накануне днем) выяснилось, что на ограбление они шли с игрушечным оружием – пистолетом-зажигалкой и поломанным пневматическим пистолетом.

– Этот факт и то, что мы вернули все украденные деньги, смягчило наше наказание, – рассказывает Михаил. – На самом первом допросе следователь мне говорил, дескать, «ну вы, ребята, и попали! Да за такую выходку государственный обвинитель будет минимум 10 лет для вас просить». Потом был суд, на котором удалось доказать, что в момент совершения преступления мы ни для кого не представляли угрозы, в бега не подавались, до этого не привлекались, неплохо учились в вузах. В общем, приговор адвокат назвал мягким – 4,5 года лишения свободы.

 

«Лучше бы отчислили»

Сейчас Михаил вспоминает тот период своей жизни, как страшный сон. Говорит, после «отсидки» заочно закончил университет, познакомился с девушкой и создал семью.

– Единственное, с устройством на работу часто бывают проблемы: обычно работодатель, узнав мое прошлое, старается найти любой повод, чтобы отказать мне в трудоустройстве. Приходится разгружать железнодорожные составы, класть камень. В общем, заниматься всем тем, для чего, по большому счету, достаточно пяти классов образования.

На самый главный вопрос – зачем 19-летнему парню нужны были деньги, Михаил отвечает, что пошел на ограбление ради того, чтобы оплатить учебу в университете.

– В семье было очень сложно с деньгами, а мне нужно было оплатить контракт на учебу, – вспоминает он. – По тем временам, 800 гривен – сумма не такая уж и большая, но и не маленькая, в семье таких денег не было. Меня вызвали в деканат и заявили, что я первый в очереди на отчисление: до апреля не внесешь необходимую сумму – пойдешь на воздух. Тогда мне, молодому юноше, ограбление банка, знаете, как в фильмах, показалось единственным возможным способом выйти из сложившейся ситуации. Теперь-то я понимаю, что лучше было бы, если б меня просто исключили.

 

Комментарий специалиста

На право считаться первым удачным ограблением банка, когда преступникам удалось вынести из него деньги, претендуют два сразу преступления – одно из них произошло в Одессе 29 марта 2004 года, другое – в Киеве 30 сентября того же года. Примечательно, что оба раза преступники грабили отделения одного и того же банка.

– Я много занимался этим вопросом и не исключаю, что и раньше в Украине происходили подобные случаи, – говорит юрист Андрей Бексеров, – но даже если они и имели место быть, огласку произошедшему никто не давал, и в официальную статистику они не попадали.

На заре банковского движения – в начале девяностых – подавляющее большинство этих структур или «крышевались» криминальными авторитетами, или же имели с ними, так сказать, общие интересы. Потому и грабить их, так как это делают сейчас – лихо, с пистолетами или автоматами наперевес – никто не решался.

– Это было бы равносильно подписанию себе смертного приговора, – продолжает специалист. – Случись подобное, налетчики вряд ли бы дожили до поимки их правоохранительными органами.

Только в начале 2000-х в нашей стране начали предпринимать робкие и в то же время дерзкие попытки грабить банковские учреждения. Первыми под удар попали инкассаторы, затем злоумышленники обнаглели до того, что начали грабить банковские пункты обмена валют.

Фото автора.