Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

100 лет городскому трамваю: от лошадиных упряжек до скоростного вагона

100 лет городскому трамваю: от лошадиных упряжек до скоростного вагона
Фото: Фото Алексея Кравцова.

В пятницу одесситы смогут отпраздновать три праздника. В этот день исполнится 130 лет пуска конки, а также 100-летие открытия первой линии электрического трамвая. К ним так же присоединится и троллейбус, который впервые был пущен по улицам Одессы 65 лет назад.

Трамваи запрягали лошадьми
Руководство транспортного комплекса, ветераны труда, а также сотрудники, проработавшие много лет в этом ведомстве, соберутся 24 сентября в Одесском академическом русском драматическом театре, чтобы отметить памятную дату.
– У нас есть люди, которые получали обучение по уникальным видам профессии еще во времена СССР, – сообщили в КП «Горэлектротранс». – Они буквально отдали свою жизнь предприятию. Более того, у нас трудятся более сорока семейных династий: в свое время работали родители, потом дети, а затем и внуки.
В музее коммунального предприятия нам рассказали, что до первого электрического трамвая по одесским улицам ходила конка.
– Ее пустили в июле 1880 года, – рассказали в музее КП «Одессгорэлектротранс». – Знать, имевшая дачи в районе Ланжерона, позаботилась о том, чтобы, в первую очередь, город связали именно с этим районом. Первые вагоны конки были запряжены всего одной лошадью и могли перевозить до десяти пассажиров. Потом количество «лошадиных сил», конечно же, увеличили.
Вагон, запряженный лошадьми, тогда ходил по накатанной колее. Сейчас уже вряд ли остались старожилы, помнящие этот первый вид общественного транспорта, однако в музее до сих пор хранятся деревянные колеса конки. Так же в музее рассказали, что в сентябре 1890 года на маршрут уже пустили паровую машину. А один из первых трамвайных путей пролегал на Хаджибей через нынешние поля орошения.

«Зайцами» ездили и сто лет назад
В КП «Горэлектротранс» отмечают, что проект электрического трамвая был утвержден в 1908 году и уже через два года были пущены первые линии. Юбилей их пуска и отмечают в этом году. Стоит отметить, что номеров тогда линии не имели, были только лишь названия. Номера появились позже.
– К 1917 году строительство сети линии электрического трамвая было закончено, а последние вагоны конки окончательно исчезли с одесских улиц, – рассказали в музее. – Но некоторые линии начали свою работу лишь в двадцатые годы.
Помнят сотрудники этого предприятия и смешные истории, связанные с первым одесским электротранспортом.
– Среди первых пассажиров был один хитренький старичок, – рассказывает Виктор Худяков. – Он заходил утром в вагон, доставал 100-рублевую купюру и вручал кондуктору. А проезд тогда стоил 5 копеек. У того, конечно, такой сдачи не было и пассажир ехал бесплатно. Но однажды кондукторы собрали целую торбу пятаков и вручили безбилетнику прямо в вагоне. Пассажир возмущался, но сдачу все же взял.

У нас будет скоростной трамвай?
Еще в мае Департамент транспортного комплекса и связи Одесского городского совета озвучил намерение запустить в Одессе скоростной трамвай.
– В рамках проекта «Общественный транспорт в городе Одесса» планируется создание нового трамвайного маршрута общей протяженностью 24 км, – сообщил и.о. директора департамента Александр Науменко. – По маршруту от Пересыпского моста до завода «Центролит» планируется запустить скоростной трамвай. Кроме того, проект предусматривает реконструкцию трамвайного депо №2 и закупку 18 новых трамваев.
По сообщению руководителя ведомства, в настоящее время идет отработка документов с Европейским Банком Реконструкции и Развития по выделению валютных кредитов под реализацию этого проекта.

Кстати
Сегодня в 15.00 в рамках юбилейного десятого «Джаз-карнавала» из депо выйдет первый одесский электрический трамвай с джазистами на борту. Как рассказал нам замдиректора КП «Одессгорэлектротранс», к столетнему юбилею его полностью отреставрировали и в честь праздника украсили, однако, несмотря на ремонт, все детали в нем остались аутентичные. Ежегодно во время «Джаз-карнавала» трамвайчик ездит по городу с музыкантами на борту. Так же его можно увидеть на улицах города летом.