Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

За зиму исчезнувшие пляжи могут спровоцировать оползни

За зиму исчезнувшие пляжи могут спровоцировать оползни

Песка не будет?
Несмотря на то, что наш город расположен на берегу моря, и считается курортом, прошлым летом туристы и сами одесситы не смогли почувствовать этого в полной мере. На большинстве пляжей отдыхать приходилось, ютясь на «обглоданных» морем песчаных участках. Вопреки обещаниям песок так и не намыли. Что же говорить о будущем лете, если нет никакой уверенности в том, что пляжи в следующем году в Одессе вообще будут.
Как говорят в Управлении инженерной защиты и развития побережья горсовета, на намывку песка сейчас необходимо около миллиона гривен. И если в этом году эту проблему решить не удастся, то позже для восстановления пляжей и прибрежной зоны потребуется более внушительная сумма. По словам начальника управления Владимира Соколова, осенью ведомство так и не получило для этого денежных средств.
– Нам не выделили ни копейки из природоохранного фонда города, – заявил он. – И неизвестно будут ли деньги к концу года.
Чиновники предполагают, что если не решить проблему сейчас, то впоследствии затраты могут быть гораздо более серьезными и уже миллионом гривен не обойтись.
– Если зима будет такая же, как и в прошлом году, то одесские пляжи и вовсе останутся без песка, – заявил Владимир Соколов. – Сильные шторма унесут песок за волнорез, а вернуть его будет уже невозможно.

Сорок лет не намывали песок
Прошлой зимой из-за штормов пляжи сократились на целых 30-50%. По словам специалистов, нормой в подобной ситуации считается 10-20% песка, унесенного в море. Однако это при условии, что берегоукрепительные сооружения функционируют нормально, а намыв песка производился по правильной технологии. Что касается берегозащитного комплекса, срок его функционирования уже истек.
– На такие сооружения дается срок – 25 лет. В течение этого времени он выдержал работу, – сообщил доктор географических наук Юрий Шуйский. – Однако конструкции нужно было искусственно поддерживать.
Песок же первый раз с советских времен в Одессе намывали в 2007 году. Однако экологи заявляют, что тогда практически вся морская живность, обитавшая у побережья, была уничтожена.
– Песок хоронит под собой тонны мидий и миллионы крабов, – делится директор гидробиологической станции университета Мечникова Олег Ковтун. – Но по-другому решать проблему невозможно, поскольку так рассчитали в шестидесятых годах.
Кроме того, ученые считают, что намываемый песок слишком мелкий, а прежде чем начинать работы, нужно было сначала реанимировать берегоукрепительные сооружения. В связи с этим в одесском заливе стало гораздо меньше рыбы.
– Песок насыпали прямо в тело пляжа, – отмечает директор института биологии Южных морей Борис Александров, – засыпали каменные гряды мыса малый Фонтан, где селились бычки и мидии. Из шести кораблей песка, которые намыли, я сомневаюсь, что на побережье остались объемы хотя бы десятой части. К тому же в песке содержался ил. А в шторм вода становится белой, как молоко, вот рыба и ушла из залива в более благоприятные места. Надеемся, что в следующий раз при проведении подобных работ будут советоваться с учеными и брать более качественный песок.
Резюмируя зимние перспективы, начальник городского управления не берется давать четкие прогнозы.
– С учетом того, что в этом году намывка не производилась, в следующем с пляжами может быть все, что угодно, – заявил Владимир Соколов. – Кроме того, из-за отсутствия песка на пляжах могут возникнуть оползни и промоины. Их остановить будет гораздо сложнее, а последствия могут быть непредсказуемыми.

Кстати
Невыносимая жара минувшего лета заставила задуматься о качестве морской воды.
– В такую жару и штиль вода плохо циркулируется из-за волнорезов, – отмечает Владимир Соколов. – Эти конструкции – позавчерашний день. За границей на пляжах нет никаких волноломов. А чтобы не допустить разрушения береговой линии, они ежегодно намывают пляжи. Такие работы могут стоить городу сотни миллионов гривен. Планировалось объявить международный конкурс по ликвидации этих конструкций. Было и распоряжение городского головы о проведении тендера, однако сейчас вопрос завис в воздухе.