Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

Эйзенштейн снял «Броненосца» благодаря... случайности

Эйзенштейн снял «Броненосца» благодаря... случайности
Фото: Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»

Вчера всемирно известному фильму «Броненосец Потемкин», принесшему мировую славу не только его режиссеру Сергею Эйзенштейну, но и нашему городу, исполнилось 85 лет. Первый массовый показ его состоялся 18 января 1926 года.

Картина могла быть совсем другой
По словам директора Одесского музея кино Вадима Костроменко, в 1925 году только что созданной Московской киностудии заказали фильм о революции 1905 года. Времени на съемки было мало, а матерые режиссеры браться за это довольно опасное дело отказались. Дескать, если не получится, могут и голову «открутить».
– Согласился еще тогда молодой и никому неизвестный режиссер Сергей Эйзенштейн, – рассказывает Вадим Васильевич. – А если бы не одессит Михаил Копчинский, которому было поручено создать в Одессе первую государственную киностудию страны, то не было бы и самого фильма.
По сценарию съемки должны были проходить в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе, Краснодаре и Одессе. Но из-за плохой погоды в Северной Пальмире съемочная группа по приглашению Копчинского, ставшего директором картины, отправилась в наш город. В результате, увидев блистательную работу Эйзенштейна и поддержав его идеи, он принял решение больше никуда не ехать, а снимать весь фильм здесь.
Однако после премьеры, несмотря на успех картины, директора посадили в тюрьму за выплаченные Эйзенштейну и оператору Эдуарду Тиссэ премии в 600 и 300 рублей.

Эйзенштейнов больше не рождалось
Говоря об этом фильме, конечно же, сразу вспоминается легендарный эпизод, когда коляска с младенцем катится вниз по ступенькам Потемкинской лестницы. Именно эти кадры прославили одесские ступеньки. Кстати, по словам одесского журналиста, главного редактора альманаха Всемирного клуба одесситов «Дерибасовкая-Ришельевская» Феликса Кохрихта, малютка, который лежал в этой коляске, впоследствии стал выдающимся ученым и прошел Великую Отечественную войну. Звали его Аба Григорьевич Глауберман.
А кинематографисты в один голос твердят, что ленты, которые изучались бы во всех киношколах мира, теперь не создают.
– Сейчас фильмов такого уровня больше не снимают, поскольку не родились таланты равные Эйзенштейну, – считает заслуженный деятель искусств Украины Вадим Костроменко. – А также нет системы, при которой можно свободно и раскованно творить. Сегодня нет никакой цензуры, есть полная свобода творчества при полном отсутствии материальных средств. А ведь если есть деньги, тогда есть и культура. Однажды Сергей Гриневецкий сказал, что культура – это одежда нации, а сначала был фиговый листок... А я добавляю, что мы им и сейчас прикрываемся.

Кстати
Феликс Кохрихт рассказал, что памятник Исааку Бабелю, сбором денег на который занимался Всемирный клуб одесситов, откроется в июле этого года. По его словам, также в скором времени будет учреждена и литературная премия имени Бабеля, которая будет присуждаться за лучший рассказ или новеллу. Однако размер этой литературной премии пока неизвестен.