Сегодня 30 марта +15°C
Марта Баранова (19 января 2011)
Эйзенштейн снял «Броненосца» благодаря... случайности

Эйзенштейн снял «Броненосца» благодаря... случайности

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»

Вчера всемирно известному фильму «Броненосец Потемкин», принесшему мировую славу не только его режиссеру Сергею Эйзенштейну, но и нашему городу, исполнилось 85 лет. Первый массовый показ его состоялся 18 января 1926 года.

Картина могла быть совсем другой
По словам директора Одесского музея кино Вадима Костроменко, в 1925 году только что созданной Московской киностудии заказали фильм о революции 1905 года. Времени на съемки было мало, а матерые режиссеры браться за это довольно опасное дело отказались. Дескать, если не получится, могут и голову «открутить».
– Согласился еще тогда молодой и никому неизвестный режиссер Сергей Эйзенштейн, – рассказывает Вадим Васильевич. – А если бы не одессит Михаил Копчинский, которому было поручено создать в Одессе первую государственную киностудию страны, то не было бы и самого фильма.
По сценарию съемки должны были проходить в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе, Краснодаре и Одессе. Но из-за плохой погоды в Северной Пальмире съемочная группа по приглашению Копчинского, ставшего директором картины, отправилась в наш город. В результате, увидев блистательную работу Эйзенштейна и поддержав его идеи, он принял решение больше никуда не ехать, а снимать весь фильм здесь.
Однако после премьеры, несмотря на успех картины, директора посадили в тюрьму за выплаченные Эйзенштейну и оператору Эдуарду Тиссэ премии в 600 и 300 рублей.

Эйзенштейнов больше не рождалось
Говоря об этом фильме, конечно же, сразу вспоминается легендарный эпизод, когда коляска с младенцем катится вниз по ступенькам Потемкинской лестницы. Именно эти кадры прославили одесские ступеньки. Кстати, по словам одесского журналиста, главного редактора альманаха Всемирного клуба одесситов «Дерибасовкая-Ришельевская» Феликса Кохрихта, малютка, который лежал в этой коляске, впоследствии стал выдающимся ученым и прошел Великую Отечественную войну. Звали его Аба Григорьевич Глауберман.
А кинематографисты в один голос твердят, что ленты, которые изучались бы во всех киношколах мира, теперь не создают.
– Сейчас фильмов такого уровня больше не снимают, поскольку не родились таланты равные Эйзенштейну, – считает заслуженный деятель искусств Украины Вадим Костроменко. – А также нет системы, при которой можно свободно и раскованно творить. Сегодня нет никакой цензуры, есть полная свобода творчества при полном отсутствии материальных средств. А ведь если есть деньги, тогда есть и культура. Однажды Сергей Гриневецкий сказал, что культура – это одежда нации, а сначала был фиговый листок... А я добавляю, что мы им и сейчас прикрываемся.

Кстати
Феликс Кохрихт рассказал, что памятник Исааку Бабелю, сбором денег на который занимался Всемирный клуб одесситов, откроется в июле этого года. По его словам, также в скором времени будет учреждена и литературная премия имени Бабеля, которая будет присуждаться за лучший рассказ или новеллу. Однако размер этой литературной премии пока неизвестен.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

Месси дисквалифицировали на четыре матча
Месси дисквалифицировали на четыре матча 676

Дисциплинарный комитет ФИФА принял данное решение в связи с инцидентом с участием футболиста, который произошедшего 23 марта. Там посчитали, что футболист оскорбил помощника судьи.

работа Днепропетровск автомойщиксюдакомедия Фокус