Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Закулисье маршрутчиков: засыпают за рулем и фабрикуют путеводные листы

Закулисье маршрутчиков: засыпают за рулем и фабрикуют путеводные листы
Фото: Большинство работало на себя и на своих же машинах

Первобытные маршрутки
Еще сравнительно недавно, каких-нибудь лет десять назад, работа на маршрутном такси среди профессиональных шоферов считалось делом престижным, а пробиться в эту сферу мог далеко не каждый.
– Я один из первых начал кататься на маршрутке, – рассказывает Алексей Иванов, – сидел за баранкой переделанного в пассажирский грузовичка «Форд-Транзит». Меня и еще нескольких ребят поставили «накатывать» 150-й маршрут. Ну, это чтобы люди привыкли и знали, что можно и не на автобусе ездить, – смеется наш собеседник в ответ на вопросительный взгляд. – Первое время было действительно тяжело – мало кто хотел платить в два раза больше (1 гривна против 50 копеек за автобус). Приходилось подолгу стоять на конечных, ожидая, пока заполнится салон, а потом лететь на всей скорости. Никаких графиков движения у нас не было – сколько успеешь сделать ходок, столько и заработаешь – потому на конечных нередки были конфликты со стоящими в очереди водителями автобусов и другими маршрутчиками. Даже до драк доходило.
Зарабатывали тогдашние водители маршруток намного больше нынешних.
– Большинство работало на себя и на своих же машинах, – говорит Александр В., – хозяину маршрута отдавался или определенный процент от дневной выручки, или же заранее оговоренная сумма в конце месяца. Ни отчетности, ни ежедневного обязательного выполнения плана не было.
Эти времена многие ветераны маршруточных перевозок называют «золотыми» годами.

Легализация перевозок
Автотранспортных предприятий, в том виде, в каком они нам известны сейчас, как таковых еще не было, равно, как не было и четко установленных правил и требований к подвижному составу. Ездили, кто на чем мог. Многие, наверняка, помнят курсировавшие на одесских маршрутах крохотные детища японского автопрома – «Тойоты» и «Судзуки», по салону которых перемещаться нужно было чуть ли не на четвереньках. Когда же разношерстная малогабаритная братия, казалось бы, окончательно вытеснила тяжеловесные автобусы с городских улиц, последовало стремительное укрупнение бизнеса. В результате малые ЧП, имеющие две-три машины, были поглощены владельцами более крупных АТП, сконцентрировавшими в своих руках основные и наиболее прибыльные маршруты. Тогда же закончилось время и работающих на себя владельцев частных микроавтобусов.
– Однажды ко мне подошли и сказали: хочешь и дальше работать на маршруте – садись на наш автобус и выполняй план, не хочешь – иди на все четыре стороны,– рассказывает «КП» Александр, – я отказался. Тогда многие из тех, кто имел свои автобусы, продали их и ушли работать в такси.
Им на смену пришли менее требовательные и притязательные водители, по большей своей части выходцы из сел Одесской области.
– Безусловно, процесс укрупнения автотранспортных предприятий отразился самым позитивным образом на ситуации с пассажирскими перевозками в городе, – говорят в научно-производственного центра «Экономинформ». – Это позволило властям предъявить компаниям определенные требования по улучшению качества предоставляемых ими услуг. В частности, мы сформулировали ряд обязательных для перевозчиков критериев и подготовили первый в городе конкурс за право эксплуатации автобусных маршрутов.
По итогам тендера, который состоялся летом 2007, со всеми автотранспортными предприятиями города были заключены договоры. Перевозчиков обязали в течение года обновить весь подвижной состав и обеспечить востребованные маршруты перевозки инвалидов. Кроме того, водителям маршруток было предписано выходить на рейс через день, а не два через два, как это было раньше. За выполнением этих и еще целого ряда других требований должна была следить специально учрежденная управлением транспортного комплекса города комиссия, по ходатайству которой муниципалитет мог отозвать лицензию у проштрафившегося перевозчика. К чести последних, стоит сказать, что многое из обещанного перевозчики все же выполнили – в автопарках крупных АТП появились «Богданы», «Эталоны» и «Антарусы», а на улицы города вернулись автобусы-тяжеловесы, но все это, так сказать, только красивая обертка, начинка же в основном осталась прежней.

Отметки задним числом
С наступлением кризиса водитель Олег Якубик, впрочем, как и многие наши соотечественники, потерял работу. Какое-то время перебивался мелкими заработками, пробовал «кастрюлить», но хотелось стабильности.
– Один из моих знакомых, – рассказывает наш собеседник, – предложил пойти крутить баранку на маршрутке. Работа не из легких, но своих 2500 – 3000 гривен иметь будешь. Поскольку других вариантов не было, а кушать хотелось, я согласился. Взяли сразу. Благо, 15-летний водительский стаж и отсутствие серьезных нарушений позволяли рассчитывать на успешное собеседование с будущим начальством.
Однако то, с чем одесситы столкнулся на работе, затмило все его самые скверные ожидания.
– Коллектив попался хороший, и особых претензий со стороны руководства ко мне не было, я физически не смог выдержать навалившейся на меня нагрузки, хотя работать я привык с детства, – продолжает Олег Якубик. – Подъем – в четыре утра, в гараже должен быть в пять, целый день в дороге, деньги считаешь, сдачу даешь, в одиннадцать вечера – последний рейс, в лучшем случае в двенадцать ставишь машину в гараж, а затем ее моешь, в полвторого ночи ты дома, что-то кидаешь «на зуб» и валишься спать. И так бывало по три дня подряд. В конце концов, я начал засыпать прямо за рулем, на светофорах. Просыпался от того, что мне начинали сигналить стоящие сзади автомобили. Я ушел, не проработав и месяца.
Действительно, подчас невыносимый для обычного человека график работы заставляет водителей идти на серьезные нарушения. Не раз появлялись сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов задержали некоего гражданина, управлявшего маршрутным такси в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
– Да, – говорит Константин, сотрудник одного из одесских АТП, – у нас в городе распространенна практика, когда для экономии времени напарники договариваются вечером после смены передать друг другу путевой лист, в котором, кроме всего прочего, должна ставиться пометка о прохождении обследования, а заодно и ключи от автобуса. В таких случаях маршрутка ночует не в гараже предприятия, а прямо под окнами ее завтрашнего водителя, который наутро вместо того, чтобы отметиться в гараже, выходит на маршрут. Необходимые же пометки в контрольных документах ставятся задним числом. Вот такие, в основном, и попадаются ГАИшникам, подставляя тем самым и себя, и своих коллег.

Без инвалидов
Когда главным критерием является экономическая целесообразность, перевозчики нередко стараются уклониться от невыгодных для них социальных обязательств. Часто ли вы видели, чтобы в маршрутке, оборудованной для перевозки инвалидов-колясочников, ехали люди из числа упомянутой группы?
– Несколько месяцев назад, – рассказывает журналистка одного из одесских телеканалов Людмила, – мне пришлось столкнуться с недобросовестностью перевозчиков. Нам нужна была «картинка» со специальным подъемником для колясок. Представительница одного из городских АТП согласилась нам такие продемонстрировать. Уже на месте съемки, вдруг выяснилось, что одна из таких машин накануне якобы была срочно отправлена на плановый техосмотр, но вот другая должна буквально с минуты на минуту быть.
Где-то через час ожидаемая маршрутка таки подъехала, но вот в работе автоматический пандус снять так и не удалось.
– Спустя минут десять безнадежных попыток вытащить платформу, водитель признался, что устройство не использовалось уже как минимум полгода, – говорит телевизионщица. – Несмотря на просьбы представителей компании не выдавать сюжет в эфир, он все же вышел. Но никакой реакции со стороны профильных подразделений городского совета на него так и не последовало.
– Проблему проще не замечать, – считает учредитель благотворительного фонда помощи инвалидам Антон Кожухарь, – чем пытаться ее как-то устранить. Я много лет подряд пытался бороться с проблемой тотальной недоступности, в том числе и пассажирского транспорта для людей, прикованных к инвалидной коляске. Я судился и с чиновниками, и с разного рода предприятиями-перевозчиками пассажиров, даже с «Укрзалiзницею», но во всех случаях суды, вместо того чтобы вынести какой-то определенный вердикт, просто затягивали дело, всякий раз во время очередного заседания под каким-нибудь предлогом откладывая разбирательство.

Вместо послесловия
Возвращаясь к маршруткам и качеству предоставляемых перевозчиками услуг, улучшить их, по словам самих же перевозчиков, не удается из-за того, что предприятия сейчас работают едва ли не себе в убыток. Дескать, ныне существующий тариф на перевозку пассажиров не покрывает расходы на зарплату, топливо и материально-техническое оснащение АТП, потому уже несколько фирм-перевозчиков подали в мэрию предложение об изменении тарифов. Напомним, повышению проезда в маршрутных такси в феврале 2008-го тоже предшествовали подобного рода разговоры. Официальных комментариев на эту тему со стороны департамента транспортного комплекса города нам получить так и не удалось, но и без них ясно – повышение стоимости проезда в маршрутках дело ближайших месяцев, а вот обещанного существенного повышения качества перевозок, мы вряд ли увидим, как не увидели его и в 2008-м.