Жанна Жукова (4 февраля 2011)
Куда пойти уволенному чиновнику

Куда пойти уволенному чиновнику

Иногда можно найти и лучшую работу и даже обрести новую жизнь.

Почти двухтысячная армия одесских чиновников пребывает в ожидании глобальных перемен. На последней сессии горсовета было принято решение о сокращении численности личного состава госслужащих на 21%, в результате чего из 1806 человек рабочие места сохранят около 1430 человек. Структура мэрии также изменится: в результате слияний и упразднений некоторых отделов из 35 управлений останется 29. Вскоре будет аналогичным образом сокращено и количество коммунальных предприятий города, число которых доходит до сотни. Все эти меры позволят сэкономить около 20 миллионов гривен городского бюджета.
По заявлению вице-мэра Сергея Черненко, сокращения в основном коснутся бухгалтеров и юристов. Но кто именно будет сокращен, пока неизвестно.
– Нас уже предупредили о предстоящем сокращении. Но мы сейчас работаем в прежнем режиме и стараемся об этом поменьше думать, – рассказали нам в приемной департамента финансов.
Такая же обстановка и в других управлениях. Многие опасаются того, что в результате сокращений «полетят головы» профессионалов, а рабочие места останутся у тех, кто вовремя позаботился о нужных справках, напомнил о родственных связях или угодил начальству.

Увольнять нужно не исполнителей, а управленцев
Народные избранники в целом позитивно относятся к идее увольнений, однако видят этот процесс по-своему. Так, депутат от Партии зеленых Украины Юрий Крук уверен, что к процессу сокращения нужно подходить избирательно.
– Бюджетная ситуация в городе – критическая, и штат действительно раздут, – считает политик. – Если взглянуть на динамику, можно увидеть, что в течение пяти лет штат увеличился более чем на 20%. Однако нужно не всех «резать» на 20%, а подходить к процессу выборочно. В каком-то отделе сократить больше, в другом – меньше. Главное, чтобы в конечном итоге дело не пострадало.
О том, что предложенная структура должна оптимизировать управление, говорит депутат горсовета от партии «Сильная Украина» Анатолий Балинов.
– Формулу «кадры решают все» еще никто не отменял, – отмечает депутат. – Очень важно, кто в итоге останется при должности. Хотя я считаю, что сокращать нужно верхнее звено, а не наоборот. В свое время я сам поработал в такой структуре – в государственном архиве Одесской области. Обычно те, кто работает напрямую с людьми, перевыполняют нормативы в разы. Таких людей как раз и не хватает. Я бы выступил за расширение штата тех, кто непосредственно работает с гражданами, а сократил тех, кто ими управляет.
А вот, по мнению лидера партии «Родина» Игоря Маркова, не мешало бы сократить и депутатский корпус.
– В Москве всего 35 депутатов работает, а у нас – в три раза больше, – говорит он. – У города нет необходимости в таком количестве депутатов, их и нужно сокращать. А тем людям, которые не мыслят себя без управления, нужно учиться работать и зарабатывать, а не сидеть «на бюджете».

Начальниками не рождаются
Те, кто сейчас морально готовится прощаться со зданием на Думской, могут последовать примеру коллег-предшественников. Так, экс-начальник одного из управлений горсовета, покинувший свой пост сразу после смены власти, рассказал «КП», что увольнение стало для него избавлением.
– Признаться честно, я чувствовал себя несколько неуверенно в должности руководителя, – говорит наш собеседник. – Да и многие начальники управлений также комплексовали по поводу своих способностей в качестве руководителей. Ведь начальниками никто не рождается. Только профессия – это постоянная величина...
Наш источник в мэрии сообщил, что многие спокойно простились с теплыми кабинетами, но были и такие, для кого увольнение стало настоящим шоком:
– Когда стали известны результаты выборов, все понимали, что остаться суждено немногим. И если кто-то уходил с достоинством, то другие в последние дни пребывания на посту попросту впадали в транс, могли и выпить лишнего прямо в кабинете.
В основном среди работников управлений – множество профессионалов, которые легко могут вернуться к своей прежней работе. К слову, люди из команды экс-мэра Эдуарда Гурвица благополучно трудятся на новых должностях. Так, экс-начальник управления образования Наталья Савельева теперь занимает должность директора интерната № 2, а глава управления экономики Ольга Садовская вернулась к работе в ОНУ им. Мечникова. Назначение Анатолия Ворохаева, которому еще месяц назад прочили должность главы Беляевской райадминистрации, пока не состоялось, а Михаил Кучук благополучно устроился заместителем мэра Киева по вопросам строительства. К слову, на днях председатель Киевской администрации Александр Попов заявил, что такого специалиста, как наш одессит, еще надо поискать.
– У него серьезный опыт работы в местном самоуправлении. А особенно – в вопросах строительства и архитектуры, – заявил Попов. – Меня полностью устраивает, как он сегодня организует работу в Киеве, а она очень непростая ввиду огромных планов развития строительства. Я считаю, что у него огромный потенциал и большие перспективы.

Перевоплощение в работников
Тем временем безработным чиновникам уже готовы прийти на помощь специалисты Одесского городского центра занятости.
– Поскольку служащие госструктур – грамотные и опытные специалисты, найти работу они смогут всегда, – обнадеживает директор городского центра занятости Светлана Липовская. – И нам есть, что предложить: экономисты нужны в банковских структурах, также востребованы бухгалтеры с опытом работы.
Однако в центре занятости признаются, что сегодняшний рынок насыщен юристами, менеджерами и экономистами, а люди, имеющие рабочую специальность, ценятся на вес золота. Так, по состоянию на 1 февраля на учете находятся 1562 человека, 1205 человек из них – бывшие служащие, для которых существует всего лишь 441 вакансия из 821 имеющейся.
При этом специалисты наблюдали ситуацию, как под воздействием обстоятельств люди кардинально меняли свою судьбу. Так, потерявшие работу экономисты и юристы успешно осваивали профессии парикмахеров, швей и продавцов-консультантов, а сокращенные военные с удовольствием перевоплощались в токарей, электрогазосварщиков и столяров. Переквалифицироваться помогают бесплатные курсы, кроме того, все желающие могут научиться организации собственного бизнеса. После удачной защиты бизнес-плана будущий предприниматель получает пособие по безработице в виде одноразовой помощи для организации собственного дела. По данным центра занятости, в прошлом году 95 соискателей прошли обучение, 85 из них получили одноразовую выплату помощи и организовали собственное дело в сфере услуг кредитования, продажи и установки гелиосистем, шиномонтажа, дизайне интерьера и торговли.
Поэтому беспокоиться за безработного чиновника не стоит. Как показывает практика, практически все находят, чем заняться. Бывшего госслужащего либо устроят на «теплое место» по старым связям, либо он пойдет в бизнес, а, может, и действительно обратится в центр занятости.

Комментарий специалиста
Психологи утверждают, что именно критические ситуации помогают человеку работать над собой и развиваться.
– Любой кризис заставляет человека по-другому взглянуть на себя и переоценить свои возможности, задуматься о своем предназначении в этой жизни, – говорит психолог Юлия Белозерская-Баранова. – Когда все стабильно и хорошо, и достигать новых высот нет стимула. Именно кризисная ситуация заставляет человека двигаться дальше и развиваться. Все новое несет в себе положительный заряд. Нужно только не терять уверенности в себе, ведь иногда можно найти и лучшую работу и даже обрести новую жизнь.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт