Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Румыния пытается запретить судоходство на украинской части Дуная

Румыния пытается запретить судоходство на украинской части Дуная
Фото: Фото Алексея Кравцова.

В начале июня в Женеве пройдет совещание Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо). Вполне возможно, что Украине вынесут предупреждение о несоблюдении экологических требований по части реализации проекта строительства глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай-Черное море.
– Фактически это поставит крест на развитии транспортного речного судоходства в этом регионе, и приведет к остановке всех Дунайских портов на территории Украины, – уверен народный депутат Украины Павел Унгурян. – Это решение позволит Румынии создать международный юридический прецедент и заблокировать любую хозяйственную деятельность Украины в дельте Дуная.

История конфликта
Экологический спор между Румынией и Украиной возник еще в 2004 году, когда наши власти решили заняться строительством судоходного канала по устью Быстрое. Павел Унгурян вспоминает, как сразу после открытия первой очереди ГСХ румынская сторона обратилась в Комитет по соблюдению Конвенции Эспо с жалобой на Украину. Главное требование – запретить развивать судоходство на украинском участке Дуная. Свое мнение румыны мотивировали тем, что строительство и эксплуатация канала негативно отразятся на местной экологии. В ответ на жалобу в комитете сформировали специальную следственную комиссию, которая начала изучать деятельность украинцев в нижнедунайском регионе. В то же время румынская сторона форсировала работы на своей территории, значительно углубив Сулинский и Святогеоргиевский каналы, что в конечном итоге привело к существенному перераспределению водного потока в устье Дуная в пользу каналов Румынии.
– Все процедуры по исполнению требований Конвенции Украина выполнила в полном объеме. Мы провели серьезную исследовательскую работу и подготовили мощную доказательную базу, – говорит депутат. – И я считаю, что в Женеве должны сработать формальные юридические механизмы, а не чьи-то симпатии или антипатии.

Не во вред другим, но на пользу себе
Не бездействует и румынская сторона. По некоторым сведениям, на юге Одесского региона активизировалась деятельность прорумынски настроенных организаций. Целый ряд украинских экологических союзов, которые слово в слово повторяют официальную позицию Бухареста.
– Сегодня чрезвычайно важно, чтобы украинская общественность знала, что на самом деле происходит вокруг судоходного канала Дунай-Черное, – уверен Павел Унгурян. – Нам необходимо консолидировать усилия местных властных структур, Министерств иностранных дел, экологии и природных ресурсов, чтобы отстоять национальные интересы нашего государства. Мы хотим сохранить дружеские отношения с Румынией, но при этом все, в том числе и ЕС, должны понимать, что действуем мы в рамках международных соглашений и в интересах нашего государства.
Депутат сообщил, что он направил обращение на имя Президента Украины с просьбой сформировать межведомственную комиссию, которая займется подготовкой к предстоящей встрече Сторон Конвенции.

Информация к размышлению
По оценкам экспертов, украинский судовой ход «Дунай – Черное море» имеет неоспоримые конкурентные преимущества перед румынскими каналами. Заключаются они прежде всего в том, что ширина устья Быстрое позволяет организовать круглогодичное беспрерывное движение судов в обе стороны – из реки в море и обратно. В перспективе здесь смогут проходить большие океанские суда, в том числе пассажирские лайнеры.