Марта Баранова (10 марта 2011)
Директор Украинского театра Валентина Прокопенко: «Театр не может жить сам по себе, а страна – сама по себе...»

Директор Украинского театра Валентина Прокопенко: «Театр не может жить сам по себе, а страна – сама по себе...»

Фото Алексея Кравцова.

Сегодня исполняется ровно десять лет с того момента, как Валентина Прокопенко стала директором Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. Василько. За это время ей удалось многое, хотя она и утверждает, что можно было сделать больше. С приходом Валентины Михайловны многое изменилось, но, прежде всего, «засияла» труппа, и город смог разглядеть, насколько талантливы здесь артисты. Кроме того, в театр стали приезжать молодые режиссеры и ставить качественные спектакли, которые оценили не только в нашей стране, но и за ее пределами. Простой пример: через месяц труппа отправляется на театральный фестиваль в Польшу, где представит спектакли давно знакомые и полюбившиеся нашим зрителям – «Эдип» и «Гамлет» в постановке киевского режиссера Дмитрия Богомазова. Стоит отметить, приглашающая сторона берет расходы на себя. А собственных средств на гастроли или на обмен гастролями у театра нет. И это очень печально.
Обидно и то, что, получая эстетическое удовольствие от спектакля, ненароком подняв глаза, видишь осыпающийся потолок. И не хочется верить в то наплевательское отношение к театру и культуре, которое таит опасность для всего нашего общества. Об этом и многом другом «КП» поговорила с Валентиной Михайловной.
<вопр> – Валентина Михайловна, с чего все начиналось?
<отв> – Все началось с моей давней любви к театру. А сюда я пришла десять лет назад. Мы с художественным руководителем Игорем Николаевичем Равицким договорились, что начинаем что-то менять: приглашаем молодых режиссеров и стараемся вытащить театр из того несколько застойного состояния, в котором он находился. Посмотрев спектакли, я увидела, что у труппы действительно есть потенциал. Однако расстроило меня, конечно, количество зрителей в зале. Сейчас, правда, тоже есть спектакли, на которые приходит мало людей, но это уже специфика воспитания и культуры. Это было неприятно тогда, но сейчас мы боремся с этой проблемой. Если бы я успокоилась, то это была бы не я. В театре приходилось очень много менять. Могли бы сделать гораздо больше, если бы чувствовали, что театр кому-то нужен.
– Вы имеете в виду нашу власть?
– Не только. Бывают чиновники, которые понимают и любят, и которые не любят, но понимают. А бывает, что и не любят, и не понимают. Сейчас власти заговорили об образовании и медицине. Мне нравится, что эти темы поднимают. Но о культуре вообще никто и нигде не вспоминает. Мы говорим, что Одесса – культурный город. Да, когда-то он действительно был центром большой культуры на просторах всего СССР. Сюда приезжали артисты, и если они проходили «испытание» зрителями у нас, то потом проходили везде. Сегодня такого вообще нигде в стране нет. Потому что зритель, по большому счету, лишен воспитания. А ведь это все должно начинаться с детского сада, школы, а в первую очередь – с семьи. Без духовности, культуры, а дальше уже без образования не будет здорового государства.
Когда наши артисты выступают, например, в Америке, там у людей происходит катарсис. Потому что у нас есть школа, у нас есть чему поучиться. Но мы это постепенно и планомерно убиваем. Я в ужасе от того, что происходит вокруг. Когда включаю телевизор, вижу забитые ночные клубы, я страдаю. Но если встречаются молодые ребята, которые проводят в квартирах музыкальные встречи, так называемые «квартирники», я понимаю, что не все еще потеряно. Так давайте же сделаем так, чтобы эти люди собирались не в квартирах, а приходили в настоящий театр. И это в то время, когда у нас библиотеки начинают закрывать! Читающая, по-настоящему читающая страна превратилась в необразованную, бескультурную массу. И люди даже не понимают, что это гибель государства. Театр не может жить сам по себе, а страна – сама по себе.
– А ведь есть еще и проблема украинского театра в русскоязычном городе...
– К нам приходят люди русскоязычные и остаются в числе наших зрителей. Но нужно, чтобы не было отторжения от языка. Я сама – русскоговорящий человек, и считаю, что если ты владеешь этим языком, нельзя его портить, а нужно говорить на нем правильно. Первая премьера, которая состоялась в театре после моего прихода, – это спектакль Гедрюса Мацкявичуса «Принцесса Брамбилла» по Гофману. Когда на премьере представляла артистов, из зала крикнули: «На рiднiй мовi!». На это я ответила, что лучше хорошо говорить по-русски, чем плохо по-украински. Я очень не люблю, когда этот язык портят. Но сейчас, к сожалению, у нас ни русского хорошо не знают, ни украинского не учат. Несомненно, трудно пробиться украинскому театру в русскоязычном городе. Я говорю об этом постоянно, но меня не слышат. Я всю жизнь старалась добросовестно служить людям и театру. И мне оскорбительны намеки, что я здесь наживаюсь, кладу себе деньги в карман. Лучше бы подумали, как отремонтировать театр, чтобы не было стыдно приходить в него. Лучше бы пришли к нам на спектакли, увидели, что сделано театром, как работают ребята, какие идут спектакли – современные и классические, на каком уровне они поставлены, а не задавали мне вопрос: «Неужели вы играете Гоголя по-украински?». На что я неизменно отвечаю: «А разве вы не знаете, что он украинский писатель?».
<вопр> – Говорят, что репертуарный театр умирает. Так ли это?
<отв> – Недавно слушала интервью с Татьяной Васильевой, где она сказала, что за антрепризой будущее. Я в этом не уверена. Потому что те антрепризы, которые привозят в наш город, – это не будущее. Низкого уровня спектаклей не должно быть. Посмотрите, что сейчас собирает полные залы. А наш, например, «Дамский мастер» – нет. Хотя это интеллигентно, там нет пошлости. Я бы с удовольствием не пускала в стены нашего театра антрепризные спектакли, но они платят деньги. То, что нам выделяет государство, хватает только на зарплаты. А мы ведь должны платить за коммунальные услуги, выпускать новые спектакли, поддерживать и обновлять старые постановки.
– А ведь к Украинскому театру должно быть особое отношение?
– Украинскую культуру необходимо поддерживать. Почему наш театр должен разваливаться, здание рушиться? Шесть лет назад театру дали статус академического. И что же? Средняя зарплата у нас, несмотря ни на что, 1200 грн. Мы с Игорем Николаевичем пытаемся поддерживать актеров, а как они должны жить на 1000 грн. в месяц? Платить за общежитие, а это 600 грн., платить за квартиры... Как они могут выжить? Поэтому им и приходится сниматься в рекламе, фильмах, сериалах, играть в антрепризных спектаклях, подрабатывать, где смогут. При этом, естественно, невозможно сразу попасть к гениальному режиссеру: идут к тому, кто платит деньги.
Нет ни одного репертуарного театра, который бы окупался билетами. Большой театр официально зарабатывает 40 млн. долларов в год на продаже билетов, но это едва ли половина его бюджета. А что можно говорить о нашем театре? Мы зарабатываем деньги на продаже билетов, но до самоокупаемости еще далеко. И это театральная данность. Исключением можно считать бродвейские мюзиклы. Но это не репертуарный театр. Там все по-другому: первоначально вкладывается 2 млн. долларов в создание продукта, который в течение 10 лет идет каждый день. Это бизнес чистой воды. Спросом пользуются и уже упомянутые антрепризы – люди идут на известных актеров, а качество спектакля особенно никого не заботит. Спектакль-то идет один раз. В лучшем случае его привозят на гастроли еще раз через год-два, когда зритель успевает соскучиться по любимым медийным лицам.
Но в репертуарных театрах должно быть иначе. Например, в России все финансируется государством, создаются условия для спонсоров. А ведь какие театры строятся! Мастерская Петра Фоменко – театр на берегу Москвы-реки, с роскошной сценой! Абсолютно европейский театр. Я понимаю, что раз это происходит, значит, оно кому-то нужно? Жаль, что у нас иначе.
– Греческий зал с недавних пор стал пристанищем театра кукол. Как родилась эта идея?
– Я не могу не помогать другим театрам. Труппа Оперного театра и филармония репетировали у нас. Знаю, как театру тяжело без здания. Труппа вообще может пропасть, если она не работает. Сумасшедшая идея директора театра кукол Иосифа Мерквича, моя поддержка, и вот – премьера детского спектакля «Сюрприз». А ведь вопить нужно, что у нас нет детских театров. Дети должны приходить в свои театры. Я считаю, что это одно из тех дел, в котором тоже есть мое участие. Коллеги должны помогать друг другу. Потому что, если мы не возьмемся за руки, то погибнем поодиночке. Я к этому все время призываю!

Политика

17 национальных судей успешно обжаловали свое увольнение в ЕСПЧ
17 национальных судей успешно обжаловали свое увольнение в ЕСПЧ

Теперь Верховный суд Украины вынужден будет пересмотреть их дела, т.к. от своих должностей они были отстранены незаконно.

 Делает историю : охрану Букингемского дворца впервые возглавила женщина
"Делает историю": охрану Букингемского дворца впервые возглавила женщина [видео] 24

Полк канадки Меган Куто принял участие в охране британской королевской семьи.

Нацполиция начала расследование  яичного нападения  на Савченко
Нацполиция начала расследование "яичного нападения" на Савченко 100

Но расследовать правоохранители будут не сам факт нападения на депутата, а действия своего сотрудника во время данной потасовки.

Происшествия

Жители Шаповаловки – о подозреваемой в убийстве супругов:  Показывала на небо, говорила, что ей приказали оттуда
Жители Шаповаловки – о подозреваемой в убийстве супругов: "Показывала на небо, говорила, что ей приказали оттуда" 705

По словам селян, после преступления их односельчанка хвасталась новым телефоном и украшениями.

Школьницу убили после выпускного ударом ножа в сердце
Школьницу убили после выпускного ударом ножа в сердце 2149 2

Родные погибшей 17-летней Ирины Мукоид подозревают, что ее изнасиловали.

Минобороны Беларуси объяснило аварию танка с деревом плохой погодой
Минобороны Беларуси объяснило аварию танка с деревом плохой погодой [видео] 363

Во время репетиции военного парада в Минске танк Т-72 "закрутило" на мокрой от дождя дороге.

Экономика

НКРС отказывается от 45 миллиардов гривен для государственного бюджета 21

Бюджет Украины может недополучить более 45 млрд. гривен при распределении частот связи стандарта 4G между тремя основными мобильными операторами страны.

Александр Шлапак уходит из ПриватБанка
Александр Шлапак уходит из ПриватБанка 330

Об этом сообщает сайт крупнейшего госбанка.

Эксперт: Причина недовольства украинцев – туманное будущее
Эксперт: Причина недовольства украинцев – туманное будущее 409

Стратегический Советник главы правительства Мирослав Кошелюк заявил, что около 70% людей недовольны ситуацией в стране.

Светская хроника и ТВ

Мария Голубкина: Мы с Борисом Ливановым уже подали документы в загс
Мария Голубкина: Мы с Борисом Ливановым уже подали документы в загс 66

Приемная дочь Андрея Миронова и сын актера Василия Ливанова сыграют свадьбу через месяц.

Экс- холостячка , которую на проекте прозвали Галя-леопард, стала мамой
Экс-"холостячка", которую на проекте прозвали Галя-леопард, стала мамой 519

Галина Погодина, которая участвовал в шестом сезоне реалити "Холостяк", родила девочку.

Владимира Этуша госпитализировали: что случилось с 95-летним артистом
Владимира Этуша госпитализировали: что случилось с 95-летним артистом [обновлено] 614

Актер, известный по роли Саахова из "Кавказкой пленницы", упал на лестнице стоматполиклиники.

Спорт

В  Шальке  критикуют Коноплянку:  Должен больше создавать на поле, чем перед телекамерой!
В "Шальке" критикуют Коноплянку: "Должен больше создавать на поле, чем перед телекамерой!" 574 1

В немецком клубе подвели итоги сезона - по украинскому легионеру прошлись отдельно

Умер отец главного тренера  Манчестер Юнайтед  Жозе Моуринью
Умер отец главного тренера "Манчестер Юнайтед" Жозе Моуринью [фото] 400 1

Жозе Моуринью в воскресенье в своем аккаунте в Instagram опубликовал детскую фотографию вместе с отцом, оставив ее без комментариев.

Объявился новый претендент на Домагоя Виду
Объявился новый претендент на Домагоя Виду 472

Трансферные слухи упрямо твердят, что хорватский защитник покинет киевское "Динамо" в межсезонье