Александр Жуков (22 марта 2011)
Провалиться под землю помогут дырявые трубы и скупые строители

Провалиться под землю помогут дырявые трубы и скупые строители

Фото автора и Алексея Кравцова.

«В Одессе произошло чрезвычайное происшествие – около десяти часов утра под землю провалился автомобиль. К счастью, водитель вовремя почувствовал что-то неладное и успел выскочить из машины. На месте происшествия работает спецтехника. Причины ЧП выясняются». Подобные сообщения для Одессы – не редкость. Под асфальт сползают легковушки, маршрутные автобусы, а, бывает, и целые дома. На минувшей неделе, например, в одном и том же районе города с разницей в два дня произошли сразу два аналогичных происшествия.

Несколько суток не могли достать
Ночью 16-го марта на улице Тельмана под землю провалился мусоровоз. Тогда бригада только вышла на обслуживаемый ими участок в частном секторе. Ребята говорят, успели загрузить в машину содержимое пяти-шести контейнеров и направлялись к следующей точке, но так и не доехали.
– Вначале мы подумали, что просто колесо в яму попало, но потом машина вдруг начала заваливаться на бок, – рассказывает оператор мусоровоза Николай. – Мы испугались и выскочили из кабины.
Для работников компании, которой принадлежит мусоровоз, случившееся стало полной неожиданностью. Ведь еще накануне дорога выглядела вполне нормальной. Впрочем, местные жители уверены в обратном.
– Ямы здесь начали появляться еще в начале недели, – рассказывает местная жительница бабушка Тамара, – как только солнышко пригрело, так и асфальт проседать стал.
Вызволить 11-тонный грузовик из ловушки сотрудники предприятия попытались собственными силами, но прибывших на помощь КамАЗ и автокран постигла та же участь. Они тоже провалились под асфальт.
– К счастью, машины не успели далеко заехать, – объясняет завгаражом ООО «Союз» Владимир Дмитриев, – мы смогли их достать. А как извлечь из ямы мусоровоз, мы пока не знаем. Одно радует, что он был почти пустой.
Пару дней спустя, в трехстах метрах от намертво застрявшего мусоровоза, провалился асфальт под колесами легковой иномарки.

Виноваты дырявые трубы
В Одессе, как, впрочем, и в любом другом крупном городе, под асфальтом пролегают сотни километров всевозможных инженерных коммуникаций. В основном водопроводных и канализационных труб. Официально о состоянии этой инфраструктуры в муниципальном департаменте ЖКХ предпочитают не говорить, но по неофициальным данным, износ основного фонда в некоторых районах города превышает 80%. Иными словами, трубы текут, причем текут сильно.
– Инженерные сети в Одессе находятся в чудовищном состоянии, – говорит экс-заместитель городского головы по вопросам ЖКХ и ТЭК Валерий Матковский. – В тарифах за водоснабжение заложено 42% потерь воды при транспортировке по нашим трубам, а потери горячей воды в тепломагистралях достигают 400 тонн в час. Все эти колоссальные объемы потерянной воды постоянно подмывают город. По сути, это мина замедленного действия, а постоянные проседания грунта и провалы асфальтного покрытия – только первые ласточки.

Халтурят подрядчики
В подавляющем большинстве случаев экспертная комиссия, рассматривающая очередной факт провала грунта, главной причиной произошедшего называет нарушение технологии строительных работ. В частности, мусоровоз на прошлой неделе провалился именно из-за того, что подрядчики, прокладывавшие под дорогой канализационные трубы, забыли переложить их песком. Без амортизационной прослойки коммуникации не выдержали бы давления проезжающих сверху автомобилей и лопнули.
– Такое происходит довольно часто, – сетуют в городском управлении дорожного хозяйства. – Во время капитальных реконструкций дорог, мы обязательно, прежде чем постелить дорожное полотно, меняем все подземные коммуникации. Но меняют их силами того же «Инфоксводоканала» или теплопоставляющей компании. За качеством их работы проследить не всегда удается, потому и случается так, что на едва отреставрированной улице появляются аварийные бригады и начинают резать только что постеленный асфальт.

Экономят застройщики
Не всегда выдерживают фундаменты и жилых домов. Так, три года назад произошло обрушение трехэтажного дома на ул. Средняя, 35. В результате обвала пять квартир были полностью разрушены, столько же находилось в аварийном состоянии. Под завалом оказался 72-летний мужчина. После оказания первой помощи потерпевший был госпитализирован. По официальным данным, здание рухнуло из-за проводившихся в его подвале несанкционированных работ. Бизнесмен, желая расширить площадь приобретенного им помещения, подкопал фундамент и опорные стены строения.
Этот случай подтверждает, что наши застройщики предпочитают на всем экономить. При закладке зданий больше внимания уделяют не будущей безопасности его обитателей, а местоположению объекта. Ведь дороже те квартиры, из окон которых видно море, а то, что здание стоит на кромке оползнеопасного склона, мало кого волнует.
– Дай им волю, они бы и геологоразведочные, и сейсмологические изыскания отменили, – считает вице-президент Украинской ассоциации сейсмологического строительства Константин Егупов. – При мне на совещании в областном совете застройщики так и говорили: хотите вдохнуть жизнь в одесские стройки – отмените «сейсмику». Вы представляете? Они хотят строить сорокаэтажные здания без дополнительных, а главное, жизненно важных, сопутствующих инженерных работ! Чтобы потом их небоскребы от малейшего толчка, как карточные домики посыпались.
Между тем, стоит напомнить, что Одесса находится в 7-балльной сейсмической зоне, и случись что, под ударом окажутся десятки тысяч ни в чем не виноватых горожан. Только из-за того, что кому-то захотелось сэкономить и получить как можно больше прибыли. Провалы на городских улицах – всего лишь первые ласточки.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт