Сегодня 20 февраля +1°C
Андрей Дмитриев (18 мая 2011)
Десять миллионов на ремонт дорог может осесть в карманах

Десять миллионов на ремонт дорог может осесть в карманах

Каждый школьник в стране знает, что на дорогах воруют

Одесский горсовет заключил договор с частной компанией на ремонт дорог в городе. Латать проезжую часть, тротуары и квартальные проезды будут на более чем 1,65 млн. грн. Всего, по словам вице-мэра Одессы Николая Ильченко, на ремонт дорог города из бюджета 2011 года выделено около 50 млн. грн., из которых 22 млн. грн. планируют потратить на ямочный ремонт, 16 млн. грн. – на капремонт, а оставшуюся часть денег – на реконструкцию.
– Мы рассчитываем получить деньги на дороги от областной администрации, плюс субвенции Государственного бюджета, – сказал чиновник.
При этом не все деньги уйдут непосредственно на новое покрытие городских улиц, часть из них осядет в карманах.

20% налево
Минувшей зимой народный депутат, член парламентского комитета по вопросам транспорта Геннадий Задырко два раза менял колесо своей «Мазды» на трассе Одесса – Николаев.
– Мой автомобиль не очень дорогой, но каждое колесо стоит около 300 долл. Так что далеко ездить, исследуя дорожную коррупцию, не надо. Каждый школьник в стране знает, что на дорогах воруют. И качество дорог – тому подтверждение, – уверен депутат.
Как говорят знающие люди, на дорогах воруют все – от мастера до начальника. Источник в «Укравтодоре» рассказывает, что даже рабочие в бригаде неплохо имеют на «экономии».
– Когда-то я тоже был простым рабочим в выездной бригаде по ремонту дорог, – вспоминает наш собеседник. – Мы умудрялись сшибать хорошие деньги. Заезжаем в какое-то село. Снимаем покрытие в аварийных местах, и начинаем ходить по дворам. Одному яму заровняли, другому подъезд к воротам заасфальтировали. В общем, в конце дня асфальта остается мало. Полотно, которое сняли, мы загружаем назад в выбоины. Потом сверху чуть асфальтом присыпаем и ровняем. Внешне – никакой разницы, но такая яма долго удар не держит.
По словам представителя госслужбы, примерно 20% из всей суммы, потраченной официально на ремонт дорог, уходит «налево». Причем если раньше откаты в отрасли составляли около 10%, то сейчас увеличились вдвое. Получается, что если на ремонт городских дорог выделено 50 миллионов, то пятая часть осядет в карманах.
– Ремонт дорог – действительно процесс непрозрачный, – рассказал «КП» экс-начальник одесского КРУ. – Поверьте, там крадут столько, что мало какая отрасль может похвастаться такими откатами. Толщину дороги, качество покрытия доподлинно проверить практически невозможно. Один из наших представителей пару лет назад даже пошел на отчаянный шаг. Он хотел перекрыть Киевскую трассу, чтобы обследовать состояние дороги. Но его вовремя остановили.

«Экономим» на всем
Наживаться на системе строительства и ремонта наших дорог просто. Миллионы гривен закатываются в асфальт незаметно для окружающих. Потому что знают, сколько, например, земли надо потратить для насыпи на конкретном участке дороги, только узкие специалисты.
– В сфере дорожного строительства существует масса нормативов, стандартов – сколько щебня надо класть, какой должен быть асфальтобетон и так далее. В нарушении этих нормативов, завышении сметы, как правило, и заключается коррупция, – отмечает Геннадий Задырко.
Стоимость постройки одного километра дороги в среднем составляет 25 млн. грн. Однако на само строительство обычно идет не более 20 млн.
– Процесс расхищения начинается с проекта. Институт, проектирующий дорогу, как правило, входит в систему, именно поэтому в смету заранее закладывается увеличенный на 10–15% бюджет строительства, – рассказывает источник в госслужбе автодорог. – Эти проценты уходят заказчику в виде отката от подрядчика, который на непрозрачном тендере получает право на строительство магистрали.
Дальше непосредственно махинациями занимается подрядчик, интерес которого заключается в том, чтобы выбить из бюджета дороги, как можно больше денег. Как правило, подрядчики завышают количество строительных материалов – щебня, песка, полимерных добавок, минеральных порошков, затраченных на постройку. До 2–3 млн. грн. можно сэкономить на бензине, если прописать в проекте добычу песка на отдаленном от дороги карьере (в действительности брать его будут, естественно, из ближайшего оврага), а асфальтный завод «поставить» в 20 километрах от трассы, хотя расположен он будет на обочине.
Самую большую выгоду подрядчикам приносят махинации с толщиной дорожного полотна. По нормативам, для шоссе международного значения толщина асфальтобетонного покрытия должна составлять 12 см. В действительности толщину уменьшают на 1,5–2 сантиметра. С километра дороги это дает выигрыш в 3–3,5 млн. грн.
В облКРУ нам рассказали, что по итогам проверки годичной давности было установлено нерациональное использование 17 млн. грн. на ремонт дорожного покрытия.
– Эта сумма довольно немалая, – говорят ревизоры. – Предприятие согласилось с такой цифрой, и 14 миллионов уже возместили государству. А вообще, как вы понимаете, строительство – это самый лакомый кусок.

Компетентно
– Дорожную коррупцию побороть можно, – уверен экс-министр транспорта Иосиф Винский. – Для этого нужно более жестко прописывать квалификационные условия в тендерах и не разрешать повышать стоимость строительства дороги после тендера. Ведь происходит следующее: компания-однодневка выигрывает конкурс, указав цены Х, а потом увеличивает стоимость работ до Y и привлекает в качестве субподрядчика какую-то солидную фирму, снимая сливки. Можно создавать черный список компаний, дороги которых рассыпаются через год-два. Надо упразднить «ямочный ремонт», который невозможно контролировать. И главное – это, конечно, реформирование отрасли. Сейчас одна структура у нас и проект делает, и строит, и сама себя контролирует. Все эти функции следует развести по разным органам.

А еще был случай
В феврале прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело в отношении начальника службы автомобильных дорог Одесской области и его первого заместителя. В пресс-службе ведомства отмечают, что в ходе досудебного следствия установлено, что в 2007 году должностные лица по предварительному сговору подписали акты приема-передачи проектной продукции по 14 договорам разработки проектов на организацию дорожного движения. Контракты на сумму 3,24 млн. грн. были заключены с фиктивной фирмой, которая не выполнила свою работу. Несмотря на это, дорожная служба перечислила ей на счет более 2 млн. грн. Чиновников задержали, ведется следствие.

загрузка...
загрузка...

Политика

Три года торговых войн с РФ: от чего мы так  и не смогли отказаться
Три года торговых войн с РФ: от чего мы так и не смогли отказаться 406 1

После бурных дискуссий на тему "не будем ничего покупать у агрессора" и жизнеутверждающих отчетов министров о том, что "торговым партнером Украины №1 стал ЕС" у многих украинцев сложилось впечатление, что мы уже практически полностью отказались от российских товаров и вся торговля между нашими странами находится "на уровне погрешности". Но статистика опровергает эту теорию.

Происшествия

Учительница с авдеевского мурала:  Ложусь с молитвой, а когда просыпаюсь, не сразу понимаю, жива или нет
Учительница с авдеевского мурала: "Ложусь с молитвой, а когда просыпаюсь, не сразу понимаю, жива или нет" 305

"КП" в Украине" связалась с женщиной, чей портрет в октябре 2016 года на жилом доме нарисовал немецкий художник. Марина Марченко рассказала нам, каково это - жить на передовой.

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Звезды о смерти Макса Паперника:  Ушел друг, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДОРОГОЙ ЧЕЛОВЕК
Звезды о смерти Макса Паперника: "Ушел друг, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДОРОГОЙ ЧЕЛОВЕК" 2095

О том, что ушел Макс Паперник, шоу-бизнес узнает медленно и шокирующе. Первая реакция многих: "Не верю". Потому что молодой, потому что скрывал свою болезнь от всех и потому что жалко, ведь талантливый был человек.

Спорт

Три секрета  Шахтера
Три секрета "Шахтера" 525

Перед ответным поединком Лиги Европы "КП" в Украине" рассказывает, благодаря чему "горняки" превосходят "Сельту".