Андрей Дмитриев (18 мая 2011)
Десять миллионов на ремонт дорог может осесть в карманах

Десять миллионов на ремонт дорог может осесть в карманах

Каждый школьник в стране знает, что на дорогах воруют

Одесский горсовет заключил договор с частной компанией на ремонт дорог в городе. Латать проезжую часть, тротуары и квартальные проезды будут на более чем 1,65 млн. грн. Всего, по словам вице-мэра Одессы Николая Ильченко, на ремонт дорог города из бюджета 2011 года выделено около 50 млн. грн., из которых 22 млн. грн. планируют потратить на ямочный ремонт, 16 млн. грн. – на капремонт, а оставшуюся часть денег – на реконструкцию.
– Мы рассчитываем получить деньги на дороги от областной администрации, плюс субвенции Государственного бюджета, – сказал чиновник.
При этом не все деньги уйдут непосредственно на новое покрытие городских улиц, часть из них осядет в карманах.

20% налево
Минувшей зимой народный депутат, член парламентского комитета по вопросам транспорта Геннадий Задырко два раза менял колесо своей «Мазды» на трассе Одесса – Николаев.
– Мой автомобиль не очень дорогой, но каждое колесо стоит около 300 долл. Так что далеко ездить, исследуя дорожную коррупцию, не надо. Каждый школьник в стране знает, что на дорогах воруют. И качество дорог – тому подтверждение, – уверен депутат.
Как говорят знающие люди, на дорогах воруют все – от мастера до начальника. Источник в «Укравтодоре» рассказывает, что даже рабочие в бригаде неплохо имеют на «экономии».
– Когда-то я тоже был простым рабочим в выездной бригаде по ремонту дорог, – вспоминает наш собеседник. – Мы умудрялись сшибать хорошие деньги. Заезжаем в какое-то село. Снимаем покрытие в аварийных местах, и начинаем ходить по дворам. Одному яму заровняли, другому подъезд к воротам заасфальтировали. В общем, в конце дня асфальта остается мало. Полотно, которое сняли, мы загружаем назад в выбоины. Потом сверху чуть асфальтом присыпаем и ровняем. Внешне – никакой разницы, но такая яма долго удар не держит.
По словам представителя госслужбы, примерно 20% из всей суммы, потраченной официально на ремонт дорог, уходит «налево». Причем если раньше откаты в отрасли составляли около 10%, то сейчас увеличились вдвое. Получается, что если на ремонт городских дорог выделено 50 миллионов, то пятая часть осядет в карманах.
– Ремонт дорог – действительно процесс непрозрачный, – рассказал «КП» экс-начальник одесского КРУ. – Поверьте, там крадут столько, что мало какая отрасль может похвастаться такими откатами. Толщину дороги, качество покрытия доподлинно проверить практически невозможно. Один из наших представителей пару лет назад даже пошел на отчаянный шаг. Он хотел перекрыть Киевскую трассу, чтобы обследовать состояние дороги. Но его вовремя остановили.

«Экономим» на всем
Наживаться на системе строительства и ремонта наших дорог просто. Миллионы гривен закатываются в асфальт незаметно для окружающих. Потому что знают, сколько, например, земли надо потратить для насыпи на конкретном участке дороги, только узкие специалисты.
– В сфере дорожного строительства существует масса нормативов, стандартов – сколько щебня надо класть, какой должен быть асфальтобетон и так далее. В нарушении этих нормативов, завышении сметы, как правило, и заключается коррупция, – отмечает Геннадий Задырко.
Стоимость постройки одного километра дороги в среднем составляет 25 млн. грн. Однако на само строительство обычно идет не более 20 млн.
– Процесс расхищения начинается с проекта. Институт, проектирующий дорогу, как правило, входит в систему, именно поэтому в смету заранее закладывается увеличенный на 10–15% бюджет строительства, – рассказывает источник в госслужбе автодорог. – Эти проценты уходят заказчику в виде отката от подрядчика, который на непрозрачном тендере получает право на строительство магистрали.
Дальше непосредственно махинациями занимается подрядчик, интерес которого заключается в том, чтобы выбить из бюджета дороги, как можно больше денег. Как правило, подрядчики завышают количество строительных материалов – щебня, песка, полимерных добавок, минеральных порошков, затраченных на постройку. До 2–3 млн. грн. можно сэкономить на бензине, если прописать в проекте добычу песка на отдаленном от дороги карьере (в действительности брать его будут, естественно, из ближайшего оврага), а асфальтный завод «поставить» в 20 километрах от трассы, хотя расположен он будет на обочине.
Самую большую выгоду подрядчикам приносят махинации с толщиной дорожного полотна. По нормативам, для шоссе международного значения толщина асфальтобетонного покрытия должна составлять 12 см. В действительности толщину уменьшают на 1,5–2 сантиметра. С километра дороги это дает выигрыш в 3–3,5 млн. грн.
В облКРУ нам рассказали, что по итогам проверки годичной давности было установлено нерациональное использование 17 млн. грн. на ремонт дорожного покрытия.
– Эта сумма довольно немалая, – говорят ревизоры. – Предприятие согласилось с такой цифрой, и 14 миллионов уже возместили государству. А вообще, как вы понимаете, строительство – это самый лакомый кусок.

Компетентно
– Дорожную коррупцию побороть можно, – уверен экс-министр транспорта Иосиф Винский. – Для этого нужно более жестко прописывать квалификационные условия в тендерах и не разрешать повышать стоимость строительства дороги после тендера. Ведь происходит следующее: компания-однодневка выигрывает конкурс, указав цены Х, а потом увеличивает стоимость работ до Y и привлекает в качестве субподрядчика какую-то солидную фирму, снимая сливки. Можно создавать черный список компаний, дороги которых рассыпаются через год-два. Надо упразднить «ямочный ремонт», который невозможно контролировать. И главное – это, конечно, реформирование отрасли. Сейчас одна структура у нас и проект делает, и строит, и сама себя контролирует. Все эти функции следует развести по разным органам.

А еще был случай
В феврале прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело в отношении начальника службы автомобильных дорог Одесской области и его первого заместителя. В пресс-службе ведомства отмечают, что в ходе досудебного следствия установлено, что в 2007 году должностные лица по предварительному сговору подписали акты приема-передачи проектной продукции по 14 договорам разработки проектов на организацию дорожного движения. Контракты на сумму 3,24 млн. грн. были заключены с фиктивной фирмой, которая не выполнила свою работу. Несмотря на это, дорожная служба перечислила ей на счет более 2 млн. грн. Чиновников задержали, ведется следствие.

Политика

Янукович – раз, два, три, Саакашвили - выходи
Янукович – раз, два, три, Саакашвили - выходи

Три неочевидных вывода из лишения гражданства украинца Михо.

Путин назвал американские санкции  хамством  и пообещал ответить на них
Путин назвал американские санкции "хамством" и пообещал ответить на них 3

Глава России говорит, что ограничения Вашингтона незаконны.

Юнкер перепутал звонок от жены с Ангелой Меркель
Юнкер перепутал звонок от жены с Ангелой Меркель [видео] 85

Брать трубку во время выступления перед прессой он не стал.

Происшествия

Для прокурора Суса потребуют залог в пять миллионов гривен
Для прокурора Суса потребуют залог в пять миллионов гривен 61

Обвинение считает, что имущественное положение обвиняемого позволяет требовать именно такой залог.

Подозреваемый в  днепровских  бизнес-разборках:  Я пришел без оружия, а отстреливался чужим пистолетом
Подозреваемый в "днепровских" бизнес-разборках: "Я пришел без оружия, а отстреливался чужим пистолетом" [видео] 141

Александр Лакиза в суде рассказал свою версию произошедшего в кальянной.

В Киеве шквал, гроза и ливень:  Прячьтесь в ближайшем укрытии
В Киеве шквал, гроза и ливень: "Прячьтесь в ближайшем укрытии" [фото, видео] 527

В некоторых районах столицы ливень уже идет, тучи заволокли небо.

Экономика

Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс
Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс 667

За один день основатель Amazon стал богаче на 1,4 млрд долларов.

Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50  квадратов
Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50 "квадратов" 192

При этом комфортным жильем считаются варианты от 35 квадратных метров.

Дубилет - о национализации  Привата : Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой
Дубилет - о национализации "Привата": Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой 1406

Бывшие сотрудники банка в социальных сетях раскрыли подробности, как Коломойский добровольно-принудительно отказался от своего детища.

Общество

Лучшие книги для отпуска
Лучшие книги для отпуска 35

Новинки, с которыми ваш отдых в бархатный сезон станет особенно запоминающимся.

В Киеве проходит митинг в поддержку Михаила Саакашвили

Первый в Украине Музей науки откроют в киевской  тарелке на Лыбедской
Первый в Украине Музей науки откроют в киевской "тарелке на Лыбедской" [фото] 77

Над созданием музея будут работать авторы Центра науки "Коперник" в Варшаве.

Светская хроника и ТВ

Мерилин Мэнсон едет в Киев: 10 фактов о самой шокирующей рок-звезде современности
Мерилин Мэнсон едет в Киев: 10 фактов о самой шокирующей рок-звезде современности 44

Накануне концерта в украинской столице, который пройдет 2 августа, мы узнали, чего можно ожидать от музыканта.

Алла Пугачева пришла на свадьбу внука в белоснежном платье
Алла Пугачева пришла на свадьбу внука в белоснежном платье [фото] 638

Максим и Алла и сами похожи на новобрачных.

Эдита Пьеха: Не сложись у меня с эстрадой - вышла бы замуж за шахтера
Эдита Пьеха: Не сложись у меня с эстрадой - вышла бы замуж за шахтера 65

"КП" побеседовала с народной артисткой СССР, которой 31 июля исполнится 80!

Спорт

Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег:  Это безумие!
Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег: "Это безумие!" 73

Потенциальный дорогущий трансфер Неймара вызвал немало дискуссий о том, есть ли возможность остановить эту "гонку вооружений".

Буффон возмущен трансфером Неймара:  Почему 220 миллионов, а не 600?
Буффон возмущен трансфером Неймара: "Почему 220 миллионов, а не 600?" 112

Вратарь "Ювентуса" и сборной Италии предложил ввести потолок цен на продажу-покупку футболистов

Дэвид Хэй:  После мясорубки с Джошуа Кличко уже больше никогда не будет прежним
Дэвид Хэй: "После мясорубки с Джошуа Кличко уже больше никогда не будет прежним" 490

Бывший соперник Владимира рассказал, какой видит дальнейшую карьеру украинского экс-чемпиона мира