Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Когда в Одессе появится метро?

Когда в Одессе появится метро?
Фото: Поезда будут ходить от поселка Котовского и по Пересыпи над землей, а в центральной части города – спускаться под землю.

«Фантастические деньги»
Появился и инвестор, готовый реализовать проект. Маршрут будущего метрополитена остается неизменным – поезда будут ходить от поселка Котовского и по Пересыпи над землей, а в центральной части города – спускаться под землю.
– Это будет частично наземный, а частично подземный транспорт, – говорит и.о. директора департамента транспорта горсовета Александр Сошенко. – Между Пересыпью и Куликовым полем он пройдет под землей, а от Пересыпского моста до Котовского – по эстакаде.
Однако на вопрос, когда план строительства воплотят в жизнь, чиновник затруднился ответить.
– Это дорогой проект, именно эта сторона вопроса и может отодвинуть постройку метро на неопределенный срок, – добавил Сошенко.
На сколько может «потянуть» одна только ветка надземного метро по Пересыпи, знают специалисты. Так, по мнению директора ПКФ ООО «Электротрансодесса» Салима Берхштейна, стоимость скоростного трамвая, который свяжет поселки Таирова и Котовского – от 250 до 500 млн. грн. за километр. На сегодняшний день это фантастические деньги.
– Возможность строительства подземки, как и скоростного трамвая, заложена в последнем генплане. Но для метро нужны немалые деньги, – поддерживает эту мысль народный архитектор Украины Владимир Глазырин. – Стоимость подземного метро во времена СССР составляла порядка 24 млн. рублей, гораздо дешевле был скоростной трамвай, но даже его так и не запустили. Поэтому для Одессы больше подходят разнообразные транспортные системы – от электричек до морских трамваев.

Одессу вычеркнул Черненко
Вопрос строительства метро в Одессе возник после того, как в городе в 1974 году родился миллионный житель. Согласно существующим в СССР нормативам, на метрополитен могли рассчитывать столицы республик и города, где население превышало один миллион человек.
– В конце 1980-х годов в Ленинграде была разработана схема Одесского метрополитена, – рассказывает председатель Одесского национального союза архитекторов Украины Василий Мироненко. – В то время я был главным архитектором Одессы. Мы попали в список из 11 городов СССР, где нужно было разрешить строительство метро. Приходилось день и ночь находиться в Госплане и Кабмине СССР, решая этот вопрос. Соответствующее разрешение подписал Гейдар Алиев, он тогда был первым заместителем Совета министров СССР и отвечал за связь и транспорт. Когда уже все разрешения были готовы, осталась подпись Константина Черненко.
Но в то время генсек ЦК КПСС Черненко доживал свои дни в кремлевской больнице. Список все-таки до него дошел, и Генеральный секретарь собственноручно вычеркнул из него Одессу и Донецк, включив Ростов, Челябинск и Красноярск. Нашлись влиятельные люди, которые были заинтересованы в строительстве метро в этих городах. А после этого пошла смена властей, развал СССР и уже было не до метро. Только в начале 90-х годов еще раз появилась надежда.
– Мы встретились в Софии с Георгием Стоиловым, президентом Международного союза архитекторов, и говорили о больших возможностях Одессы как международного транспортного узла, – продолжает Василий Иванович. – При помощи Стоилова был заключен договор об инвестировании в Одессе двух проектов – нового международного аэропорта и метрополитена. Финансировать строительство должна была японская фирма. И когда уже было практически все решено, в 1995 году в Кобе случилось мощное землетрясение. В городе были разрушены десятки тысяч домов, и правительство Японии запретило все зарубежное инвестирование, средства пошли на ликвидацию последствий землетрясения. Таким образом, Одесса опять осталась без метро.

В тему
По данным института проблем управления имени Горшенина, только 39,8% одесситов считают, что метро в Одессе действительно нужно. 33,8% придерживаются мнения, что наш город в большей степени нуждается в рейсовых автобусах.
29,3% участников опроса высказываются за увеличение маршрутных такси, 29% выступили за большее количество трамваев и троллейбусов. 18,5% хотели бы ездить от поселка Котовского до Черноморки по морю, на давно забытом морском трамвайчике. А 10,8% одесситов рекомендуют горожанам пользоваться наиболее экологическим видом транспорта – велосипедом.