На Одесской киностудии снимали «Гонорею» и всполошили Кремль
Яна КОВАЛЬСКАЯ
30 мая 2011 14:29
0
С 23 мая 1919 года Одесская киностудия ведет свое официальное летоисчисление. В этот день Одесский отдел народного образования принял постановление о национализации местной кинофотоаппаратуры. За время работы у киношников случалось немало курьезных ситуаций. Сначала студия получила весьма непривычное для нас название — «Киносекция политотдела 41 дивизии Красной Армии». На ней снимали, в частности, и пропагандистские фильмы, вот и одна из первых таких картин называлась «Гонорея», а говорилось в ней о том, что солдаты должны предохраняться от заражения венерическими болезнями. В 1922 году студия реорганизована в Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), а с 1930 года она звалась «Украинфильм». В 20-е годы на студии работают Александр Довженко, Исаак Бабель, Владимир Маяковский, Юрий Яновский.
Курьезный случай из жизни Одесской киностудии
В советское время существовало такое понятие - «Лениниана». В 1987 году, выполняя очередной государственный заказ, режиссер Виллен Новак на Одесской киностудии ставил фильм о младшем брате Ленина, Дмитрии Ульянове - «В Крыму не всегда лето». В картине был эпизод, его снимали в Москве, когда по внутреннему дворику Кремля, идет Ленин, хватается за сердце — дает о себе знать известное покушение на заводе Михельсона - и присаживается на скамеечку. В кино все должно было соответствовать действительности. В архивах нашли фотографию, как выглядела настоящая скамеечка, на которую в туманные уже для нас послееволюционные годы присаживался Ленин, и вручают снимок ассистенту режиссера по реквизиту Виктору Мысливцу. Он припомнил, что недавно где-то видел похожую скамью. Киношник нашел трофей и увез «добычу» на съемочную базу киногруппы. Дубль за дублем снимали эпизод, съемочная группа уехала, а скамейку бросили во внутреннем дворике Кремля.
На следующий день в закрытом гастрономе на Лубянке, где обслуживалось высшее руководство КГБ СССР, в очереди за пайками две жены начальников отделов жаловались, что у мужей огромные неприятности — на строжайшем режимном объекте, во внутреннем дворике Кремля, обнаружено нечто. Чекисты теряются в догадках, что это: радиоактивное или биологическое оружие? Замаскированная взрывчатка? А супруг второй дамы из очереди чувствует себя еще гораздо хуже: на другом спецобъекте, в мемориальном заповеднике СССР «Горки Ленинские» пропал едва ли не самый ценный экспонат — та самая раритетная скамеечка, на которую в 1918 году Ленин присаживался в кремлевском дворике… Скамеечку вернули в «Горки Ленинские», где она и по сей день стоит, врытая в землю.
Киномогикане с Французского бульвара помнят многих и многое
В 1979 году на киностудии режиссер Самвел Гаспаров снимал первый широкоформатный вестерн «Забудьте слово смерть». По сюжету, героя Богдана Ступки, избивают, пытают, пинают ногами, а он истекает кровью. В этот день на съемке присутствовали главный консультант картины — первый заместитель министра внутренних дел УССР Петр Олейник и маленький сын Ступки .Увидев, что делают с отцом, мальчишка расплакался и начал голосить: «Тата б`ють». И тут Олейник, сидевший возле камеры, понимает, на глазах генерала милиции, бьют человека. Он встает при работающей камере, входит в кадр, хватает бандита и отшвыривает его. Восьмой по счету дубль был испорчен, а вокруг грохнул смех. Тут же свита Олейника подбежала к оператору, вынула кассету из аппарата, на которой были записаны все предыдущие 7 дублей, и засветила пленку.
Как одесситы весь Харьков обманули, или еще одна непридуманная история
Действие картины «Двойной тулуп» режиссера Вячеслава Колегаева происходило на Чемпионате мира по фигурному катанию. Съемки проводились в харьковском Дворце спорта. Нужна была массовка из нескольких тысяч человек, а учитывая, что это ночное время, еще и питанием обеспечить… Но в результате Дворец спорта окружали три кольца милицейского кордона, которые с трудом сдерживали натиск толпы, жаждущей прорваться внутрь. А произошел такой анекдотичный случай.
В картине в роли спортивного комментатора должен был сниматься Николай Боярский, родной дядя Михаила. Незадолго до этого на экраны вышел фильм «д'Артаньян и три мушкетера». Михаил Боярский стал кумиром миллионов.
– Чтобы договориться с Николаем Боярским о дне съемки, я заказывал разговор, - вспоминает Евгений Женин. –Говорю с телефонисткой: «Девушка, дайте Ленинград. Это кино, нам Боярский нужен». И в трубке слышу: «Девки, сейчас Боярский будет на проводе».
Телефонистка слушала весь разговор, и таким образом, весь Харьков в тот же вечер знал, когда и куда приезжает Боярский. Толпа вожделенно ждала своего идола. А Боярский так и не приехал, потому что у Михаила родился сын Сережа, и дядя Коля, отмечая это событие, не смог прибыть.
- «Разорвать» нас обманутые харьковчане, к счастью, не успели. Мы закончили съемки и тихо уехали », — вспоминает член Национального союза кинематографистов Украины.
КОНКРЕТНО
Сегодня кинопроизводства на киностудии нет
Нынче Одесская киностудия практически не работает. Почти весь ее, некогда полуторатысячный, коллектив - уволен. Официального кинопроизводства с бригантинкой — эмблемой Одесской киностудии практически не существует.
– Если увидите в титрах картин Игоря Шевченко «Ворожея» или у Виктора Ноздрюхина «Женить Казанову» - «производство: Одесская киностудия», это достаточно условно, - говорят киношники. –Но успокаивает то, что нам удалось с помощью Владимира Литвина и Сергея Гриневецкого отвоевать территорию студии, которую хотели продать предприимчивым махинаторам под развлекательные комплексы. Был принят Верховной Радой и подписан главой государства специальный Закон Украины «О запрете приватизации и продажи, сдачи в залог и аренду государственного пакета акций Одесской киностудии». Французский бульвар, 33 остался непобежденной территорией кинематографа.
Несмотря на то, что на старейшей в Европе кинофабрике фильмы не снимаются, одесское кино, взращенное кинематографистами, которых питала Одесская киностудия — есть.
Так, в 2010 году за свою картину «Тайная вечеря Сальвадора Дали» одессит Игорь Сербин получил приз Лос-Анжелесского фестиваля «Голливудская весна-2010». Большим спросом за рубежом пользуется авторское кино знаменитого кинофотохудожника Леонида Сидорского. Собрал коллекцию фестивальных призов фильм «Справка», снятый по одноименному рассказу Антона Чехова начинающим одесским режиссером Людмилой Соколовой.
Подписывайтесь на нас в соц. сетях