Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Памятники архитектуры поджигают ради «вкусного места»

Памятники архитектуры поджигают ради «вкусного места»
Фото: Доходный дом Руссова. Годы постройки – 1897-98

В Одессе, с архитектурной точки зрения, есть, что ценить. Тем более что все чаще памятники разрушаются, а подчас и горят. Печальная статистика сгоревших домов свидетельствует: пожары у нас, скорее, не случайность, а закономерность. А в случае с памятниками архитектуры, которые, по закону, подлежат охране государства, – даже решение вопроса.
Каждый пожар порождает массу слухов и предположений. В городе начинают говорить о том, что дом сгорел в результате поджога. Действительно, иногда пожар возникает настолько кстати, что иначе его причину и объяснить невозможно. Но в большинстве случаев виновных так и не находят. Между тем качественный, профессиональный поджог может привести к исключению дома-памятника из Государственного реестра неподвижных достопримечательностей Украины. Как указано в ст. 15 «Исключение достопримечательности из реестра» Закона Украины «Об охране объектов культурного наследия», это может произойти лишь в случае, если достопримечательность разрушена или если достопримечательность потеряла предмет охраны.

Самые резонансные пожары памятников на стыке XX-XXI веков.
 

Кирху восстанавливали 36 лет
Лютеранская церковь св. Павла, Кирха. Годы постройки – 1895-96, архитектор Шеврембрандт. Памятник архитектуры национального значения.
Сгорела в ночь с 9 на 10 мая 1976 года. Незадолго до пожара в здании, давно закрытом для богослужений, решили сделать органный зал и начали восстановительные работы. В ночь пожара Кирха горела так, что искры разлетались в стороны на три квартала. Тогда были основания предполагать, что это был умышленный поджог, хотя виновные так и не были найдены. Понадобилось более 7 млн. евро и 36 лет, чтобы Кирху восстановили. Средства для этого были собраны немецкой лютеранской общиной.

Сожгли, чтобы избежать ревизии
Торговые корпуса крытого Новобазарного рынка. Год постройки – 1896, арх. А.Д. Тодоров.

Торговые корпуса крытого Новобазарного рынка


Почему-то точная дата не зафиксирована, но одесситы, проживающие вблизи Нового рынка, помнят, что пожар в рыбном корпусе знаменитого ансамбля торговых корпусов случился летом 1985 года. Что характерно – когда прибыл пожарный расчет, воды для тушения поблизости не оказалось, и пожарные вместе с зеваками просто наблюдали, как горел корпус. Говорили, что подожгли специально, для того чтобы избежать ревизии. После этого в корпусе много лет была автостоянка, здание частично восстановили, но в этом году обгоревшие руины начали сносить. Руководство рынка обещает восстановить рыбный корпус в первоначальном виде.

Английский клуб подремонтировали перед открытием Оперного
Английский клуб. Музей морского флота. Годы постройки – 1841-1842, арх. Г.И. Торичелли, Е.Б. Вей.
Пожар вспыхнул в ночь на 29 апреля 2005 года. Огонь повредил крышу и перекрытия старинного здания на площади в 1,2 тыс. кв. метров. Были уничтожены уникальная коллекция стоимостью более ста миллионов долларов и роскошные залы с лепниной и позолотой. Только через три года, в связи с торжественным открытием Оперного театра после реставрации, здание музея было частично восстановлено, поскольку оно входило в ансамбль Театральной площади. Однако вскоре музей опять затянули в леса. По последним данным и со слов вице-мэра Александра Орлова, музей будет восстановлен в 2011-2012 годах.

Прокуратура стала трехэтажной
Дворец Рафаловича. Одесская областная прокуратура. Год постройки – 1870, арх. – Ф.В. Гонсиоровский.
Пожар в здании прокуратуры, что на углу Дерибасовской и Пушкинской, начался 24 января 2006 года, около 18 часов. Пожару был присвоен высший уровень. В тушении приняло участие вначале 25 пожарных расчетов. Однако кровля старого двухэтажного здания выгорела дотла.
Здание восстановили удивительно быстро – торжественное открытие состоялось 1 декабря 2008 года, ко Дню работника прокуратуры Украины. В результате ремонта вместо чердака появился еще один этаж.

На территории завода – жилой комплекс

Пивзавод Санценбахера. Пивзавод «Гамбринус». Годы постройки – 1909-1910, архитектор – Б.А. Бауэр.


Пивзавод Санценбахера. Пивзавод «Гамбринус». Годы постройки – 1909-1910, архитектор – Б.А. Бауэр.
10 мая 2007 года произошло возгорание в административном корпусе пивзавода «Гамбринус», расположенного на проспекте Гагарина, 10. Огонь охватил все 4 этажа здания. Полностью уничтожены кровля и межэтажные перекрытия, площадь возгорания составила более 700 кв. м. Представитель управления МЧС сказал, что короткое замыкание в качестве причины возгорания не рассматривается: здание было обесточено.
Ко времени пожара здание было выведено из списков объектов культурного наследия. На территории завода планировалось построить жилой комплекс.

Начался со взрыва
Доходный дом. Год постройки – 1911, архитектор – А.С. Панпулов.
Ночью, 20 июля 2009 года, произошел пожар в жилом здании на ул. Пантелеймоновской, 82. Дом находился в плане реконструкции квартала, но оставался памятником архитектуры, то есть по закону был в неприкосновенности. Жильцы дома в течение двух лет не могли договориться о приемлемых условиях выселения с застройщиком – ФК «Черноморец». Пожар начался со взрыва, и уже в считанные минуты пламя полностью охватило дом. Буквально через несколько дней верхний этаж здания был разобран, и дом стоит в таком виде по сей день.

Самый громкий пожар
Доходный дом Руссова. Годы постройки – 1897-98, архитектор – В.И. Шмидт, Л.М. Чернигов.
Самый резонансный пожар произошел в том же году, 29 октября. В 9 часов вечера в частично расселенном доме Руссова, давно предназначенном под реставрацию, в трех разных местах вспыхнуло пламя. Уже в 22.00 обрушилась надвратная башня и фрагмент фасада. Общая площадь возгорания составила 200 кв. м. В тушении пожара принимали участие 12 бригад.
Сегодня дом Руссова стоит в лесах. Владелец компании «Инкор», которому принадлежит 95% квартир в здании, неоднократно заявлял о готовности начать реконструкцию сразу после утверждения проекта реконструкции квартала, включающего и дом Руссова, в горсовете. В городском и областном бюджетах нет средств на восстановление здания.

В этом году пожары произошли в трех памятниках архитектуры.

Доходный дом Леонарди. Постройка начала ХХ века.
7 февраля загорелся чердак двухэтажного дома на улице Канатная, 9. Огнем повреждены кровля и перекрытия на площади 50 квадратных метров.

Доходный дом Снитковского. Постройка начала ХХ века.
22 февраля в доме № 22 по ул. Маразлиевской произошел пожар с человеческими жертвами. Пожар на 2 этаже 3-этажного дома был ликвидирован спустя два часа. В квартире, где произошло возгорание, обнаружили тело хозяйки.

Особняк Лехнера. Стоматологическая поликлиника Одесского медицинского университета. Годы постройки – 1833-35, арх. – Ф.К. Боффо.
Последний пожар в памятнике архитектуры случился во время недавнего урагана. В особняке Лехнера на ул. Мечникова, 2 долгое время располагалась стоматологическая поликлиника медуниверситета. Огнем, который непрерывно раздувал сильный ветер, была уничтожена кровля здания, повреждены служебные кабинеты, мебель и оборудование на площади около 600 кв. м. Предварительная причина пожара – замыкание электропроводки в одном из стоматологических кресел. Несколько лет назад вокруг особняка Лехнера вырос жилой десятиэтажный дом...

Компетентно
– К счастью, в большинстве случаев памятник архитектуры после пожара все-таки можно восстановить, – считает замначальника областного управления по охране объектов культурного наследия Валерий Сунцов. – Наше управление как раз и отдает предписание о восстановительных работах после пожара. Мы выезжаем на место, составляем дефектный акт и ищем собственника здания. В том случае, если собственник существует и является платежеспособным, дом смогут быстро реставрировать. В случае с особняком Лехнера, что на ул. Мечникова, 2, думаю, будет именно так. Владелец здания – Одесский медицинский университет, и у него, безусловно, будет возможность исправить нанесенный ущерб, во всяком случае, в ближайшее время восстановить кровлю.
Но бывают ситуации, когда собственника определить сложно. Так произошло после пожара на ул. Пантелеймоновской, 82. Заказчик реконструкции квартала и город до сих пор решают, кому принадлежит сгоревшее здание и, соответственно, кто будет его восстанавливать.
Однако установить виновных в возникновении пожара в памятнике архитектуры, а тем более – открыть уголовное дело о поджоге, как правило, невозможно.
– Дела о поджогах остаются нераскрытыми, – говорит Валерий Сунцов. – Даже в случае с домом Руссова, когда были свидетели, утверждавшие, что видели людей, которые могли поджечь здание, в заключении было написано, что источник пожара был попросту внесен извне, и все.