Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Одесса глазами архитекторов: "Венеция" в Лузановке и павильоны в озерах

Одесса глазами архитекторов:
Фото: Когда власти решатся вернуть морские трамвайчики, причалы будут выглядеть так. Фото проектов из архивов архитекторов.

Некогда председатель одесского отделения Национального союза архитекторов Украины Василий Мироненко высказал парадоксальную мысль:
– Я никогда не жалел о нереализованных проектах. В СССР, в основном, поощрялись типовые, серийные разработки, а индивидуальные были большой редкостью. Поэтому для архитектора был гораздо интересней сам процесс создания проекта.
Неудивительно, что у одесситов накопилась масса необычных и смелых эскизных проектов. Однако по разным причинам, построить по ним так ничего и не удалось. Хотя некоторые из них рассматривались на градсоветах, как вполне осуществимые и полезные для города.

"Одесская Венеция" – это намывной остров в районе Лузановки общей площадью 700 га. Фото проектов из архивов архитекторов.

Под Приморским – бутики и гостиницы
Один из достаточно недавних проектов – комплексное решение застройки Таможенной площади, предложенный группой киевского архитектора Вадима Жежерина.
Проект опирался на новую схему генплана Одессы движения транспорта на Таможенной площади, а именно – отвод основного потока грузового транспорта по новой эстакаде, которая должна была уходить от площади в сторону парка Шевченко. Освободившаяся от лишнего транспорта, припортовая площадь могла стать местом концентрации бизнес-центров и гостиниц. Внизу, на углу Ланжероновского спуска, должно было появиться здание торгового центра и пятизвездочной гостиницы (за счет понижения рельефа ее предлагалось сделать 22-этажной и украшенной большим шаром). Вверх по спуску, к мэрии и литературному музею, каскадом поднимались офисные центры, конференц-залы и библиотеки, их фундаменты позволили бы укрепить ослабленные временем склоны.
Следующим шел проект реабилитации Лунного парка и части Приморской улицы, разработанный известным одесским архитектором Юрием Беликовым. Он хотел создать комплекс офисно-торговых зданий по фасаду Приморской улицы, с крышами, на которых располагалась часть парка. Зеленые зоны предполагалось сильно проредить, посадить новые, низкорослые породы деревьев и кустарников. Второй уровень парка от Приморского бульвара был рассчитан на размещение целого ряда бутиков и кафе.
Созвучен с таким решением и следующий нереализованный проект одесского архитектора Александра Голованова, который предлагал реконструировать бульварные склоны, некогда носившие название Детского, а потом и Пионерского парка. Зодчий хотел упорядочить зеленую зону, создать комплексы бутиков и кафе, расположенных вдоль террас, и восстановить рыбный ресторан, много лет впечатляющий туристов своим археологическим видом.
Рассматривался и проект архитектурной династии Повстанюков. Концептуально он мало отличался от своего предшественника, с той только разницей, что на месте заброшенного в парке бассейна под Воронцовским дворцом предлагалось построить гостиницу.

Реконструкция склонов Приморского бульвара захватывала также и самую нижнюю часть – улицу Приморскую. Фото проектов из архивов архитекторов.

На заброшенном кладбище – каплицы и музей
Много архитектурных решений парковых зон сохранилось в архивах народного архитектора Украины Владимира Глазырина. Например, емкое и функциональное переосмысление системы прудов парка Победы. Пруды предлагалось увеличить, посредине каждого из них построить развлекательные комплексы, которые напоминали каскад, спускающегося от проспекта Шевченко к площади 10 апреля.
А проект реконструкции Аркадийской балки этого же автора до сих пор остается злободневным. Аркадия, как была, так и осталась скоплением разностилевых и вообще не имеющих отношения к архитектуре непривлекательных строений. На месте этого "цыганского табора" творец предлагал оставить лишь архитектурно значимые объекты, а магазинчики и кафе сосредоточить в нескольких комплексах и в крытом пассаже, который должен был идти параллельно центральной аллее в Аркадии.
Проект благоустройства еще одной парковой зоны Владимир Глазырин разработал еще в начале 90-х годов.
– Сразу после моего назначения главным архитектором, моя творческая группа выиграла конкурс на реконструкцию Первого христианского кладбища, которое уничтожили еще до войны, – вспоминает Владимир Львович. – Жаль, что его не смогли реализовать. Восстановить могилы невозможно, мы хотели по сохранившимся фотографиям воссоздать церковь, затем сделать полукруглую аллею с четырьмя каплицами – по количеству основных национальностей, лежащих на кладбище – православную, католическую, мусульманскую и караимскую. Рядом предполагалось здание мемориального музея. А дальше по боковым аллеям – обозначить могилы похороненным на кладбище генералу Радецкому, Левушке Пушкину, Вере Холодной и другим. Может быть, когда-то на реализацию этого проекта появятся средства.

Парк Победы. Каскадные пруды с павильонами в центре каждого водоема плавно переливаются друг в друга. Фото проектов из архивов архитекторов.
Полная реконструкция Аркадийской балки решала проблему застройки самого известного в Одессе курортного района. Скопление торговых точек могли заменить крытые пассажи. Фото проектов из архивов архитекторов.

Остров с магистралью
Как же в морской Одессе обойтись без строительства в бухтах и заливах? Одним из первых создание искусственного острова вблизи города предложил Василий Мироненко. Остров площадью 700 га, планировали разместить в мелководном заливе напротив пляжа Лузановка и Продмаша. На остров, который называли "Одесская Венеция", должна была протянуться магистраль, ведущая из Лузановки. Основной акцент Мироненко предложил сделать на развитие сферы услуг и индустрии развлечений. В отличие от исторической части города, "Одесская Венеция" могла иметь неограниченную высотность застройки, где могли бы разместиться крупные гостиничные комплексы и офисные центры в 10–15 минутах езды от Дерибасовской. Силуэт острова должен был определять лицо города с моря. По мысли автора, он скрывал промышленный силуэт Пересыпи.
– Не надо бояться смелых проектов, иначе мы всегда будем идти на шаг позади от цивилизованного мира. Рано или поздно время заставит нас делать эти острова, – резюмирует Василий Мироненко.