Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Под Одессой работает уникальное судно-землесос

Под Одессой работает уникальное судно-землесос
Фото: 116-метровое судно, предназначенно для подводных работ.

На днях в Одесский порт прибыло 116-метровое судно, предназначенное для подводных работ. Его задействуют в строительстве глубоководного выпуска сточных вод со станции биологической очистки "Северная". В сутки агрегат может поднять до 20 тысяч кубов земли, задача гиганта – рыть траншею, по которой проложат 4-километровую трубу, а затем – засыпать землю обратно.
– Этот трюмный землесос предназначен для рытья подводной траншеи и для перевозки с морских месторождений песка, которым будут засыпать трубу, – поясняет генеральный директор компании-подрядчика ООО "Инкор-Групп", руководитель проекта "Глубоководный выпуск" Руслан Тарпан. – Агрегат вмещает в себя 7,5 тысяч кубометров грунта, время его заполнения – 30 минут.
Машина выпущена лидером по производству подводной строительной техники – немецкой компанией "Мебиус". Она уникальна тем, что может работать круглосуточно и при сложных метеоусловиях.
– Таким оборудованием мы во всем мире выполняем работы по углублению дна и другому водному строительству, – говорит гендиректор компании "Мебиус" Герхард Раубенхаймер. – Поэтому мы привыкли к самой разной погоде, и сегодняшнее волнение на море – ничто по сравнению со штормами, которые случаются в Северном и Балтийском морях. Нам будет даже немного грустно, если завтра снова будет тихо.
Самоходный трюмный землесос спущен на воду в декабре минувшего года. Для судна и его экипажа строительство глубоководного выпуска в Одессе – первый зарубежный проект. К слову, работают на современной технике немецкие специалисты.

В паре с экскаватором на понтоне
Гидротехнические работы по прокладке трубопровода стартовали чуть больше месяца назад. Рыть начали на расстоянии 4-х с лишним километров от берега, с того места, где воды из новой трубы будут уходить в море. Тогда в Одесский порт прибыла первая очередь специальной техники: понтон с мощным экскаватором и четыре шаланды, способные вывезти по тысяче тонн песка за раз.
– Экскаватор на понтоне предназначен для работы с тяжелыми и вязкими грунтами, а это судно всасывает более легкие грунты, – объясняет разницу Герхард Раубенхаймер. – Мы проводили предварительное исследование и выяснили, что на этом объекте встречаются и те, и другие грунты. Поэтому изначально было запланировано использовать оба оборудования, чтобы ускорить выполнение работ.
Одновременно идут надземные работы. На берегу строят камеру переключения, которая является неотъемлемой частью проекта "Глубоководный выпуск". Проект рассчитан на перспективу развития города. Потому в будущем к сооружению подведут и очищенную ливневую канализацию. Мощность трубы позволяет это сделать.

Гарантия – больше ста лет
Когда траншея будет готова, начнется укладка трубопровода. Сейчас 10 гигантских плетей полиэтиленовой трубы, по 400 метров в длину и по 2 метра в диаметре, пришвартованы к специально сооруженному временному причалу за одним из волноломов. 400-х метровые отрезки соединят в единую цепь и проложат на глубине от 5 до 16 метров.
Еще в конце 80-х в городе назрела необходимость реализовать проект по отводу сточных вод из Одесского залива. Однако "старый" проект предусматривал прокладку металлической трубы по дну моря. Строительство начали, но не смогли завершить из-за перестройки. Может, и к лучшему. Как известно, металл в условиях водной среды сильно коррозирует: протечек со временем не избежать. Новый проект переработали с учетом современных технологий: полимерная труба (толщина – 61мм) проложена под землей, что исключает вероятность случайного повреждения ее якорными стоянками.
– Это было решено сделать, поскольку строительство идет на месте рейдовой стоянки, – объясняет Руслан Тарпан. – Кроме того, под землей несколько выше амортизационная прочность оборудования. А для нас износостойкость имеет принципиальное значение. Компания-производитель дала гарантию на срок службы труб – 65 лет. Но чтобы увеличить его до сотни лет, мы закупили для их изготовления прочные материалы из Швеции, а для производства использовали французские мощности.
Кроме того, на последних 200 метрах трубы установят специальные диффузоры, которые позволят уменьшить концентрацию сточных вод в 29 раз.
Подрядчик планирует завершить строительство уже в октябре. Общая стоимость проекта – 585 миллионов гривен.

Информация для размышления
Сегодня неочищенные сточные воды с СБО "Северная" выпускают всего в 125 метрах от берега, и под действием течения канализационные стоки прибивает к берегу. А напротив существующего коллектора расположен пляж, где отдыхают сотни одесситов и туристов.