Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Канализацию чистят "умные" бактерии

Канализацию чистят
Фото: Когда-то этот объект числился в списке наиболее важных и закрытых сооружений города. Фото Виктора Павлова.

Когда-то этот объект числился в списке наиболее важных и закрытых сооружений города, воздушное пространство над ним охранялось несколькими базами ПВО, а периметр патрулировался вооруженной охраной. Теперь на очистную станцию "Северная", которая обслуживает 65% канализации всего города, можно попасть, чем мы и воспользовались.

Бактерия прижилась
Ежедневно на станцию поступает около 200 тысяч тонн канализационных отходов – это самое крупное подобное сооружение на всем юго-западе Украины. Когда в конце 60-х годов станцию сдавали в эксплуатацию, равных ей не было во всей УССР. Строили ее по передовой тогда технологии многоступенчатой очистки.
– Прежде чем стоки попадают на станцию, они проходят несколько фильтров, которые очищают их от песка и крупных частиц, – объясняет главный инженер СБО "Северная" Владимир Мошогло, – затем они попадает в один из восьми гигантских отстойников, по 50 тысяч тонн каждый. В нем от воды отделяются мелкая взвесь. На этом механическая очистка стоков завершается.
Отстоянная, но все еще очень грязная вода попадает в один из четырех огромных бассейнов. Здесь их называют "аэротенки". Живущие в водоемах микроорганизмы в буквальном смысле съедают все биологические отходы. Отсюда, кстати, и название: станция биологической очистки. До середины 80-х разводить поедателей отходов у нас не умели, и канализационные стоки очищали обычными фильтрами.
– Биофауну на станцию завезли в 1985-м году из Прибалтийских стран, – рассказывает начальник цеха биологической очистки Игорь Ковальский. – Вначале думали: не приживется, но ей здесь понравилось. Климат, видимо хороший. Благодаря "умному" илу, мы на 98% очищаем попадающую к нам сточную воду.
Бассейны, где обитают микроорганизмы, круглосуточно обогащают кислородом, и каждые два часа проверяют уровень его содержания в воде. Если вдруг понизится, микроживность погибнет.

После бассейнов с "умным" илом очищенная вода попадает на вторую линию отстойников. Фото Виктора Павлова.

Требования жестче, чем на западе
После бассейнов с "умным" илом очищенная вода попадает на вторую линию отстойников. На этом заключительном этапе воду очищают от остатков микроорганизмов и проводят контроль качества. Главный инженер станции хвастает: без дополнительного анализа очищенные стоки от водопроводной воды не отличить.
– К нам предъявляют очень жесткие требования, – говорит он. – По целому ряду критериев, например, по содержанию твердых веществ, тяжелым металлам, биологическим соединениям наша станция превосходит все европейские нормы. Не потому что они хуже, а потому что когда станцию строили, таковы были нормативы очистки стоков города-миллионника. По сути, на входе мы получаем канализацию, а на выходе – техническую воду, вполне пригодную для использования в промышленности. Но мы ее сбрасываем в Хаджибейский лиман летом, а зимой – в море.

Задумка осталась с 80-х
Уже нынешней осенью начнет работать глубоководный выпуск очищенных вод, когда система прием–очистка–выпуск начнет работать так, как задумывали градостроители. Напомним, проект глубоководного выпуска очищенной воды со станции "Северная" был разработан еще в середине 80-х годов прошлого века. По словам руководителя проекта "Глубоководный выпуск" Руслана Тарпана, работы идут с опережением графика.
– Уже на восемь дней обогнали график гидротехнических работ, – говорит он, – но мы – реалисты, и потому понимаем, что в сентябре погода нас может так не баловать, как нынешним летом. Тем не менее, я уверен, что в октябре мы закончим работы и проложим подводный трубопровод. К тому времени закончится наладка насосной станции, которая будет перекачивать стоки с СБО "Северная" в глубоководный выпуск и выводить их на расстояние четверых километров в море.

Каверзный вопрос
О том, что произойдет, если здешние механизмы остановятся, – персонал станции старается не говорить.
– Еще в советские времена военные моделировали подобные ситуации, – рассказывает начальник СБО "Северная" Константин Лозиенко. – Но нам о своих расчетах они не рассказывали. Вообще же, мы даже теоретически не допускаем, что она может остановиться. Какое-то время мы, конечно, сможем аккумулировать отходы на полях орошения, но недолго. Потом же наступит катастрофа, последствия которой трудно переоценить, ведь станция обслуживает большую часть города-милионника.