Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Одесситам показали двойника первого российского самолета

Одесситам показали двойника первого российского самолета
Фото: Зрители на авиашоу
Сюда приехали, а, вернее, прилетели авиалюбители со всех уголков Украины и стран ближнего зарубежья. А один американец украинского происхождения, чтобы поучаствовать в фестивале, даже специально перелетел на своем четырехместном самолетике через океан. Организаторы действа не могут нарадоваться: обычно первый блин комом, а тут на тебе – такой невиданный ажиотаж. 
 
Знаменитый "Кукурузник"
 
– В день авиации нам удалось собрать в одном месте более сорока единиц действующей техники, – хвастает  президент аэроклуба "Одесса" Константин Оборин. – Здесь и редчайшие коллекционные модели, и самые современные. Есть даже несколько самодельных машин летчиков-аматеров. 
 
"Фарман" чуть не развалился, а его потомок почти 20 минут кружил над аэродромом. 
 
Самолет "Фарман IV"
 
Специально для фестиваля одесские авиаконструкторы собрали точную копию биплана "Фарман – IV". Именно на такой машине ровно сто лет назад с одесского аэродрома взмыл в воздух первый российский авиатор Михаил Ефимов. 
 
–  Мы сознательно вернулись к ретроспективе, – объясняет Константин Оборин. – Это своего рода дань славе отечественной авиации, которая родилась в Одессе. Я много лет шел к созданию этой модели. Строили ее в харьковском аэрокосмическом университете. 
 
Пилотов, способных поднять эту конструкцию из дерева и металла в воздух, во всем СНГ можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них – и ее нынешний владелец. Пилот объясняет: управление самолетами за эти годы сильно изменилось. По задумке организаторов, полет машины должен был дать старт авиашоу. Но на сей раз взлететь ей, видимо, было не суждено: боковой ветер то и дело порывался развалить хлипкий аппарат, а с ним – и погубить пилота. Но Константин Оборин не отчаивается.  
 
Пилот так и не сумел поднять раритет в воздух
 
– Я уже досконально изучил этот самолет и обязательно подниму его в воздух, – уверен он. – Чего бы это мне не стоило. 
 
Зато копия на год младшего раритета, самолета "Анатра-2" – такие на одесском авиазаводе выпускали перед началом Первой мировой войны – в небе чувствовала себя, как птица. 
 
– За год произошел настоящий прорыв в отечественном авиастроении, – говорит инженер Анатолий Гайдай, – этот самолет появился на свет всего через несколько месяцев после реликтового Фармана, в 1912 году. Он уже мог самостоятельно взлетать – даже при сильном ветре и с дополнительным грузом. Это, по-сути, был первый бомбардировщик. 
 
Иконки заменяют подушку безопасности
 
"Дельфин" даст вторую жизнь Одесскому авиапрому. 
 
Последний серийный самолет сошел с конвейера в Одессе почти 83 года назад. После этого предприятие занималось только ремонтом и доводкой детищ известных конструкторских бюро. 
 
– Долгие годы мы мечтали вернуть предприятию былую славу первого авиазавода Российской империи, – говорит главный инженер завода "Одесавиаремсервис" Игорь Бирюлов. – И вот в несколько месяцев назад мы собрали опытную модель многоцелевого самолета "Дельфин".
 
Это – совместный проект Украины, России и Франции. Восточные соседи разработали планер, европейцы – двигатель, а отечественные инженеры подготовили начинку и собрали все воедино. Машина получилась довольно экономной – расход топлива сопоставим с обычной легковушкой. При наладке производства она, не уступая зарубежным аналогам по качеству, будет почти на треть дешевле – порядка 300-400 тысяч долларов США.
 
Авиабизнес в Украине – убыточен. 
 
55-летний харьковчанин Игорь Лапа за штурвалом самолета ЯК-18 всего три года. Самолетом обзавелся сразу после выхода на пенсию. Говорит, вначале планировал заняться частным извозом, но потом понял, что денег на этом не заработать – у нас не сформировалась та прослойка населения, кто согласился бы платить деньги за авиатакси. Богатые сами на своем летают, а среднего класса как такового нет.
 
 – Я плюнул на все и теперь летаю для души, – объясняет он. 
 
На приборной доске в самолете, как и у многих водителей, – маленький иконостас. 
 
– А это – как в жигуленке, – усмехается он, – заменяет подушку безопасности, вот и я себе поставил. Вдруг помогут, если падать буду.
 
Самолет на коленке 
 
Самолет – удовольствие не из дешевых. Даже самая бюджетная модель по цене сопоставима с люксовым авто, а о стоимости обслуги говорить и вовсе не приходится. У жителя Винницкой области Владимира Стробко таких денег отродясь не было, а летать, ну, уж очень хотелось. Выход один – построить самолет самому. 
 
Владимир Стробко собрал самолет в гараже
 
– Идеей этой я еще в 70-х загорелся, – рассказывает он. – Помню, меня тогда все село на смех подняло. Но я не унывал, а каждую свободную минуту бежал к себе в гараж и мастерил. Сложнее всего было достать двигатель и шасси. Их я привез аж из Лаоса – там после армии по контракту аэродром обслуживал. Вот оттуда и притащил в сумке. Двигатель собрал из трех списанных, которые за пару бутылок водки выменял на одной авиабазе. На все это у меня ушло более 20 лет. Зато теперь есть свой самолет, с паспортом и регистрацией. Когда умру, внукам достанется. 
 
Самодельный самолет Владимира Стробко
 
В последние годы Владимир летает все меньше и меньше – какие там полеты, когда скудной пенсии едва на питание хватает. Для того, чтобы прилететь в Одессу на фестиваль, пришлось почти полгода на горючее откладывать. Зато здесь он – нарасхват. От желающих сфотографироваться – нет отбоя, а бывалые пилоты просят посидеть за штурвалом чудо-машины.