Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

За 20 лет смастерил самолет из ничего

За 20 лет смастерил самолет из ничего
Фото: Самолет – удовольствие не из дешевых. Фото Виктора Павлова.

Сюда приехали, а вернее, прилетели авиалюбители со всех уголков Украины и ближнего зарубежья. А один американец украинского происхождения, чтобы поучаствовать в фестивале, даже специально перелетел на своем четырехместном самолетике через океан.
– В День авиации нам удалось собрать в одном месте более 40 единиц действующей техники, – отмечает президент аэроклуба "Одесса" Константин Оборин.
Специально для фестиваля одесские авиаконструкторы собрали точную копию биплана "Фарман-IV". Именно на такой машине ровно сто лет назад с одесского аэродрома взмыл в воздух первый российский авиатор Михаил Ефимов.
– Мы сознательно вернулись к ретроспективе, – объясняет Константин Оборин. – Это своего рода дань славе отечественной авиации, которая родилась в Одессе. Строили ее в харьковском аэрокосмическом университете.
Пилотов, способных поднять эту конструкцию из дерева и металла в воздух, во всем СНГ можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них – и ее нынешний владелец. Пилот объясняет: управление самолетами за эти годы сильно изменилось. По задумке организаторов полет машины должен был стартовать на авиашоу. Но на сей раз взлететь "Фарману" было не суждено: боковой ветер то и дело порывался развалить хлипкий аппарат.
Зато копия младшего раритета, самолета "Анатра-2" – такие на одесском авиазаводе выпускали перед началом Первой мировой войны – в небе чувствовала себя, как птица.
– За тот год произошел настоящий прорыв в отечественном авиастроении, – говорит инженер Анатолий Гайдай. – Этот самолет появился на свет всего через несколько месяцев после реликтового "Фармана", в 1912 году. Он уже мог самостоятельно взлетать – даже при сильном ветре и с дополнительным грузом. Это, по сути, был первый бомбардировщик.

Даже самая бюджетная модель по цене сопоставима с люксовым авто

 

Полгода собирал на горючее
Самолет – удовольствие не из дешевых. Даже самая бюджетная модель по цене сопоставима с люксовым авто, а о стоимости обслуживания говорить и вовсе не приходится. У жителя Винницкой области Владимира Стробко таких денег отродясь не было, а летать ну уж очень хотелось. Выход один – построить самолет самому.
– Идеей этой я еще в 70-х загорелся, – рассказывает он. – Помню, меня тогда все село на смех подняло. Но я не унывал, а каждую свободную минуту бежал к себе в гараж и мастерил. Сложнее всего было достать двигатель и шасси. Их я привез из Лаоса – там после армии по контракту аэродром обслуживал. Вот оттуда и притащил в сумке. Двигатель собрал из трех списанных, которые выменял на одной авиабазе на пару бутылок водки. На все это у меня ушло более 20 лет. Зато теперь есть свой самолет, с паспортом и регистрацией. Когда умру, внукам достанется.
В последние годы Владимир летает все меньше и меньше. Для того чтобы прибыть в Одессу на фестиваль, пришлось почти полгода на горючее откладывать. Зато здесь он – нарасхват. От желающих сфотографироваться нет отбоя, а бывалые пилоты просят посидеть за штурвалом чудо-машины.