Загрузить еще

Как адаптироваться к школе в условиях войны: советы психолога

Как адаптироваться к школе в условиях войны: советы психолога
Фото: УНИАН

Сложность нового учебного года обусловлена не просто преодолением переходного периода из лета в осень, из отдыха – в работу, но и новыми условиями, в которых оказались миллионы маленьких украинцев. Кто-то пошел в другую школу, потому что родную разбомбили, кто-то переехал в другой город, а кто-то сменил страну.

И все это на фоне хронического стресса, которому дети подвержены не меньше, чем взрослые, пережитых ужасов войны и травматического опыта, который еще год назад не мог присниться нам в самом страшном сне. Поэтому терпения, выдержки, любви, сочувствия и понимания нужно набраться всем взрослым. Не вваливаясь в жалость и делая все за детей, а акцентируя внимание на их силе и поддерживая во всем.

Этому посвящены рекомендации семейного и детского психолога Светланы Ройз, которые она сама назвала «простой методичкой на непростую тему». К чему нужно быть готовым родителям и учителям, как выстраивать учебный процесс, на что обращать внимание в период адаптации?

Что может измениться в учебных навыках

Психолог Светлана Ройз. Фото: facebook.com/svetlanaroyz

Психолог Светлана Ройз. Фото: facebook.com/svetlanaroyz

Взрослые должны быть готовы к возможным трудностям в учебе, связанным с ухудшением памяти, снижением концентрации, отстраненностью у детей. Помнить, что необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам истощает, и школьники будут быстрее уставать, медленнее работать и втягиваться в учебу. Какие сложности могут обнаружить родителя и учителя и как помочь преодолеть их:

  1. Летний откат в знаниях – дело обычное и естественное, но в этом году к нему присоединился стресс, и это влияет на работу долгосрочной памяти. Поэтому никто пока не знает, сколько времени понадобится на повторение пройденного материала. Но дети не должны из-за этого тревожиться, поэтому важно говорить им, что все постепенно вспомнится и встанет на место.
  2. Изменение почерка, регресс в письменных навыках, многие просто отвыкли писать на бумаге. Помогут упражнения на расслабление мышц, и нужно помнить, что сейчас темп и письма, и учебы будет замедлен.
  3. «Забывание» правил орфографии после пережитого опыта травматизации. Выручают игры со словами, кроссворды, карточки.
  4. Трудности с предметами и знаниями, связанными с пространственной ориентацией – геометрия, тригонометрия, все, что связано с предлогами: перед-, за-, под-, через и т. д. Нужны любые активности, где ребенок может складывать 3D модели – лепка, оригами, пластилин, лего, игра на музыкальных инструментах.
  5. Сложности с восприятием абстрактных понятий из-за пережитого травматического опыта. Поэтому сейчас важны наглядность и практические, конкретные, прикладные, понятные действия и знания.
  6. Ухудшение навыков чтения: в процессе адаптации к стрессу не только у детей, но и у взрослых здесь что-то изменилось. И кто-то стал читать еще больше, а кто-то до сих пор не может сконцентрироваться. Важно помнить, что это временное явление, все восстановится.
  7. Затруднения с процессом запоминания информации и долгосрочной памятью. Поэтому начинать нужно с маленьких объемов новой информации, закреплять все действиями, движениями. Обязательна двигательная активность в перерывах между уроками.
  8. Раскачивание на стуле, кручение каких-то предметов в руках во время урока – все это совсем не означает, что ребенок отвлекается. Многие так, наоборот, концентрируются. И это можно пробовать включать в учебный процесс.
  9. Привычка держать телефон в руках – для детей это символ управления и контроля, поэтому стоит подумать о возможности включать приложения в телефонах в процесс обучения.
  10. Раздражение от того, что не ощущается практичным, может быть сильнее, чем раньше. И нужно быть готовыми к вопросам – как это используется, можно давать больше проектных и практических работ.

Светлана Ройз предупреждает: учителя должны говорить об этом и родителям, и ученикам, а родители, в свою очередь, тоже должны объяснять своим детям, что все изменения, «откаты» назад в знаниях и умениях – абсолютно нормальны. И никто не бестолковый, не глупый, не неумеха, и все это временно и, конечно же, наладится.

Педагогам: празднование побед дня и отказ от практик с закрытыми глазами

При подготовке к урокам сейчас нужно быть особенно осторожными с подбором видео, фото и музыки, предостерегает психолог.

- Поскольку мы не знаем, что может стать триггером для эмоциональных реакций. Желательно понимать, через какой опыт прошла семья, чтобы оказать помощь, если она нужна, - отмечает Светлана Ройз.

Кроме того, важнейшими основами учебного процесса должны стать безопасность, близость и поддержка.

Безопасность: любой процесс обучения начинается с ощущения безопасности, насколько это сейчас возможно. Это знание правил и территории, телесная неприкосновенность, уважение к границам, «безопасное пространство», когда даже на своем месте ребенок может уединиться, – для этого можно придумать специальный жест.

Близость или единство: можно начинать урок с песни, которую поют все, можно придумать свой девиз, ритуалы приветствия и прощания. Можно вместе помогать ВСУ, высаживать цветы, делать общие проекты.

Поддержка: это поощрение, фиксация результата и самых маленьких успехов.

На что обратить внимание:

  • вследствие легализации ненормативной лексики сразу договариваться о том, что приемлемо для вашего сообщества, вводить правила;
  • из-за переживаемого стресса перестают ощущаться потребности – напоминать детям пить, есть, двигаться, ходить в туалет;
  • травматизация изменяет восприятие времени и реальности – обязательно подчеркивать текущую дату;
  • часто повторять свое имя – дети могут забывать не только новые, но и известные имена;
  • не перегружать лимбическую систему: красные рамки в презентациях, острые углы в рамках, накладываемые на слайды, эмоциональные картинки, много информации в слайдах – все это может вызвать перегруз;
  • объяснять, структурировать, рассказывать, что за чем будет идти – терапией являются любые правила, обязанности, рутина;
  • дети сейчас внимательнее к сенсорным невербальным сигналам, чем к словам. Могут быстро утомляться от перегрузки контактами, от которых отвыкли. Поэтому важно делать паузы, пить воду, заниматься двигательными активностями;
  • после травматизации дети могут не помнить каких-то вещей, поэтому сейчас так важна связь прошлое-настоящее-будущее. Если ребенок вернулся в свою школу, нужно походить по ней вместе, чтобы вспомнить;
  • прожив тяжелый опыт и стресс, дети живут в режиме ожидания неудач, у них меняется самооценка. И сейчас им нужен опыт побед, маленькие задания с быстрым результатом, их фиксация, празднование побед каждого дня и поддержка;
  • не давать практик с закрытыми глазами, поскольку это утрата контроля. Не просить глубоко дышать – это может спровоцировать сильные эмоциональные проявления;
  • - оговорить все, что связано с сиренами и укрытиями.

Родителям: отдельное рабочее место и тайные сюрпризы в рюкзаке

Им труднее всего соблюсти баланс между «ты должен хорошо учиться» и «как жалко ребенка», но нужно помнить: все, что сейчас сообща выстраивается в систему и правила, поможет в дальнейшем и детям, и взрослым.

  1. Режим – основа всех основ. И хотя сил на адаптацию к нему после лета не много, именно режим обеспечивает стабильность. Причем он должен учитывать время не только на подъем-отбой-учебу-обед, но и на прогулки, игры, отдых.
  2. Рабочее место – при любой форме учебы в квартире должно быть школьное место.
    - Хоть маленькая полочка, стол, где будет отметка – флажок или наклейка. Нам нужны «переходы» из пространства в пространство, это будет ускорять процесс настраивания на работу, - советует Светлана Ройз.
    В поле зрения не должно быть отвлекающих предметов и игрушек.
  3. Договориться о завтраках – что это будет, чтобы не тратить по утрам силы и время на уговоры и сопротивление.
  4. Познакомиться с новыми одноклассниками и не терять связь со старыми друзьями. С новыми можно договориться о встрече вне школы, если ребенок скучает по своему бывшему классу – организовать видеозвонок.
  5. Изучить вместе новые правила учебного заведения, если ребенок пошел в школу в другом городе или стране. Рассказать ему о традициях этой местности.
  6. Если ребенок учится онлайн, обговорить его действия во время сирены. Напомнить, как включаются приложения, необходимые в учебном процессе.
  7. Если ребенок учится офлайн, несколько раз пройти вместе всю дорогу до школы. Посмотреть, где по пути есть укрытия, договориться, что ребенок делает во время сирены, если идет по улице или едет в транспорте, обязательно выходит на связь.
  8. Подготовить тревожный рюкзачок: зарядка для телефона, фонарик, вода, печенье, список телефонов близких, бейджик с именем, фамилией и контактами родных, необходимые лекарства, сухие и влажные салфетки.
  9. Напомнить ребенку:
    - переспрашивать, когда что-то непонятно;
    - знать, где в школе туалет, где вода;
    - здороваться, просить о помощи, благодарить, просить прощения – пережитый стресс приглушает эти навыки;
    - узнавать правила новой среды;
    - не выходить из школы, не предупредив учителей или родителей;
    - ничего не трогать на улице, не поднимать с земли какие-либо предметы, не залазить на деревья.
  10.  Устроить праздник начала нового учебного года, чтобы закрепить переход из отдыха и лета в рабочую осень. В первое время подкладывать в школьный рюкзак маленькие сюрпризы: записку, мягкий брелок, который можно сжимать в руке, ручку с блестками, браслет, как у мамы или у папы, – любые мелочи, позволяющие ребенку почувствовать вашу любовь и снять напряжение.