Мэр Одессы Эдуард Гурвиц: Справедливую оценку поставят только горожане

Мэр Одессы Эдуард Гурвиц: Справедливую оценку поставят только горожане

Комментарии: 2
Мэр Одессы Эдуард Гурвиц

По просьбе наших читателей публикуем тезисы отчета городского головы перед общественностью.

Уважаемые одесситы!

Я всегда считал, что самую справедливую оценку деятельности муниципалитета ставят горожане. Поэтому склонен считать, что отчет делами гораздо важнее отчета словами.
 
Мы не позволим красть у города

У города Одессы есть одна настоящая проблема и целая гора мелких неприятностей. Если бы мне как городскому голове удалось в полной мере решить главную проблему, мы расправились бы с другими в два счета.
Главная проблема — деньги.
Мировая история знает только два способа, как добыть деньги. Первый — заработать, второй — украсть. Специфика муниципальной власти заключается в том, что украсть для города практически невозможно. Зато украсть из города — миллион способов. Поэтому главная проблема состоит из двух составляющих. Это: как наполнить бюджет и как не допустить его расхищение, неэффективное использование и т. д. Бизнес на государственных ресурсах, в том числе и на бюджетных деньгах, стал национальной особенностью в Украине. В этом соль бюджетной политики от сельского совета до Верховной Рады, в этом ее основной парадокс — местные власти деньги зарабатывают, отдают их в центр, а центр потом эти деньги делит — всем сестрам по серьгам. Я прошу вас это обстоятельство держать в уме.
Итак, апрель 2005-го, старая команда возвращается в Одессу. Уходя, мы оставили в собственности городской громады около 90 процентов того, что называется коммунальной собственностью. В апреле 2005-го цифра 90 процентов тоже присутствует — ровно столько собственности продано, передано в аренду, отчуждено и так далее.
Что получила громада взамен? У нас появились современные дороги и транспортные развязки? Город сиял и светился? Мы стали законодателями театральных, художнических и литературных течений и фестивалей? У нас появилась сеть современных гостиниц? Производства с высокими технологиями? У нас старики были накормлены и присмотрены, а беспризорники остались в легендах для кинематографа? Создано современное здравоохранение и образование? Нет. Одесса прозябала в серости и бедности.
Поэтому отправной точкой в нашей деятельности было: во-первых, максимально эффективно использовать оставшийся ресурс коммунальной собственности, во-вторых, выработать такую экономическую стратегию, которая позволила бы решать безотлагательные социальные проблемы. Даже я уточнил бы: такую социальную политику, чтобы бизнес не обдирал и без того обездоленных и бедных.

Конкретно

В 2006 году бюджет Одессы составлял один миллиард четыреста миллионов гривень. Из них 300 миллионов составлял бюджет развития. То есть 300 миллионов Одесса могла потратить исключительно на строительство дорог и жилья, приобретение оборудования и т. д. По величине бюджет развития Одессы растет быстрее, чем в других городах-миллионниках, уступая только Киеву.
Есть два основных источника формирования бюджета развития. Это отчуждение и приватизация коммунальной собственности и продажа земли. По первому пункту Одесса в 2006 году получила 128,7 миллиона гривень и в первом квартале 2007-го — 32,5 миллиона. Следом за нами идет Харьков, в котором населения в полтора раза больше Одессы, который за весь указанный период получил 53 миллиона. Донецк, занимающий третье место, получил 43 миллиона. И Днепропетровск с 14 миллионами замыкает таблицу.

Получить землю даром уже не

О распродаже земли в Одессе слагают легенды и обвиняют городскую власть во всех смертных грехах. За счет продажи земель с аукциона в бюджет за отчетный период поступило 106 миллионов гривень. Для сравнения — Донецк продал земли на 29 миллионов, Харьков — на 13 миллионов, Днепропетровск — на 3 миллиона. Я не собираюсь комментировать эти цифры. Но хочу напомнить нашим критикам, что проданную землю никто в мешках из Одессы не увез, — это первое. Что весь крик и шум стоит как раз потому, что иные граждане привыкли землю получать даром или за копейки, а перепродавать ее за бешеные деньги.

По сравнению с 2005 годом объем собственных доходов увеличился почти в два раза


Темпы роста превосходят средний показатель по Украине в 2,1 раза. За счет чего? Возьмем для примера только один источник — договоры застройки. Как известно, строительный бизнес в Одессе один из самых развитых. Каждый застройщик по договору отдает городу его долю. В 2004 году город получил по этой статье 6,5 миллиона гривень. Запомните эту цифру. В 2005-м мы уже получили 63 миллиона, в 2006-м — 77,4 миллиона. Больше, чем в 10 раз.

На что же расходовался городской бюджет в 2006 году?

Большая часть средств направлена на социальные нужды. На финансирование образования — 22,8 процента, на здравоохранение 17,6 процента, на строительство 16 процентов, на социальную защиту населения — 11,5 процента. Финансирование учреждений социально-культурной сферы в 2006 году увеличено на 140 миллионов гривень и достигло 560 миллионов. 188 миллионов город расходовал на финансирование 33 целевых программ.
В первом квартале нынешнего года расходная часть бюджета составила 302 миллиона гривень, что на 61 миллион больше, чем в аналогичный период 2006-го. 42,4 миллиона гривень из этой суммы пошло на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы.
В 2007 году городской бюджет предположительно составит два миллиарда гривень — то есть на 600 миллионов больше. Но по европейским стандартам нам нужно бы раз в десять больше.

Дороги, которые ведут из мрака

Мы вложили в ремонт дорог, тротуаров, межквартальных проездов, в реконструкцию улиц и площадей в 2006 году 147 миллионов гривень. Это много или мало? Для тех, кто больше не стоит в пробках на Фонтанской дороге, на Успенской или на Дегтярной, кто не добивает до ручки машины на ухабах, кто не опаздывает на работу — деньги имеют другую цену. Теперь эти улицы после ремонта и расширения обрели современный вид.
Казалось бы, по сравнению с суммами, затраченными на ремонт дорог, 11,5 миллиона, израсходованных на освещение, не впечатляют. Но не может считаться современным и цивилизованным город, погружающийся от заката до рассвета во мрак. Пример из этого же ряда. Когда мы приступили к работе в 2005 году, в городе не работало около 350 лифтов. Не работало годами. Сейчас нам доставляют хлопоты, по сводкам, от 50 до 70 лифтов.

Веерные отключения отменяются

В городах постсоветского пространства коммуналка — особо проблемная тема.
Вы знаете, что у нас были жесткие конфликты с «Одессаоблэнерго», с «Инфоксводоканалом». Они закончились договоренностями, что проблемы этих организаций и интересы граждан Одессы будут существовать параллельно. Мы можем сочувствовать им, но не должны страдать. По мировому соглашению с «Одессаоблэнерго» для приведения в порядок электросетей выделяется ежегодно — до 2010 года — не менее 50 миллионов гривень, веерные отключения отменяются. «Инфоксводоканал» обязуется построить, реконструировать и обновить объекты водоснабжения и водоотведения в 2006-2010 годах за собственные средства.

Как сэкономить еще 150 миллионов?

Мы разработали программу «Энергосбережение» на 2007-2010 годы, она утверждена городским советом, и предполагается, что выполнение ее даст суммарную экономию энергоресурсов на 150 миллионов гривень. Одной из первых ласточек этой программы стал запуск современной котельной в микрорайоне «Школьный». Она запущена по шведским технологиям и при их финансовой поддержке, за что нелишне еще раз поблагодарить их. Вы прекрасно знаете, сколь затратны малые котельные. Если нам удастся заменить их на шведские, это будет настоящим прорывом. Ведь такая котельная, как в «Школьном», экономит газ на 15 процентов, электроэнергию — на 10, а КПД производства тепла равняется 95 процентам.

За свет и тепло платят пенсионеры, а в должниках ходят люди состоятельные...

И одна из острейших проблем городской жизни — тарифы и коммунальные платежи. Местное самоуправление оказалось здесь заложником трех взаимосвязанных причин.
Первая причина — иждивенческая психология тепло-, водо- и энергоснабжающих организаций. Они десятилетиями получали за свои услуги деньги, не заботились о современных, экономичных технологиях. В результате у нас оказалось самое расточительное жизнеобеспечение в Европе.
Причина вторая — лукавая политика правительства, запретившая местным органам власти быть промежуточным, посредническим звеном между населением и тепло- и водоснабжением. Население получает услуги, пусть население и платит за газ, тепло и воду. Дотации запрещены. А местной власти поручено установить тарифы в соответствии с реальными затратами. Так что мы вынуждены были искать пути помощи населению. И мы нашли их.
Причина третья и, возможно, более важная и значимая, чем мы себе представляем — это позиция и поведение самого населения.
У меня есть нериторический вопрос: почему наши граждане во время выборов думают о чем угодно — о цветах флагов, о прическах лидера и языке общения, но не о своих личных интересах?
Безусловно, цены на газ, нефть и электроэнергию растут. Но из закупаемого Украиной газа львиная доля идет на металлургические и химические предприятия. Металлургия, к примеру, потребляет треть производимой в Украине электроэнергии. Потребление газа Одесским припортовым заводом практически равно потреблению газа всей Одессой.
Вся, подчеркиваю, вся черная металлургия находится в частной собственности. И правительственное лобби, вкупе с парламентским, заботится, чтобы продукция нашей металлургии, химической отрасли была дешевле, конкурентной на внешнем рынке. Уже несколько лет мы слышим о благих намерениях политиков, что добываемый в Украине газ должен идти на потребление населением — он в несколько раз дешевле и может смягчить тарифную проблему.
Мы считаем, что в домах должно быть светло и тепло, но платить за это спешат не все. Задумайтесь над цифрой. У нас на учете в социальных службах стоит 20000 граждан. Это люди низкого достатка. Из них только около 500 семей оказались должниками по коммунальным платежам. Город принял решение покрыть их долги. Кроме того, 13 тысячам семей мы оказали материальную помощь на погашение долгов. Наиболее дисциплинированными плательщиками, как ни удивительно, являются люди с небольшим доходом, пенсионеры. А должниками — достаточно состоятельные люди. И в городе отмечены красным более 170 тысяч лицевых счетов, за которыми стоят приблизительно 400 тысяч человек. Считайте, что половина города… По 15 тысячам лицевых счетов задолженность составляет более 1000 гривень.
Стыдно сказать, но среди должников оказались весьма состоятельные люди и даже некоторые депутаты городского совета.
Для снижения тарифного пресса местная власть взяла на себя содержание малых котелен, наиболее затратных и наименее экономичных. Для 300 тысяч одесситов в центральной части города тариф по отоплению мы снизили на 1 гривню 50 копеек на квадратный метр жилья. Таким образом, город окажет помощь населению за отопительный сезон на десятки миллионов гривень.

Важно!

В отчетный период на социальную помощь выделено около 15,7 миллиона гривень. Но в 2007 году на эти цели город потратит около 40 миллионов. И я думаю, что эта сумма будет год от года увеличиваться. Я бы сказал, что это самый печальный раздел. Если есть люди, нуждающиеся в элементарных продуктах питания, в присмотре, в уходе, если медицинская помощь для них равна хлебу насущному, — это долг и городской власти, да и всех граждан позаботиться о них.

В здравоохранении делаем все, что можем

В 2006 году город выделил дополнительно 28 миллионов гривень из собственных доходов на муниципальное здравоохранение. В 2007-м — уже более 60 миллионов. В сфере здравоохранения финансировалось 13 целевых медицинских программ. Наша охрана здоровья все равно пребывают в состоянии, далеком от цивилизованного уровня. Мы делаем все, что можем.
Городской совет принял комплексную программу «Здоровье матери и ребенка в г. Одессе на 2006-2010 годы». Только в нынешнем году на ее выполнение выделено более 9 миллионов гривень. Это позволило переоснастить медицинской техникой и оборудованием все родильные дома и отделения новорожденных.

Дети получают стипендии и квартиры

В сфере образования по сравнению с 2004 годом объем финансирования вырос в 2 раза. Мы разработали и приняли Программу информатизации общего среднего образования на 2007-2010 годы. В 2006 году мы приступили к компьютеризации школ, подключению их к сети Интернет.
Во время летних каникул оздоровлено 29 тысяч ребят, что в 4 раза больше, чем в 2005 году.
Впервые в Одессе детям-сиротам, которые вернулись из интернатов, город дал 38 квартир. Это значит, что у них есть шанс построить свою судьбу. 43 ребят получают персональные стипендии имени Игоря Свободы. Мы создали Центр социально-психологической реабилитации для трудных подростков. И готовы построить для детей-сирот 16-этажный дом.

Как разгадать строительный ребус

Когда-нибудь наши потомки будут разгадывать ребус — как это получилось, что в бедной стране, в Одессе, построили жилья около полумиллиона квадратных метров. И что оно стоило, как в мировых столицах? В 2006 году капитальные вложения в жилищное строительство составили 3,8 миллиарда гривень. Общие темпы строительства ежегодно растут. В первом квартале 2007-го уже освоено 509 миллионов гривень — это 160 процентов относительно 2006 года.
При выделении площадок под застройку в первую очередь рассматриваются участки со сносом аварийного и ветхого жилья с отселением граждан. Благодаря этому за отчетный период нам удалось отселить из аварийного жилья 1225 семей.
Обращаю на это ваше внимание потому, что в Одессе в аварийном и ветхом жилье проживает 4471 семья — это около 14 тысяч граждан. Они стоят на квартирном учете, и мы должны в конце концов добиться того, чтобы эта очередь не была длиною в жизнь.
За последнее время без использования бюджетных средств — я обращаю на это особое внимание — мы вернули исторический облик Городскому саду, Театральной площади и всей прилегающей к Оперному театру территории, привели в порядок Екатерининскую площадь.
Инородные строения, сооруженные вопреки общественному мнению, вопреки архитектурной логике не должны стоять в городе. Пусть все, кто силой, хитростью и иными неблаговидными способами заполучает под свои объекты лакомые, престижные стройплощадки, знают, что их строения ожидает та же участь, что и лишний этаж в жилом доме за Оперным театром.
Многие строительные или околостроительные проблемы в Одессе порождены отступлениями от генерального плана по причине того, что он безнадежно устарел. Новый генплан будет представлен на обсуждение.

Строительные проекты обсуждать с людьми

Большую проблему для нас создала форменная анархия в строительстве. Без разрешений, без единой визы и бумаги в Одессе построены сотни объектов. Что говорить о домах или палатках, если на полях орошения построен целый маслозавод «Чумак». Если прямо на морском берегу в районе монастыря вопреки всем законодательным нормам вырос и успешно действует гостиничный комплекс. И не только у городской власти, у правоохранительных органов не хватает то ли полномочий, то ли смелости применить закон. Это нормально?
Мы болезненно воспринимаем любое вмешательство в историческую часть города. Старая Одесса действительно уникальна. Поэтому мы считаем, что необходима новая инвестиционная политика — поквартальная реконструкция центра. Ее суть вот в чем. Квартал выступает как «инвестиционная единица». Инвестор обязуется реконструировать фасадные здания квартала, восстановить их исторический и архитектурный облик, обновить инженерные сети и т. д. Город же может позволить инвесторам застраивать внутриквартальную территорию, если это не будет ущемлять интересы и права жильцов. Сегодня — это норма инвестиционной политики в европейских городах.
У строителей, архитекторов и муниципальной власти вообще есть две возможности не вызывать своей деятельностью недовольство граждан. Первая — ничего не делать. Вторая — все проекты обсуждать с общественностью, вовлекая в эти обсуждения как можно больше людей.

Вся Украина проехала в Одессе пять раз

Цифра, которую трудно себе представить, — в 2006 году всеми предприятиями транспортного комплекса перевезено 263 миллиона человек. Это примерно вся Украина проехала в Одессе пять раз.
Ясное дело, что это — узкое место в городе. Вопрос в том, как решать транспортную проблему, а она с каждым днем все усложняется. Мы можем записать себе в актив, что в 2006 году в городе появилось 272 новых автобуса «Богдан» и «Эталон». Что коммунальное предприятие «Одесгорэлектротранс» приобрело 7 новых и переоборудовало 16 трамвайных вагонов, в городе наконец появились автобусы, приспособленные для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями и т. д.
Но как бы мажорно не звучали цифры, нужно признать следующее. Маршрутные такси, которые пятнадцать лет назад являлись спасительным средством для решения транспортной проблемы, сегодня сами стали большой проблемой. И решение ее — в развитии настоящего общественного транспорта. Это автобусы большой вместимости, масштабное развитие электротранспорта. И в первую очередь — трамваев. Современных, комфортных.
Мы уже говорили о дорогах. Но одно дело — привести их в порядок, и совсем другое создать современные транспортные схемы. Навести порядок на дорогах. Применить самые действенные меры для соблюдения правил и безопасности движения. Вне всякого сомнения, что одесситы обратили внимание на новую, цветную разметку на дорогах. Мы приобрели для этого специальную технику, но затраты на нее — оправданы. Новшество позволяет обновлять разметку не дважды в год, а раз в четыре года. Установлены первые говорящие светофоры. Необходимо создать сеть паркингов, которые все еще для нас — экзотика и роскошь, а для всего мира — норма. И рядом с этой проблемой — еще одна. Мы начали наводить порядок на городских парковках. Поступления в бюджет от парковок увеличились в три раза. И это еще не тот показатель, которым можно гордиться.
Важнейшей составляющей транспортного комплекса является аэропорт. Судьба его горька. У нас еще в 1996 году было соглашение на его реконструкцию с «Даймлер-Бенц». Оно пало жертвой мелких интриг и бесхозяйственности. Сейчас разработан план реконструкции аэропорта, есть много предложений от инвесторов, они все изучаются и будут вынесены на конкурс. Наша принципиальная позиция — аэропорт должен остаться собственностью города. Он связывает Одессу с 60 городами мира. В 2006 году аэропорт обслужил 527 тысяч пассажиров, выполнив 12500 рейсов, и 110 тысяч в первом квартале 2007-го — это 2800 рейсов.

Экология — это не дань моде, а сама жизнь

Экология — это не мода, это жизнь во всех ее проявлениях, это здоровье людей, это и качество воды хоть в море, хоть в водопроводе. Это серьезное загрязнение воздуха транспортом. Это легкие Одессы — парки, скверы и просто деревья на улицах. Это братья наши меньшие, от которых столько же хлопот, сколько и радости. Одесса сегодня единственный город в Украине, где гицели не ловят собак и не везут на живодерню. Животных отлавливают и свозят в питомник. Только на пять специальных автомобилей город потратил 450 тысяч гривень.
Впервые за последние годы мы начали намыв песка на городских пляжах. Такая работа не проводилась уже 40 лет. Этим занимается голландская фирма, и занимается только потому, что у нас нет своих таких специалистов.
Намыв песка вызвал бурю эмоций. Наши критики говорят — проконтролировать объем намыва невозможно, деньги непременно украдут, зимние штормы песок смоют и — все концы в морской воде. Кстати, по этой же логике они обвиняют нас в … ремонте дорог. Говорят, что наш предшественник потому и не ремонтировал дороги, что не хотел украсть. А мы, дескать, развернули бурную деятельность, чтобы нажиться на дорожных работах.

Мы считаем, что наше дело — правое

Город обратился в суд с иском к промрынку «Седьмой километр» о возмещении нам долга почти в полмиллиарда гривень. Мы считаем, что наше дело — правое. Это подтверждено документами. Полмиллиарда гривень должно поступить в бюджет для решения самых сложных социальных задач — от оплаты жизненно необходимых операций до содержания городской инфраструктуры. Но отдельные депутаты городского совета горой встают не за интересы города и одесситов, а за собственников «Седьмого километра», прикрываясь лживыми уверениями, что заботятся о работающих на рынке реализаторах. Несомненно, эти люди тяжело работают, и мы ни в коей мере не хотим хоть на йоту ущемить этих людей. До нас доходят слухи, что владельцы рынка подняли стоимость аренды, заявляя, что им надо платить взятки в Киеве, чтобы откупиться от города. Я думаю, что правоохранительные органы должны уделить этой проблеме колоссальное внимание, потому что «7-й километр» — это «черная дыра» в украинской экономике.
Я спрашиваю у Одессы и одесситов — нам нужно требовать возвращения долгов и решать городские проблемы? Или мы должны потворствовать тем, кто и так уже наелся сверх всякой меры?

Важно!

В Одессе работает 21 школа эстетического воспитания, в которых обучаются 7300 ребят. На содержание учреждений культуры и искусства в 2006 году выделено 28,2 миллиона гривень. Работают и пополняют свои фонды библиотеки — у нас их более 40. Город, как может, помогает одаренным детям, преподавателям, библиотечным работникам.

Нет ничего важнее благополучия горожан и города
Никаких шоковых терапий наше общество больше не вынесет. Никаких жертв во имя светлого будущего быть не должно. Поэтому мы ищем возможности сделать жизнь в Одессе лучше уже сегодня. Знак интеграла в этих поисках — социальная сфера. Мы начали работу по созданию стратегического плана устойчивого развития Одессы, где во главу угла поставлены социальное и экологическое благополучие города и горожан. Экономическая, финансовая и инвестиционная политика будут подчинены этим целям. После известных сомнений мы решили не загружать отчет изложением стратегического плана. Скажу лишь, что в его основе лежит четыре фундаментальных принципа. Первый — это социально-экономический рост, отвечающий требованиям экологической безопасности, общественный контроль за средой обитания и экологией человека. Второй — всемерное способствование развитию институтов гражданского общества. Третий — новые подходы к менеджменту коммунальной собственности. Четвертый — создание равных, партнерских отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти.


загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

работа для директора по логистике Харьковсюдафильм Двойник