Анна ПУПЧЕНКО (2 марта 2007)

ДМИТРИЙ СПИВАК: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ИЛИ ИСПЫТАНИЕ ВЛАСТЬЮ

Дмитрий Спивак — известный политический и общественный деятель нашего города. В его публичных выступлениях в средствах массовой информации всегда присутствуют здравый смысл, принципиальная позиция, собственное независимое мнение и объективная оценка происходящего. Известный одессит - частый гость нашей редакции. Сегодня мы знакомим читателей с точкой зрения Дмитрия Спивака на проблемы реформирования местного самоуправления.

Я назвал свою статью «Местное самоуправление, или Испытание властью», потому что именно эти понятия есть основным противоречием на пути к реформированию региональной политики. Меня как гражданина и патриота своей страны и своего города искренне и небезосновательно пугает ситуация, происходящая в последнее время в самых высших эшелонах власти. Несмотря на многочисленные заверения президента, Верховной Рады и правительства о том, что все их действия направлены на экономические и политические преобразования, которые, наконец, принесут долгожданные блага всему украинскому народу, действительность заставляет вспомнить классика и произнести знаменитое «Не верю!». Все эти «блуждающие» попытки реформирования всего и вся наталкивают на мысль, что ОНИ забыли о такой «несущественной» детали, как мы с вами. Ведь грядущий второй этап политреформы, где речь идет о децентрализации власти и реформе местного самоуправления, может обернуться «палкой о двух концах». Кстати, недавно мы отмечали праздник работников местного самоуправления. Так вот, до тех пор, пока мы с вами будем отмечать праздник чиновников, а не наоборот, до тех пор можно говорить и провозглашать что угодно, а сдвигов не будет. Это яркий пример того, что власть и общество живут в параллельных мирах, которые не пересекаются. Однако давайте попробуем более предметно разобраться в плюсах и минусах грядущих изменений, необходимость в которых назрела сегодня как никогда остро.

Первое. Безусловно, местное самоуправление является фундаментом региональной политики. Убежден, что многие не понимают, какова глубинная роль происходящих процессов внутри местного самоуправления и каким образом это отражается на очередных попытках построения демократического государства, базисом которого должна стать мощная региональная политика. Несомненно, в любом демократическом обществе процессы реформирования региональной власти и расширение полномочий местного самоуправления есть приоритетным направлением развития государства на 10-15 лет. Но это станет возможным только при реформировании всей правовой системы, которая регулирует взаимодействие различных институтов власти.

Давайте вспомним, что согласно Конституции Украина является не только правовым, но и социальным государством, что в полной мере должно относиться (к сожалению, сегодня мы это не наблюдаем) к местному самоуправлению, его органам, должностным лицам и т. д. Ведь основная гарантия социального местного самоуправления — это совокупность способов, которыми должностные лица и чиновники, работающие внутри этой системы, осуществляют реализацию интересов территориальной громады. Вот здесь, казалось бы, необходимо ставить точку. Однако, к сожалению, мы ставим многоточие.… Потому что те механизмы, которые задействованы в сегодняшнем местном самоуправлении, — это извращенная форма понимания слова «демократия». Давайте вспомним, что совсем недавно все наше общество, граждане Украины доводили практически до абсолютизации централизованную систему власти. Правда, негодовали при этом, что тоталитарная форма правления себя изжила. Проходит время. Меняются наши взгляды, и сегодня мы уже наблюдаем практическую абсолютизацию роли местного самоуправления. Это опасная тенденция, ведь у людей может возникнуть иллюзия, что чем больше полномочий будет передано на места, тем эффективнее будут решаться вопросы отдельного человека. И здесь возникает главный вопрос. Кому мы передаем еще большую власть и еще большие полномочия? Именно в этой плоскости кроются основные противоречия между лозунгами и реальностью, в которой мы живем. Сегодня практически разрушена система сдержек и противовесов между центральной и региональной властью.

Никто не контролирует процессы отчуждения объектов коммунальной собственности и продажу земли, распределения бюджетных средств и социальные программы, огромные кредиты и многие другие вопросы. Ведь нынешний депутатский корпус — это клуб по бизнес-интересам, такое себе закрытое акционерное общество, которое принимает на своих сессиях выгодные для них решения. Мне могут возразить, что контролировать их должны мы с вами, т. е. громада. Тогда скажите, как? Отсутствует механизм контроля гражданами за своими «избранниками» и, соответственно, напрочь отсутствует наиважнейший аспект местного самоуправления — механизм ответственности должностных лиц и депутатов местных советов перед своими избирателями. И конечно, возникает вопрос: а стоит ли давать еще больше полномочий тем, кого мы избрали под прикрытием партийных флагов и знамен, людей без лиц и фамилий? Конечно, нет. Систему необходимо менять комплексно, когда каждый гражданин путем местных инициатив, местных референдумов, путем возможности контролировать процессы, происходящие в обществе, сможет влиять на свое будущее самостоятельно. Только при такой постановке вопроса местное самоуправление может брать на себя большие полномочия для реализации региональных программ. Однако на пути к реформам следует учесть ряд условий.

Прежде всего, и я в этом убежден, выборы в регионах должны происходить не по закрытой от общества системе (партийно-списочный вариант), а на мажоритарной основе. Тогда каждый гражданин должен избрать себе депутата, у которого есть фамилия, имя и отчество (а не название партии вместо лиц). На законодательном уровне должен быть прописан механизм взаимодействия между избирателями и «слугами народа». В таком случае появляется ответственность избранного депутата перед людьми, которые будут иметь и знать свои права, и при необходимости иметь реальную, фактическую возможность отзыва депутата или чиновника с занимаемой должности за невыполнение своих обещаний и обязательств.

Сегодня же ситуация проста и банальна. Все бизнесмены и бизнес-группы, спрятавшиеся за названиями различных партийных структур, попали в советы разных уровней, не имея никакой персональной ответственности перед людьми. Ведь коллективная ответственность — это безответственность, а демократия — это прежде всего процедура и четко прописанные механизмы. Вот и смотрим мы эти бесконечные сериалы из здания Верховной Рады, которые вызывают у народа чувство негодования и презрения. Ведь за год работы высшего законодательного органа страны не обсуждался ни единый аспект, не ставился ни единый вопрос, связанный с улучшением жизни наших сограждан. Все, что мы видим, — это сплошные торги! Торг между фракциями, торг между Кабинетом министров и институтом президента, торг за лоббирование своих интересов. Сегодня с телеэкранов уже не стесняются говорить, что те или иные назначения происходят не по профессиональному признаку, а потому «…что мы так договорились» в обмен на другие услуги. Да, докатились! Раньше подобные негативные явления были хотя бы завуалированы.

Еще раз повторю, что необходимо на законодательном уровне прописать четкий механизм и алгоритм ответственности перед обществом и механизм взаимодействия исполнительной и законодательной власти по всей ее вертикали. Приведу ряд наглядных примеров. Не секрет, что жители Одессы, как и любого другого города, не понимают, откуда берутся тарифы на жилищно-коммунальные услуги и что, собственно, будет с этими самыми услугами. Нам никто не собирается ничего объяснять, а просто ставят перед фактом. А вы, народ, затяните потуже пояса и платите, не понимая, за что, и не понимая, почему!

Поэтому действия многих сегодняшних чиновников и политиков сводятся к лицемерию, лжи и отчетности, потому что сегодняшний чиновник свободен от всяких обязательств перед людьми, а вот люди все время должны и обязаны всем …государству, депутатам, чиновникам. К сожалению, в нас до сих пор сохранилось и культивируется раболепство, страх и преклонение перед начальниками любого ранга. Вот и задумаешься, а стоит ли давать еще большие властные рычаги этим чиновникам. Народная мудрость гласит: «В высших должностях так же, как и на возвышенной местности, люди подвергаются головокружению». Поэтому мы должны уже сегодня изменить свое мировоззрение, свое отношение к власти и научиться отстаивать свои права. Ведь когда продают нашу коммунальную собственность или нашу землю (а это означает, что берут все это в кредит у будущего поколения), то громада должна знать и принимать участие в принятии решений: а куда и на какие нужды пойдут наши деньги? Ведь количество строительных площадок для элитного жилья (а значит, и инвестиций в городскую инфраструктуру) растет не по дням, а по часам, а денег опять ни на что не хватает. Ни на реформирование практически сгнившей системы ЖКХ и магистральных теплосетей, ни на восстановление и модернизацию наших музеев и библиотек, ни на развитие молодежных программ, ни на улучшение катастрофической ситуации, сложившейся в здравоохранении, НИ НА ЧТО! Получается, что власть испытывает нас на прочность. А мы молчим. Помните афоризм: «Молчание — это золото …в карманах чиновников». Так к какому финалу мы можем прийти?

В связи с этим хотелось бы коснуться такой многогранной и достигшей угрожающего состояния проблемы нашего государства, как испытание властью и коррупция. Коррупция сегодня достигла своего апогея. Она поглотила все наше общество снизу доверху, а это уже угроза не только для экономики, но и для безопасности всего государства. Конечно, коррупцию полностью искоренить нельзя, но бороться с ней можно и нужно. Для этого необходима политическая воля элит, хотя я не очень уверен в том, что у нас есть политическая элита как таковая, потому что настоящая элита думает не о будущих выборах, а о будущем поколении. У нас же правит политическая верхушка, которая живет по собственным правилам и на «закрытой территории». Б. Шоу сказал: «Вообще, не власть портит людей, зато слабоумные, когда они у власти, портят власть». Поэтому мы не должны допустить, чтобы местное самоуправление переросло в самоуправство. Это одна из основных задач общества. 15 лет мы жили при тоталитарном режиме на уровне государства.

Сегодня мы можем вернуться к тоталитаризму и автократии, но уже на уровне регионов, где «править бал» будут несколько крупных чиновников в связке с руководителями партийных и промышленно-финансовых структур, которые сформировали сегодня большинство в местных советах. Это путь в никуда! Этот путь приводит к самоуправству и вседозволенности, а главное, к безнаказанности и беззаконию вместо действительного самоуправления. На сегодняшнем этапе именно они называют нас электоратом, т. е. одноразовым народом. Знаете, почему? Потому что о народе вспоминают раз в четыре года, когда можно приехать, пообещать, собрать электоральный урожай и дальше заниматься исключительно своими делами до следующих выборов. Мы же помним, что параллели не пересекаются. Более того, при сегодняшней системе выборов по партийным спискам две трети депутатов местных советов просто не представляют себе, какие функции необходимо выполнять и какова мера взаимной ответственности «безымянных» депутатов перед избирателями. Поэтому при внешних признаках демократии складывается впечатление, что политики уже на нас внимания не обращают.

Да и мы на них. Вот и возникает пропасть. Совершенно очевидно, что при отсутствии персонификации избрания отсутствует персонификация ответственности. Поэтому формирование городских и областных советов на пропорциональной основе приводит к чрезмерной политизации власти и снижению профессионального и нравственного уровня депутатов. Еще одно противоречие, которое приводит к дисбалансу власти на местном уровне, — это отсутствие механизмов избрания руководителей областных органов исполнительной власти. Кстати, мы же избираем мэров городов всенародно, прямым волеизъявлением граждан, так почему же нам НЕ предлагают избирать лицо номер один исполнительной власти целого региона? Нас просто лишают права выбора, опять рассчитывая на наше молчание и на всеобщий «одобрямс». Еще дальше мы уходим от демократических принципов взаимодействия общества и власти, приняв закон «Об императивном мандате», который родился в череде подковерных договоренностей. На первый взгляд, закон вроде бы актуален, т. к., безусловно, усиливает влияние и значение партии, ее руководящих органов на всю партийную вертикаль. Настораживает другое. Бессмысленно и бесполезно говорить о реформе местного самоуправления без серьезных и глубоких изменений в избирательном законодательстве. Императивный мандат — это, прежде всего, узурпация власти лидером, отсутствие любой внутрипартийной демократии, еще более закрытые от общества партийные списки, в которых будет превалировать «коммерческий подход» и полное отсутствие обратной связи с народом. Все это приводит к тотальной и всепоглощающей коррупции, где чиновники и партийные лидеры «договариваются» между собой о должностях, портфелях, выгодных контрактах и полном «дерибане» и разбазаривании нашей собственности.

Складывается парадоксальная ситуация, когда государство, имеющее колоссальные экономические ресурсы, громадную территорию, лучший в мире чернозем, огромный морехозяйственный комплекс и мощную промышленную инфраструктуру, пребывает в забвении. 48-миллионное население лишено практически всех цивилизованных европейских норм уровня жизни. И это при том, что в Украине 5% олигархов владеют 95% экономики государства. Поэтому сегодняшняя верхушка действует по принципу: после нас хоть потоп, хоть трава не расти! Сегодня происходит очередной этап передела собственности, приватизации оставшихся стратегически важных и прибыльных объектов. Убежден, что власть и общество в своих противоречиях дошли до критической отметки. Мы просто обязаны осознать это, сделать правильные выводы и остановить этот хаос, пока он окончательно не разрушил все экономические, этические, моральные и культурно-духовные связи в нашей стране. А для достижения этой цели необходимо, прежде всего, осознать, что для построения действительно европейского гражданского общества, главенствующую роль в котором будет играть человек, необходима консолидация всех демократических сил, когда каждый гражданин страны почувствует себя хозяином, а не «плебеем».

Только при таком условии можно и нужно заставить наших «избранников» стать выразителями не лично своих интересов, а интересов каждого гражданина, представляющего собой личность с большой буквы. Мы должны верить в себя и бороться за свое будущее, потому что я очень хочу гордиться своей страной и своим городом, ведь Одесса если не первый, то уж точно не второй город в Украине, и его необъятные богатства должны действительно принадлежать громаде, как записано в нашей Конституции. Убежден, что так и будет, потому что энергия наших людей неиссякаема, а посему справедливость действительно восторжествует.

Дмитрий Спивак, председатель международного гражданского движения «Место встречи изменить нельзя».

Фото Александра ШЕПЕЛЕВА.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

работа декораторомпогода польська у львовіМария Шумакова