Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Участие граждан в общественно-политической жизни на местном уровне

Участие граждан в общественно-политической жизни на местном уровне
Фото: Эдуард Гурвиц

Уважаемые дамы и господа!
Польский сатирик Станислав Ежи Лец как-то заметил: «Всякая власть исходит от народа – и никогда к нему не возвращается». Эта шутка, пусть и в преувеличенной сатирической форме, отразила реальную проблему, имеющую прямое отношение к обсуждаемой сегодня теме.
Как сделать так, чтобы участие граждан на местном уровне не ограничивалось тем, что они раз в несколько лет избирают местный совет и мэра? Ведь без активного участия граждан в процессе принятия решений на местном уровне само понятие «местного самоуправления» в известной мере теряет смысл. Полноценным такое участие становится лишь тогда, когда граждане повседневно вовлечены в процесс принятия решений, широко информированы о работе органов местного самоуправления, обладают широкой свободой выбора вариантов управленческих решений. Для этого процедуры доступа к информации и к участию в выработке решений должны быть юридически формализованы и, что важнее всего, максимально облегчены.
Надо заметить, что на местном уровне решить проблему вовлечения граждан в управленческие процессы крайне важно. Ведь именно гражданам, проживающим на соответствующей территории, органы местного самоуправления всех государств-членов Совета Европы и обязаны своей легитимностью.
Таким образом, органы местного самоуправления – исходя из процедуры своего формирования, а также из принципа субсидиарности – являются наиболее близкими к гражданам и «удобными» для граждан.
За последние годы местные власти в Европе накопили значительный опыт в развитии институтов демократического участия. Я хочу особо выделить ту роль, которую играет Европейская Неделя местной демократии – прежде всего, в плане обмена опытом демократического участия на местном уровне. В 2008 году Одессе выпала честь быть одним из пилотных городов Недели, и я коротко остановлюсь на некоторых, закрепленных реальной практикой, формах обеспечения демократического участия.
Итак, мы стремимся создать максимальные на данном этапе возможности для граждан влиять на городские власти. С этой целью действуют органы самоорганизации населения по месту жительства – в микрорайонах города, уличные и домовые комитеты. В структурных подразделениях мэрии проводятся Дни открытых дверей, в ходе которых можно не только решить конкретные вопросы, внести свои предложения, но и получить исчерпывающую информацию о порядке и самом механизме принятия решений городской властью.
Особое внимание мы уделяем тем социальным группам, которые в силу разных причин менее других интегрированы в местное сообщество – молодежи, пенсионерам, людям с ограниченными физическими возможностями.
При мэрии созданы и действуют: Молодежный совет, Совет национально-культурных обществ, Координационный Центр объединений ветеранов, Политико-консультативный совет, Совет руководителей общественных и благотворительных организаций, Совет представителей этнонациональных обществ, Совет религиозно-светского согласия. С учетом реалий текущего момента создана рабочая группа по разработке неотложных мер по преодолению негативных последствий финансового кризиса, в которую вошли ученые, представители общественных организаций, руководители крупных предприятий и т. д.
По мере накопления опыта совершенствуется система контроля за реагированием на жалобы и предложения горожан, поступившие на «Телефон доверия мэра», внедряются новые информационные технологии. С каждым годом расширяются возможности и круг посетителей официального сайта города Одессы, также имеющего раздел «Обращения граждан» и обеспечивающего непрерывное наполнение он-лайновой базы нормативных актов. Это позволило поднять на новый уровень качество информационно-коммуникативной связи между органами власти и гражданами и, что не менее важно, между органами власти и средствами массовой информации.
Все это делается для того, чтобы любой гражданин с помощью телефона или Интернета мог непосредственно участвовать в принятии решений, высказывая свое мнение, предлагая что-либо или критикуя городскую власть.
Я уверен, что каждый из присутствующих здесь мог бы привести в качестве примера подобные процедуры и практики. Обобщение их в рамках проекта Дополнительного протокола к Европейской хартии местного самоуправления было бы вполне логичным и целесообразным и позволило бы сформировать общеевропейские ориентиры и стандарты в этой сфере. Это без сомнения станет еще одним шагом вперед в развитии местной демократии, который Одесса готова сделать вместе с остальной Европой. Тем не менее, мы отдаем себе отчет в том, что задачи предшествующего периода, периода обеспечения реальной дееспособности и автономии органов местной власти, в силу незавершенности в Украине целого ряда фундаментальных процессов, решены далеко не в полном объеме. И дело не только в отсутствии у украинских городов фактической и нормативной возможности зарабатывать достаточно средств для оказания своему населению услуг достойного качества. Дело не только в остающейся фактом правовой неурегулированности бюджетных проблем, отсутствии у городов необходимой и своевременной поддержки даже при реализации таких общегосударственных проектов, как подготовка к ЕВРО 2012. К сожалению, демократические лидеры современной Украины, сами получившие власть непосредственно из рук народа на киевском Майдане, сделали не все возможное для того, чтобы такие события как антиконституционный переворот в Одессе в 1998 году больше никогда не могли повториться. Переворотом я называю отмену по Указу Президента Кучмы результатов местных выборов и волюнтаристское назначение руководителем города зашедшего в мэрию под охраной автоматчиков вице-премьер-министра Украины. Ценой огромных усилий преступные государственные акты и неправосудные судебные решения того периода были отменены как незаконные, но этим все и ограничилось. Кровь убитых тогда одного из моих заместителей Игоря Свободы и начальника юридического управления города Сергея Варламова, журналистов и бизнесменов – до сих пор взывает к справедливости. Никто так и не понес заслуженного наказания за эти заказные политические убийства, за растоптанное волеизъявление одесситов, вместе с которым были растоптаны Конституция Украины и Европейская Хартия местного самоуправления. Обеспеченная преступными методами временная победа режима Кучмы над одесситами обернулась серьезным поражением европейской демократии. Для преодоления ее последствий в городской экономике понадобится не один год, а для преодоления негативных последствий в общественном сознании – гораздо больший срок.
Вряд ли адекватной в подобной ситуации можно признать и реакцию обладавших всей полнотой информации авторитетных европейских лидеров и институтов. Экстренная замена официального английского на официальный французский, позволившая на пражском 2002 года заседании Совета Евроатлантического Партнерства пересадить главного виновника многих уголовных преступлений тех лет Кучму на 7 стульев дальше от Тони Блэра и на 30 стульев дальше от Джорджа Буша, была лишь эмоционально окрашенным актом личной брезгливости. Он не имел и не мог иметь последствий не только для давно утратившего стыд и совесть Кучмы, стул которого без всякого ущерба для его репутации могли поставить в проходе зала, но и для ожидавших совершенно иных действий одесситов и украинцев в целом. Хочу подчеркнуть: трудно переоценить значение моральной поддержки, которую в тот период нам оказали мэры 18-ти городов-побратимов и особенно руководители мониторингового комитета ПАСЕ по Украине г-жа Ханне Северинсен и г-н Тунне Келам. Однако, к огромному сожалению, их мнение и оценка происшедшего так и не легли в основу каких-либо конкретных решений. Поэтому в условиях введенной режимом Кучмы жесткой цензуры даже сам факт моральной поддержки остался тайной для абсолютного большинства граждан Украины.
Присужденный Одессе (первому городу на территории бывшего СССР) еще в 1998 году Флаг Чести, как одна из ступеней учрежденной Комитетом Министров Совета Европы Европремии, оказался на подобающем ему месте, в зале сессионных заседаний Одесского городского совета, только в декабре 2006 года. Только после того, как на очередных муниципальных выборах вотум доверия горожан получила команда, незаконно лишенная власти в злополучном 1998 году. Причина восьмилетнего молчаливого игнорирования Европой нелегитимной городской администрации была дипломатично обойдена и в ходе церемонии вручения престижной европейской награды. Говорю это не в укор глубокоуважаемой мной экс-председателю комиссии Совета Европы по вопросам Европейской премии, Почетному члену Совета Европы г-же Йоханне Шикер. Свою почетную миссию она выполнила безупречно. Но эта миссия объективно не стала актом восстановления попранной справедливости для стоявших в 1998 году в многочасовых очередях на избирательные участки десятков тысяч одесситов. Для тех, кто, проявив невиданную до сих пор в Украине гражданскую активность, в течение месяца днем и ночью дежурил на площади перед мэрией Одессы, пытаясь защитить законно избранное руководство города. Для тех, кто при таких трагических обстоятельствах вновь утратил только что обретенную веру в справедливость.
Этот вынужденный экскурс в совсем недавнюю историю, на мой взгляд, совершенно необходим для осознания того, что находящаяся в фокусе сегодняшней дискуссии политическая культура «участия» и социальной активности населения в решении проблем местного значения возникает только ТАМ и ТОГДА, ГДЕ и КОГДА реально обеспечены основополагающие права и свободы, а за их нарушением следует неотвратимое и соразмерное тяжести наказание.
В Мнении 29, одобренном 3 декабря 2008 г., постоянным комитетом нашей Палаты, а затем и постоянным комитетом Конгресса в целом, отражено предложение о закреплении демократического участия на местном уровне в отдельном документе. Я поддерживаю это предложение.
Полагаю, что всем нам необходимо в достаточно сжатый срок определиться с основными моментами, содержанием и правовой формой этого документа. Он должен быть равнозначно применим во всех государствах-членах и стать эффективным расширением положений Европейской хартии местного самоуправления. Думаю, что все здесь присутствующие готовы оказать необходимую поддержку специалистам, которые под руководством Конгресса возьмутся за разработку подобного документа.
Искренне надеюсь, что то содействие, которое мы все можем оказать созданию нового акта Совета Европы, станет весомым вкладом в построение общей Европы – Европы для граждан, их благоденствия и процветания.
Спасибо за внимание.

Из досье «КП»
В 1957 г. в рамках Совета Европы была создана Конференция местных органов самоуправления Европы, а в 1994 г. Конгресс местных и региональных властей стал правопреемником Конференции как консультативный орган Совета Европы.
Созданный для представления органов как местной, так и региональной власти, Конгресс состоит из двух палат: Палаты Местных властей и Палаты Регионов.
Конгресс является политической ассамблеей, которая состоит из представителей местных и региональных властей из более чем 200 000 муниципальных и региональных органов власти Европы, которые сгруппированы по национальной и политической принадлежности.
Таким образом, Конгресс является форумом для диалога, где представители местных и региональных властей имеют возможность обсудить общие проблемы, обменяться опытом и представить свои точки зрения на государственную власть.

В тему
Конгресс, состоящий из двух палат, в котором совместно заседают представители местных и региональных властей 47 государств-членов Совета Европы, является уникальным форумом для обменов мнениями и диалога в Совете Европы и вне рамок этой Организации.
На своем саммите (Варшава, май 2005 года) главы государств и правительств Совета Европы подтвердили и в полной мере признали институциональную роль Конгресса в качестве гаранта и авторитетного органа в области местной и региональной демократии, а также вновь заявили о важности его роли в осуществлении задач Совета Европы.
С тех пор новая Уставная резолюция и новый Устав Конгресса, принятые в мае 2007 года Комитетом министров Совета Европы, подтвердили и закрепили роль местных и региональных властей в институциональных рамках конгресса, в частности, путем укрепления миссии наблюдения за выполнением Европейской хартии местного самоуправления, а также принципов региональной демократии, путем оценки процесса выборов в соответствии с Резолюцией 274 (2008) о политике Конгресса в области наблюдения за местными и региональными выборами.
Такое расширение уставных задач Конгресса увеличило его сферу деятельности и сделало этот орган неотъемлемым участником демократического строительства в европейских странах и в общеевропейском масштабе. Исходя из этого, для более эффективного выполнения своей роли политического форума местных и региональных властей стран-членов Совета Европы, Конгресс принял решение о проведении, начиная с 2009 года, двух пленарных сессий в год.