Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Внешнее тестирование: надежды и сомнения

Внешнее тестирование: надежды и сомнения
Фото: Беседа была оживленной. Фото Александра Шепелева

Во встрече приняли участие: Дмитрий Михайлович Демченко – начальник управления образования и научной деятельности Одесской областной госадминистрации, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник народного образования Украины; Валерий Павлович Малахов – ректор Одесского национального политехнического университета, член-корреспондент Академии педагогических наук, доктор технических наук, профессор, председатель Совета ректоров Одесского региона, заслуженный деятель науки и техники, Почетный гражданин города Одессы; Богдан Викторович Егоров – ректор Одесской национальной академии пищевых технологий, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины; Александр Викторович Сокол – ректор Одесской государственной музыкальной академии, член-корреспондент Академии искусств Украины, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины.
– Дмитрий Михайлович, первый вопрос к Вам как к государственному чиновнику, отвечающему за проведение внешнего независимого тестирования. Насколько успешно оно проходит?
Дмитрий Демченко: – Тестирование еще не закончилось, но определенные выводы уже можно сделать. Мы волновались, что будет значительно меньше желающих, так как в этом году число выпускников дневной школы у нас на несколько тысяч меньше. Но сомнения оказались напрасны. За счет выпускников прошедших лет общее число зарегистрировавшихся на тестирование составило почти 23 тысячи человек. К настоящему времени прошло уже шесть сессий тестирования. Средний процент явки оказался достаточно высоким – 90 процентов. Организационная сторона, за которую отвечает управление образования, не вызывала вопросов, каких-либо срывов не было. Есть основания полагать, что и остальные три сессии (одна по химии и две – по иностранным языкам) тоже пройдут успешно. Тем более, что они немногочисленны: в тестировании по английскому языку примут участие несколько тысяч человек, по химии – даже меньше.
Система сдачи тестов действует не первый год, ее организация совершенствуется, желающих проверить свои знания много. Это означает, что наши вузы получат возможность выбрать действительно лучших выпускников за прошедшие годы, а число тех, кто не доберет нужные 124 балла, не превысит обычные 5,7-5,8%. То есть конкурсная ситуация и атмосфера приема в высшие учебные заведения существенно не изменятся.
Валерий Малахов: – Хочу обратить внимание на один важный аспект, я бы назвал его социальным. Основой для проведения тестирования было указано стремление устранить коррупцию в высшей школе. Таким образом обществу невольно навязывается мысль, что в минувшие годы поступить в вузы можно было только через дачу взятки. Считаю, что подобное «объяснение» не только неверно, оно наносит ущерб всей системе высшего образования Украины. Получается, что все ректоры вузов – взяточники? Хочется верить, что обществу хватит мудрости понять, что подобный подход неприемлем.
Богдан Егоров: – Хочу подчеркнуть и развить мысль Валерия Павловича. Конечно, нельзя всех назвать взяточниками, особенно если конкурс в вуз небольшой. Речь идет о более существенном явлении: мы столкнулись с изменением формы приема в высшее учебное заведение. Тестирование важно не само по себе. Хочется узнать, каким именно образом оно отразится на качестве среднего образования. Улучшить его оно явно не сможет, а насколько ухудшит – вот вопрос. Пока изменений мы еще не почувствовали: времени прошло немного. Но не трудно предположить, что за несколько лет старшеклассники сориентируются и станут изучать только те дисциплины, которые потом сдаются. Извините, но кому нужно десять лет учиться в школе, если весь багаж знаний будет оцениваться тремя часами тестирования? Если все пойдет именно таким образом, то мы рискуем не получить даже нынешних, и без того невысокого качества подготовки абитуриентов.
Нужно незамедлительно отрегулировать этот вопрос и вернуться к демократическим основам. Если мы уже копируем опыт западных стран и вводим тестирование, то давайте продолжим и дальше: предоставим абитуриенту право выбора. Или он записывается в государственные агенции и участвует в тестировании, или имеет право прийти в вуз и сдать экзамены. Это будет действительно западный, современный подход. Пока же мы снова идем одной дорогой. Это может обернуться ухудшением состояния в системе высшего образования.
– Я знаю, что есть вузы, где право выбора по-прежнему сохранилось. Речь идет о творческих конкурсах, которые обязательны для каждого абитуриента в музыкальной академии. Так ли это, Александр Викторович?
Александр Сокол: – Вы правы. Даже четыре тестирования не заменят умения играть на трубе, скрипке или, например, петь в хоре. Но нам несколько проще. В музыкальную академию поступают люди, которых мы знаем по 7-10 лет. Сколько бы тестов и как бы ни сдавал абитуриент, у нас его все равно ожидают три экзамена, на которых можно существенно поправить свои показатели. Украинский язык, конечно, знать обязательно. Но помимо него у музыканта есть еще и свой «язык», полностью овладеть которым дано, к сожалению, не каждому.
Так что тесты для нас не страшны. И я не думаю, что новые правила обернутся катастрофой: экзамены в академию проходят открыто, и на сцене сразу видно, кто чего стоит. Подобный подход диктует сама система обучения: нам нужны лучшие музыканты и певцы, самые способные ребята, которые не должны остаться за бортом музыкальной академии.
– Валерий Павлович, что нового может предложить ваш замечательный вуз, недавно отметивший свое 90-летие?
Валерий Малахов: – В этом году нам аккредитовали еще две интересные специальности: это управление инновационными проектами и менеджмент инновационной деятельности. Особенность состоит в том, что на обучение им мы можем принимать выпускников с дипломом бакалавра по любой другой специальности. Это позволяет студентам получить универсальное образование. Кроме того, мы продолжаем готовить специалистов по менеджменту внешнеэкономической деятельности и менеджменту организаций.
Не могу не напомнить, что в составе университета есть военный институт, в котором студенты проходят подготовку по программе офицеров запаса. Здесь обучаются представители и других вузов, но политехники всегда имеют преимущество.
Все сто процентов иногородних студентов обеспечиваются у нас общежитием. Хочу также подчеркнуть, что плата за обучение на различные специальности за прошедший год возросла всего лишь на 8-16%. Если разложить ее на год, то в день приходится всего от 12 до 19 гривен.
– Богдан Викторович, что изменилось у вас за последнее время?
Богдан Егоров: – Одесская национальная академия пищевых технологий имеет лучшие традиции высшего образования, которые насчитывают 106 лет. Подготовка предусматривает три разных уровня: бакалавра, специалиста и магистра. Они могут видоизменяться, но суть инженерного образования остается прежней. Это и есть наша главная традиция, позволяющая выпускнику чувствовать себя уверенно перед работодателем.
Все выпускники ОНАПТ обеспечиваются рабочими местами. Мало того, на каждого студента в академии имеется по два места практики. Удивительное дело, но предприятия, хорошо понимающие роль кадровой политики, даже стали платить нам за практику. Речь идет о холдинге «Мироновский хлебопродукт» и торговой марке «Наша Ряба». Руководство холдинга впервые за всю историю вуза, а может быть, и всей независимой Украины, пошло на беспрецедентный шаг: выделяет академии миллион гривен в год на улучшение практической подготовки студентов. В процессе работы на предприятиях ребятам обеспечивается доступ ко всем новым технологиям, линиям и процессам.
Даже в условиях скудного госфинансирования мы продолжаем идти вперед. На сегодняшний день академия открыла 24 филиала на ведущих предприятиях Украины.
По инициативе наших работодателей Министерство аграрной политики Украины признало ОНАПТ профильным вузом по подготовке кадров пищевой и зерноперерабатывающей промышленности страны. Это позволяет нам динамично развиваться. Кстати, академия имеет все экономические специальности, аккредитованные и лицензированные по самому высокому – IV уровню.
Ранее мы открыли у себя факультет инновационных технологий питания и ресторанного сервиса. В текущем году появился факультет менеджмента и маркетинга. В 2009 году аккредитована новая специальность – отельно-ресторанное дело. Открылись ряд новых современных лабораторий: технологии питания (в сотрудничестве с немецкой компанией «Рациональ»), лаборатория энергосбережения, научно-исследовательская лаборатория микробиологии и т. д.
– Александр Викторович, помнится, в прошлом году речь шла о том, что открывшийся Оперный театр потребует Ваших выпускников.
Александр Сокол: – Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь Оперного театра строится на наших выпускниках: вокалистах, инструменталистах. Все его заслуженные и народные артисты также являются выпускниками Одесской музыкальной академии. Сейчас у театра новый директор. Намечен совместный договор, чтобы студенты академии, как и раньше, ставили в Оперном свои спектакли. Для этого у нас имеются все возможности: оперная студия со своим оркестром, вокалистами, режиссерами.
Абитуриенты, которые намерены к нам поступать, должны знать, что на протяжении учебы они получат возможность несколько раз петь в Оперном театре. Кстати, сам театр наметил много постановок с коллегами из Германии и Голландии. В этой работе примут участие и наши студенты: они смогут побывать в этих странах и выступить перед иностранными зрителями.
Специалисты считают, что в нашей академии сосредоточены лучшие оркестры: народных инструментов, симфонический и духовой. Наш духовой оркестр регулярно выступает перед мэрией и в Городском саду. За это музыканты получают вознаграждение, соизмеримое размеру стипендии.
У нас имеется джазовый вокальный факультатив, регентская практика хорового пения в церкви. Есть факультатив музыкальной комедии. В общем, каждый из поступивших сможет найти и полностью реализовать себя. И еще хочу добавить: в нашей академии, единственном в Украине вузе такого профиля, имеется заочное отделение. Если вы вокалист – предусмотрена школа педпрактики с бесплатным обучением. Есть и двухгодичное подготовительное отделение.
– Дмитрий Михайлович, как быть с заочниками и выпускниками прошлых лет? Дает ли им тестирование надежду на поступление в вуз?
Дмитрий Демченко: – Получается парадокс. С одной стороны, выпускники, проходящие тестирование, находятся в равных условиях. С другой – не все люди все же имеют равные возможности предварительной подготовки. Эти слова относятся не только к выпускникам прошлых лет, давно окончившим школу. Есть и другие категории граждан, требующие особого подхода. Я имею в виду, например, детей трудовых мигрантов, которые живут и учатся за границей. Мы обязаны создать им равные со своими сверстниками условия. Здесь должны, на мой взгляд, быть какие-то другие тесты, содержание которых учитывало бы ситуацию, в которой по воле обстоятельств оказались дети.
Уверен, что введенное тестирование – это прогрессивный шаг. Тем не менее ясно, что новшество повлекло за собой и ряд проблем. Все говорит о необходимости создать свою, украинскую систему оценки качества знаний. Повлечет ли тестирование негативные последствия, пока не известно. Но ведь и раньше не все было гладко: мы основывались на оценке учителя, который выставлял ее, полагаясь на свои, чисто субъективные взгляды.
Чтобы измерить эффективность реформы, нужна точная, государственная шкала. Оценивать результат надо по ключевому показателю: как изменилось качество знаний. Готового рецепта тут нет, но мы его ищем. Я думаю, что помимо теста на знание предмета требуется и тест для проверки готовности человека к учебе.
Валерий Малахов: – Я хочу продолжить тему о важности практической подготовки. Мы знаем, что сегодня единственной отраслью промышленности, которая «стоит на ногах», является пищевая промышленность. Нам, политехникам, здесь сложнее, но эти вопросы решаются. У себя в политехе мы, например, создали ряд учебно-научных лабораторий при участии ведущих зарубежных фирм: «Сименс», «Моолер», «Шнайдер», «Шнайдер-электрик» и т. д. Это мировые гиганты, которые оснастили лаборатории своим оборудованием, и теперь на этой базе трудятся студенты: проходят обучение и практику, выполняют работы. Такой труд дает прекрасные результаты: ребята быстро овладевают ведущей техникой и технологиями.
– Валерий Павлович, расскажите, пожалуйста, о результатах рейтинга среди ведущих вузов Украины по программе «Компас».
– В ходе проведения рейтинга были опрошены представители 950 фирм-работодателей и около полутора тысяч выпускников за последние 5 лет. Были рассмотрены результаты работы 234 вузов Украины. Мне приятно сообщить, что Одесский политех вошел в двадцатку лучших. Если же брать Южный регион (Запорожская, Днепропетровская, Николаевская, Херсонская, Одесская области и Республика Крым), то мы заняли четвертое место. Наш сосед – Одесская академия пищевых технологий – тоже удостоилась высокого места – входит в первую десятку.
Нам приятно и то, что среди лучших вузов, готовящих специалистов по инженерным технологическим специальностям, мы также хорошо показали себя, войдя в первую пятерку лучших высших учебных заведений. Это подтверждает, что представленные на этой встрече одесские вузы занимают передовые позиции в системе высшей школы Украины.
Александр Сокол: – Высшие учебные заведения нашего профиля в этом рейтинге не оценивались. Но хочу напомнить, что в 2007 году наша музыкальная академия заняла первое место среди всех вузов искусства, дизайна, живописи и архитектуры. Наша академия тоже интенсивно развивается: появилась своя магистратура, организован совет по защите кандидатских диссертаций. Сейчас мы открыли докторантуру. Что касается музыкантов, то для них предусмотрен колоссальный трехтуровый международного уровня конкурс имени Гилельса. Есть международный конкурс гитаристов. Сейчас вместе с Оперным театром будем готовить еще один международный конкурс – имени А. В. Неждановой.
И еще важный для абитуриентов момент. В академии предусмотрены общежития для 100% студентов, у нас имеется замечательная база отдыха на берегу моря. В общем, тех, кто к нам поступит, ждет интересное время, насыщенное и учебой, и активным отдыхом.
Богдан Егоров: – Я хотел бы вернуться к вопросу о рейтинге. Безусловно, система тестирования нуждается в доработке. Но лучше всего отвечает на вопрос, готов ли студент к жизни, все-таки сама жизнь в лице его работодателей. Среди 234 вузов страны мы заняли 33 место и стали вторыми в регионе после политеха. Теперь мы понимаем, как мог получиться такой результат. Пять лет назад мы переняли у политеха идею проведения ярмарок вакансий и теперь регулярно, два раза в год, их проводим. Примечательно, что интерес к выпускникам не падает даже сегодня, в период кризиса.
Сотрудничество с бизнесом позволило нам выработать «модель выпускника». На протяжении пяти лет мы отработали и внедрили в учебный процесс все пожелания работодателей. Так, если раньше предприятия имели роскошь содержать специалистов по каждому направлению, то сегодня требуется полифункциональность. Она приобретает просто глобальный характер и в мировой практике, и в нашей стране.
Сегодня я радуюсь, что в ОНАПТ при выпуске в 600 человек 380 ребят получают вторую специальность. Это свидетельствует о реализации полиморфного принципа образования. Такие выпускники пользуются особым спросом у работодателей и приносят популярность академии.
– Хочется, чтобы каждый участник этой беседы высказал свое пожелание будущим абитуриентам.
Александр Сокол: – До учебы в консерватории обычно доходят только талантливые молодые люди. Поэтому желаю, чтобы у каждого из вас в жизни была настоящая поддержка. Мы же, со своей стороны, обеспечим ее каждому студенту. Причем не только во время учебы, но и после нее, в процессе дальнейшей творческой деятельности выпускника.
Валерий Малахов: – Мой совет – подходите к выбору профессии взвешенно. Поступить в вуз – не главное. Гораздо важнее выбрать дело по душе. Всем, кто намерен поступать в политех, желаю успеха и надеюсь, что мы встретимся с вами 1 сентября в нашем актовом зале, где я вручу вам студенческий билет.
Богдан Егоров: – В нашей академии также 100% иногородних студентов обеспечены общежитием. Наряду с учебой созданы все условия и для культурной жизни. Так что поступайте к нам, и вы не ошибетесь. Мы говорим студентам на ярмарках вакансий: выбирайте предприятия-лидеры. Там вы получите все, что необходимо. То же самое относится и к выбору вуза.
Дмитрий Демченко: – Я желаю, чтобы всем абитуриентам 1 сентября были вручены студенческие билеты наших ведущих, представленных здесь вузов. Чтобы потом, 1 января, вы не утратили их после первой же сессии. А вообще скажу так: не бойтесь ошибиться. Бойтесь ничего не делать.