Валерий ПАВЛОВ. (23 октября 2009)

Вокзал в «осаде»

Железнодорожный вокзал – визитная карточка любого города, особенно города-курорта. Одесский вокзал здесь не исключение. После капитального ремонта он стал настоящим красавцем. Однако по вине городских структур на привокзальной территории сложилась недопустимая ситуация, чреватая серьезными нарушениями порядка. Ее заложниками стали пассажиры.
Первыми забили тревогу железнодорожники. О деталях рассказывает начальник пассажирской службы Одесской железной дороги Николай Чернешенко.

– Николай Михайлович, что послужило поводом для тревоги?
– В ее основе – многочисленные жалобы людей. В последнее время стали поступать обращения в генеральную дирекцию «Укрзалiзницi», Генеральную прокуратуру и даже в Секретариат Президента Украины. Люди пишут, что на многих вокзалах Украины, и Одесском, в частности, не обеспечивается элементарная культура обслуживания пассажиров. Причем, речь идет даже не столько о том, что происходит на самих вокзалах, сколько на прилегающей к ним территории. Здесь просто, как говорится, не пройти, не проехать.

«Навязчивый бизнес»
– Что конкретно имеется в виду?
– Людей беспокоят массовое наличие посторонних лиц, занимающихся явно незаконным бизнесом и при этом мешающих не только нормальному обслуживанию пассажиров, но и их элементарному передвижению. Речь идет не только о торговле товаром сомнительного свойства. Приезжих удивляют и раздражают навязчивые услуги так называемых бабушек и их молодых «коллег», сдающих жилье внаем, а также наглость доморощенных таксистов и представители других видов «привокзального бизнеса», стремящихся поживиться за счет пассажиров. Людей понять можно. Они убедились, что даже наличие патента на право сдачи жилплощади внаем (я вообще удивляюсь, как его выдают) не обеспечивает соблюдение интересов клиентов, если говорить о санитарном состоянии этого жилья, которое никто не проверяет. О качестве другой «продукции» я бы вообще говорить не стал.
– Раньше подобных проблем на вокзале не было?
– Были, но далеко не в таком масштабе. Видимо, экономический кризис резко обострил ситуацию, многие потеряли работу. Складывается впечатление, что у людей осталась лишь одна возможность заработать – на предоставлении услуг пассажирам железной дороги. Этот «порыв» отчетливо виден на примере Одесского вокзала: приход поездов из Киева, Харькова, Львова, а также Ковеля встречают буквально десятки (если не сотни) людей, предлагающих жилье. Подобный наплыв оборачивается нарушением порядка: во-первых, столпившиеся на перроне и при входе в здание граждане мешают движению. Во-вторых, низкое качество услуг, о котором я уже говорил, оборачивается нареканиями в адрес железнодорожников и властей города. И это только одна грань проблемы.

Автомобильная «оккупация»
– Мы можем сказать, что Одесский ж/д вокзал буквально оккупирован автомобильным транспортом. Несмотря на наличие организованных стоянок частные автомобили буквально подпирают здания вокзального комплекса, особенно со стороны Старосенной площади. Частники как ни в чем не бывало нарушают правила дорожного движения, «паркуются» на тротуарах, остановках общественного транспорта.
– Почему не наводится порядок?
– Железнодорожники не в силах ничего поделать, потому что прилегающая к вокзалу территория относится к юрисдикции местных органов власти. Наши полномочия, к сожалению, ограничиваются только вокзальным комплексом и его внутренней площадью. Образно говоря, они заканчиваются за последней вокзальной ступенькой, так что принимать какие-либо меры мы просто не имеем права. Так было решено в 2000 году, когда разрабатывался паспорт вокзала: мы отвечаем лишь за уборку прилегающей территории. Все остальное – прерогатива городских служб.

Помощь со знаком «минус»
– Обращались ли Вы за помощью и к кому именно?
– Администрация железнодорожного вокзала Одесса-Главная, руководство пассажирской службы и Одесской железной дороги неоднократно информировало о сложившейся ситуации все городские инстанции с просьбой оказать помощь в наведении порядка. Письма направлялись, в частности, главе Приморской районной администрации, начальнику управления транспортного комплекса г. Одессы, в ГАИ города. К нашему удивлению, после этих обращений ситуация не только не улучшилась, а наоборот даже усложнилась.
Например, со стороны ул. Среднефонтанской прямо на проезжей части, несмотря на знак «Остановка запрещена» как стояли, так и продолжают массово стоять частные автомобили, а также такси различных неизвестных фирм. И ГАИ, которая вроде бы имеет здесь постоянный пост, не реагирует на подобные нарушения. Ко всему прочему недавно на ул. Среднефонтанской, прямо напротив выхода из вокзала добавлена стоянка на одиннадцать (!) номеров маршрутных автобусов. В результате в часы пик (с 6 до 10 утра) здесь настоящее столпотворение, чреватое самыми серьезными нарушениями. Хаотичная остановка общественного и личного транспорта перегораживает проход в кассовые залы, на перроны, нарушает технологию работы вокзального комплекса, препятствует подъеду специализированного автотранспорта. Нам просто не дают возможности нормально работать.
 – Неужели милиция и другие структуры не могут навести порядок?
 – Могут, но, видно, не хотят. Кстати, Привокзальная площадь обслуживается сотрудниками линейного отдела милиции, который находится неподалеку, на ул. Екатерининской. Такого рода участки всегда считались местом повышенной опасности. Между тем многие торговые точки в привокзальной зоне расположены почему-то именно в местах прохода большого числа людей, технологических и бытовых линий вокзала, возле парковок. Как они здесь оказались? Почему бы милиции для начала не проверить законность их наличия и размещения?
Что будет дальше, если сейчас буквально не продохнуть? Аналитики считают, что последствия кризиса в стране неизбежно будут нарастать. То есть если закрыть на ситуацию глаза и ничего не предпринимать, то с наступлением холодов Одесский ж/д вокзал может стать центром сбора бродяг с присущими этим лицам заболеваниями. Или криминогенной зоной, опасной для пассажиров. Извините, опасный симптом уже есть. На днях на Одесском ж/д вокзале был похищен ребенок. Это говорит о том, что нам следует быть бдительными во всех без исключения вопросах. Учитывая сложившуюся ситуацию, принято решение усилить патрулирование зданий и территории вокзала сотрудниками военизированной охраны железной дороги. Сейчас на дежурство ежесуточно заступает двенадцать человек. С ними вместе работают и семь сотрудников милиции.
– Есть ли еще опыт сотрудничества с милицией и местными властями?
– Такой опыт есть. Два года назад с помощью городских властей возле вокзала была успешно ликвидирована стихийная торговля: здесь тогда бессистемно стояли палатки и лотки. Этот «восточный базар» прекратил существование, территория была освобождена. Но ситуация повторяется, только теперь территорию заняли частные автомобили, буквально подпирающие здания вокзального комплекса. Любопытна реакция сотрудников ГАИ. Они, дескать, не знают, как законным путем устранить это явление и привлечь к ответственности автовладельцев. Думаю, что это пустые отговорки.
«Восточный базар» возродился, но теперь со стороны Привокзальной площади, где бросается в глаза бессистемное расположение торговых точек. Трудно понять, почему владельцы позволяют себе нахально ставить палатки на пути прохода пассажиров, тем самым создавая людям дополнительные проблемы. Хорошо, если вы приехали в Одессу налегке (что вообще-то бывает редко). А если нет? Как пройти с громоздкими чемоданами на стоянку транспорта или проехать носильщику? Это серьезные вопросы, о которых нельзя забывать, если вы уважаете горожан и гостей Южной Пальмиры и считаете город туристическим центром.

Пора действовать
 – Неужели торговым работникам все это безразлично?
 – Видимо, вы правы. Главным считается прибыль. Сужу по такому факту. Раньше были буквально единичные примеры сдачи жилья внаем непосредственно на ж/д вокзале. Теперь явление стало массовым. Занимающиеся им люди отличаются дерзостью. На замечания работников милиции и военизированной охраны они отвечают с сарказмом, а то и откровенно грубят. Люди явно привыкли к беззаконию, а возможно, и бездействию фискальных органов. По имеющейся информации, часть так называемых предпринимателей имеет патент, выданный Приморской налоговой инспекцией. Только этот документ у меня вызывает сомнения. Можно ли предлагать человеку жилье, если его не проверяет СЭС или какая-либо другая инстанция? По-моему, это просто бесконтрольность, граничащая с полной безответственностью.
Нам небезразлично, что увидит пассажир, приехав в Одессу. С каким настроением он ступит на территорию вокзального комплекса, будет ли он безопасно себя чувствовать на прилегающей привокзальной территории. И захочет ли снова приехать к нам.
Убежден, что эту озабоченность вместе с железнодорожниками должны разделить городские власти, органы ГАИ и другие структуры, от которых зависят ответы на поднятые мною вопросы, а не ограничиваться ничего не значащими отписками. Пора, наконец, приступить к конкретным действиям.

загрузка...
загрузка...

Политика

Антикоррупционеров обвиняют в коррупции и двойных стандартах
Антикоррупционеров обвиняют в коррупции и двойных стандартах 327

Помимо фактического признания Сергея Лещенко коррупционером, Нацагентство по предотвращению коррупции также поставило под сомнение незаангажированность директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Топ-5 первых леди мирового кино
Топ-5 первых леди мирового кино 172

Фантазируя, как новая девушка Васи Голобородько будет соблазнять и поддерживать босса, мы вспомнили и других женщин президентов, которые прекрасно сыграли свои роли.

Спорт

работа экспертом-оценщиком в Одессе