Вячеслав Коняхин (27 ноября 2009)

Перспективы высшего образования в кризисных условиях

Какой она станет в будущем? Как она реагирует на кризисные экономические и политические «сдвиги»? Чем нынешний студент отличается от студента середины XX века? На эти и другие вопросы читателей «Комсомолки» отвечает ректор Одесской национальной академии пищевых технологий, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Богдан Викторович Егоров.


– Богдан Викторович, я мама студентки, скажите, пожалуйста, какая нагрузка ляжет на студентов из-за вынужденных каникул, связанных с карантином?

– Если вы мама студентки нашего вуза, то вы знаете, что мы по субботам уже учились. Проблемы для нас никакой нет. Не скажу, что мы заранее предвидели «всеукраинский» карантин, просто в нашей жизни очень много факторов, которые надо учитывать. Вот мы говорим – кризис. Энергетический кризис, экономический, интеллектуальный. Самый страшный кризис – кризис такого ресурса, как время. У человека может быть все: и финансы, и интеллект, но если нет времени или неправильно оно выбрано – ничего не получится. Поэтому мы начали заниматься менеджментом времени – самым потенциальным ресурсом. В сентябре-октябре мы занимались весьма интенсивно и в результате, когда эпидемия отправила всех на каникулы, мы оказались впереди других вузов на хорошие 2 недели. То есть практически ничего не потеряли. И с 23 ноября продолжаем учебу в обычном режиме. Разве что внесем коррективы в продолжительность семестра – он несколько удлинится. Но нагрузку в течение суток мы увеличивать не будем, ведь нельзя забывать о качестве учебы, работе и отдыхе студентов, да и о личном времени тоже!

– Меня зовут Наташа, моя сестра только что закончила школу и хочет стать технологом пищевых производств. Можно ли поступить в ваш вуз на бесплатное, бюджетное обучение? Боюсь, по контракту мы не потянем...

– Почему Вы сразу так обреченно – все, контракт и больше ничего? Например, в этом году было 345 мест по направлению «Пищевая технология и инженерия» для бюджетников, практически столько же взяли по контракту. Во-первых, вы можете воспользоваться нашими подготовительными курсами, поскольку они сегодня направлены не на подготовку к поступлению, а на подготовку к обучению. Поступить-то можно – удержаться трудно. Серьезная программа. Ведь качественное образование требует соответствующих усилий от самих студентов. У нас создана общественная комиссия при каждом факультете. Комиссию возглавляет декан, но в состав ее входят представители студенческого самоуправления, студенческого профсоюза. Когда проходит учебный год, то, как правило, освобождается 1-2-3 вакантных места по бюджету, и вышеназванная комиссия принимает решение, кто из студентов-контрактников может быть переведен на бесплатное обучение. А я лишь подписываю приказ. Это справедливая система, и у нас ежегодно около 10-20 контрактников переходят на бюджет. Это по всем курсам и по всем специальностям. Так что есть у вашей сестры все шансы. Все зависит только от нее – как она будет учиться, так и будет. Может, она и сразу на бюджет поступит. Так что ждем вашу сестру после независимого тестирования.

– Добрый день. Меня зовут Светлана Владимировна. Хотела бы задать вопрос: какой вы видите свою академию, скажем, через 50 лет?

– Помечтать, конечно, можно. Я прежде всего вижу ее успешной. Мы для этого все стараемся делать, коллектив у нас замечательный, команда единомышленников надежная. Перед собой мы поставили большие цели, и для их выполнения у нас есть многое. И многое получается. Цель первая – выйти на международный уровень образования. Цель вторая – в области научных исследований также выйти на международный уровень. Ну, и цель третья – она перекликается с первой и второй – чтобы каждый наш выпускник всегда находил достойное место работы. Если эти три цели соединить, то они объединяются в нашу программу, нашу стратегию, основа которой – чтобы каждый наш выпускник состоялся как специалист, был доволен своей жизнью. В будущем нашу академию я вижу такой, что все ее выпускники будут довольны своим выбором.

– Скажите, чем живут современные студенты? Какие проблемы их волнуют?

– Современные студенты живут многими проблемами. Молодость и проблемы – это неразделимо.  Наши студенты сегодня больше, чем в прошлом, работают. Если раньше учебу с работой совмещали считанные единицы, то сейчас считанные единицы не работают. И это, конечно, надо учитывать, и это учитывают деканы даже в графиках учебного процесса. Некоторым наиболее активным старшекурсникам, которые хорошо учатся, мы идем навстречу и переводим на индивидуальные графики учебы, если они работают по специальности. Если студент уже нашел работу – почему бы нет? Наша самая главная цель – чтобы ребята трудоустроились. Это основное отличие. А в принципе современные студенты такие же, как были раньше – веселые, находчивые. И за это мы их любим и уважаем. У нас очень хорошая самодеятельность, самоуправление, спорт очень развит. Студенты у нас – самые лучшие!

– Меня зовут Людмила, я мама выпускницы. Вы можете откровенно сказать, какая зарплата у ваших выпускников? Т. е. стоит ли вкладывать деньги в образование детей, чтобы потом была отдача от них самих?

– Хороший вопрос, и вы правильно отметили – вкладывать деньги. Дело в том, что весь мир сегодня инвестирует. И если взять рейтинги инвестиций, то самый высокий рейтинг – в образование. То, что образование окупается, – это однозначно, просто сроки окупаемости разные. В пищевой промышленности эти сроки небольшие. Давайте подсчитаем. Сегодня средняя стоимость обучения – порядка 7,5 тысячи гривен в год. За 5 лет обучения получается около 40 тыс. грн. Вроде бы много. Но другой стороны, зарплата наших выпускников составляет в среднем 2,5- 3 тыс. грн. в месяц. Если кто-то вам скажет, что ему предлагают меньше, пусть придет к нам, потому что я хочу знать, кто это ему мог предложить. Клуб работодателей нашей академии – это мощные фирмы Украины, которые не предлагают маленьких зарплат. От молодых специалистов требуют много, но и зарплаты дают высокие.

Да, так подсчитаем теперь доходы – 3 тыс. грн. в месяц – это 36 тыс. грн. в год. Фактически за год с небольшим вы возвращаете сумму кредита, потраченную на финансирование образования детей. Покажите мне еще одну отрасль экономики, где происходит подобное?

– Современное студенчество широко использует электронные носители. Знания черпает из Интернета. Как вы считаете, есть ли будущее у бумажных носителей? Стоит ли дальше писать конспекты?

– Я не ретроград, но отказываться от конспектов рано. Ведь когда появилось телевидение, многие решили, что газет не будет, книг не будет, будет только телевидение. И что мы видим? То же самое – появился Интернет, появилась электронная форма сбора и обработки информации – но, думаю, что бумажные носители не отомрут. Хороший учебник, хорошая статья в периодике, хорошая книга – будут служить нам еще многие годы. Что меня, как потребителя, тревожит: в Интернете степень достоверности информации достаточно невысокая. Вот почитайте блоги, чаты – пишут, как на заборах, ответственности никакой. В Интернете сегодня нет порядка с точки зрения ответственности за достоверность информации. Знаете, образование – система такая: что ты вложил себе в душу, в голову, в сознание – с тем ты и пойдешь по жизни. Трудно потом исправлять. Поэтому достоверность источников знаний – это очень важный момент, это один из столпов образования. В связи с этим я считаю, что электронные носители – это замечательно, надо всем этим пользоваться, но всегда следует искать достоверные источники информации, в том числе и в Интернете.

– А как насчет трудоустройства – востребованы ли ваши студенты?

– Да, востребованы. Хочу вам сказать, что в академии есть специалисты более спрашиваемые, есть менее спрашиваемые, но практически все выпускники имеют возможности для трудоустройства. Дело в том, что мы каждый год проводим ярмарки вакансий. И на каждой ярмарке количество предложений от работодателей на 15-20% превышает количество студентов, желающих трудоустроиться по всей Украине.

– Уже длительное время в образовании постоянно что-то меняется, что-то появляется новое. Эти реформы когда-нибудь закончатся?

– Мы живем в эпоху перемен, и для обновления, реформирования есть одна основная причина: это стремительный рост объема, структуры и качества информации, которой мы пользуемся. Когда студент учился в 60-е годы прошлого века – это был один уровень информации, в 80-е – другой. Сегодня – это вообще нечто... Поменялись системы сбора и обработки информации, структура информации, источники информации, подходы. А объем информации – он растет уже даже более чем в геометрический прогрессии! Поэтому мировое сообщество вынуждено менять подходы к системе образования. Без этого не удастся двигаться вперед. Другой вопрос – как это делать? Вот тут я хочу сказать, что нужно выбрать правильные приоритеты, правильные цели. В чем суть правильной стратегии? Какой мы видим Украину через 50-100 лет? Я вижу, что это территория, на которой проживают представители многих наций и народностей, ведь у нас, как в Америке «намешано» – только в Одесском регионе 132 национальности. Какой мы хотим, чтобы была Украина? Если мы хотим, чтобы она была высокообразованной, чтобы занималась не изнурительным низкооплачиваемым физическим, а интеллектуальным трудом, будет создавать что-то, то уже должны менять систему образования. Потенциал у нас есть. Он оценен не только нами, но и странами-мировыми лидерами, которые забирают себе наших лучших ученых, с руками и ногами забирают программистов, математиков. Так что есть у нации колоссальный потенциал. Я вижу в будущем нашу страну с высокообразованным населением. Для этого систему образования надо реформировать, но с какой целью? Если мы слышим заявления, что цель реформирования сократить число вузов, то это заблуждение. Какая разница, сколько вузов в стране? Давайте сравним количество студентов, например, в Словении и у нас. Словения – маленькая страна, 1 млн 970 тыс. населения, при этом – 205 тыс. студентов! Более 10%! В Украине – около 4% студентов. Как же можно говорить о том, что много вузов и их надо закрывать! Цель перед нами – создать интеллектуальное, инновационное общество, способное зарабатывать себе на жизнь интеллектом, инновациями, высококачественной продукцией. Посмотрите на финнов. Думал ли кто 100 лет назад, что Финляндия будет мировым лидером в производстве мобильных телефонов, в области техники, промышленного оборудования и т. д.? Смогли ведь реализовать свой потенциал. И многие другие страны смогли! И мы сможем – если правильно поставим цель, выработаем стратегию. И реформирование образования должно подчиняться этой стратегии. Тем более, нам еще из прошлого досталось хорошее интеллектуальное наследие.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

робота декоратора в Днепропетровскеспутниковая карта погодыДэвид Духовны фильмография