Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Евро, которого не будет: Одесса получит скоростные поезда и моду на спорт

Евро, которого не будет: Одесса получит скоростные поезда и моду на спорт
Фото: После европейского футбола болельщики заполнят трибуны. Фото Алексея Кравцова.
"У нас есть преимущества перед другими городами – морское расположение, близость к стадиону вокзалов... Одесса прошла все инспекции УЕФА как основной город к Евро-2012, и эксперты остались довольны увиденным", – с оптимизмом говорил в 2008-м замдиректора департамента по подготовке Евро-2012 Вадим Терещук. Спустя год одесситы ждали решения комиссии, ведь изначально Южная Пальмира была в списке основных городов, но, увы. Мы уступили.
 
Без хостелов и "Спартака"
 
Проведение такого крупного футбольного мероприятия, как чемпионат Европы, кроме спортивной, имеет и другие более важные составляющие. Это, прежде всего, экономика. В случае правильного подхода города, принимающие матчи, могли бы получить баснословные прибыли. Так, в 1996-м Англия заработала 141 млн, в 2000 г. Бельгия и Голландия – 221 млн, в 2004-м Португалия – 839 млн евро. Кроме того, практически всегда проведение крупного футбольного форума увеличивает приток туристов в принимающие города. Так, к примеру, после проведения Евро-2004 в Португалии он возрос на 50%. Именно в дни матчей возрастают прибыли авиакомпаний и других структур, занимающихся доставкой людей. Основной же статьей доходов является выручка от продажи билетов. Кроме чистой прибыли, городу после окончания Евро остаются новые дороги, гостиницы, развитая рекреационная инфраструктура.
 
Такие перспективы открывались и перед Одессой, местные власти были уверены: Евро у нас будет! Помнится тогдашний мэр Эдуард Гурвиц даже поспорил с депутатом Игорем Марковым на кресло городского головы, и если бы спор был чем-то подкреплен – мэру пришлось бы на год раньше освободить свой кабинет.
Существовало три основные проблемы, способные помешать Одессе стать основным городом, – это гостиницы, дороги и аэропорт. В курортном городе не хватает 4-5-звездочных отелей, лишь треть из них соответствует требованиям УЕФА. Согласно плану подготовки к сегодняшнему дню должно было быть построено и реконструировано 17 отелей, среди которых "Спартак", "Большая Московская" и "Турист" на улице Генуэзской. Новые отельные комплексы должны были возвести в районе аэропорта, пляжа "Дельфин", а также в Аркадии и на улице Пионерской. Однако ни один из этих объектов на сегодняшний день не готов: быстрее остальных сдадут "Московскую", потом "Турист", а "Спартака" и жилого комплекса от компании "Механики Украины", который должны были построить на склонах, – нет и в помине. Была даже идея использовать лайнеры под плавучие гостиницы на период проведения матчей. И осуществить комплексную реставрацию одесских общежитий – переделать их в хостелы, но и эта идея канула в Лету.
 
Главное достижение – стадион
 
Принимать матчи Евро имеют право стадионы, вмещающие не менее 26 тысяч человек. Матчи должны были проводиться на "Черноморце", куда после реконструкции вмещается на 10 тысяч зрителей больше, чем требовала комиссия. Спортивная арена, похоже, единственное, что мы получили под шумок Евро, и то на стадионе пока остаются кое-какие недоделки.
УЕФА требует от городов, принимающих матчи чемпионатов по футболу, реконструкции и увеличения пропускной способности аэропортов и железнодорожных вокзалов. Реконструкция воздушных ворот до сих пор не началась, долго выбирался инвестор и согласовывался проект. Вопрос с компанией, которая займется строительством аэропорта, решили только в прошлом году, а на последней сессии горсовета депутаты дали разрешение ООО "Одесса Аэропорт Девелопмент" на разработку проектов отвода земли двух участков общей площадью порядка 30 га. Когда одесситы увидят новый авиакомплекс пока также неясно.
Большие планы были на реконструкцию дорог. Воображаемой эстакады, которая бы соединила морвокзал и стадион, конечно, нет, но в настоящий момент частично завершено строительство магистрали Север – Юг, как и автодороги Одесса – Рени. Зато закончили реконструкцию улиц Балковской, Щорса и Тирасполькой.
– Конечно, тот факт, что Одесса пролетела с проведением чемпионата – настоящая трагедия, – считает девелопер Маркус Брейтон. – Если бы Евро-2012 проходило у нас, то одесситы жили бы уже в совсем другом городе. Власти напряглись бы и построили дороги, аэропорт, обновили бы инфраструктуру. Это был бы всплеск для нашей экономики, а сами горожане могли бы хорошо заработать.
 
Одессу презентуют немцам 8 марта
 
Впрочем, кое-что нашему городу все же перепадет. Власти надеются заманить к нам туристов, которые приедут в Украину посмотреть матчи. Так, в управлении культуры и туризма горсовета нам рассказали, что чиновникам повезло пробиться на международную туристическую выставку "ITB" в Берлине. Дело в том, что в этом году на стенде нашей страны представлены только города-участники Евро, так как общая концепция посвящена именно этому футбольному мероприятию. Планируется, что в рамках выставки специальный вечер Одессы пройдет 8 марта. Таким образом, наш город сможет показать свою привлекательность для приезжих в период чемпионата.
Кроме того, в ближайшее время в городе будет создан единый туристический информационный центр, который будет предоставлять всю необходимую информацию гостям чемпионата. Для "затравки" чиновники уже разработали оригинальные туры, например, "Легендарные личности Одессы".
– Мы активно готовится к началу туристического сезона. Наши ожидания не очень велики, тем не менее мы делаем все возможное, чтобы в перерывах между матчами Евро-2012 как можно большее количество туристов приезжало в Одессу, – отмечает начальник управления по вопросам культуры и туризма Татьяна Маркова.
Украинцы ищут способы заработать на грядущем чемпионате: вспоминают английский, придумывают сувениры и готовят свои квартиры к сдаче постояльцам. Евро-2012 дало дополнительную надежду на заработок. Представители отдельных отраслей не без основания полагают, что заработок будет "сезонным", но не одноразовым, и чемпионат действительно "откроет Украину". Среди наиболее активизировавшихся – туристические компании, специализирующиеся на внутреннем туризме, и производители сувениров. Первые надеются наконец доказать, что внутренний туризм может быть не менее прибыльным, чем внешний.
– Хотя Одесса и не попала в список городов, принимающих Евро, думаю, что мы в минусе от этого не будем, потому что тем, кто приедет в Украину, миновать наш город будет сложно, – считает советник мэра по экономическим вопросам Анатолий Ковалев. – Мы должны по максимуму использовать наши транзитные возможности, а также эффективно проводить ценовую политику, чтобы привлечь как можно больше туристов.
 
Фан-зона потянет на три миллиона
 
Главным вопросом остается организация фан-зон болельщиков в городе для просмотра матчей чемпионата. Ранее власти заявляли, что в Одессе есть два места, где можно расположить такие площадки для просмотра футбольных матчей – пляж "Лузановка" и Куликово поле. Оптимальным было бы создание площадки, рассчитанной на 20-25 тысяч человек. Главный элемент – экран площадью от 40 кв. м. и мощные динамики, чтобы включать громкую музыку. Правда, это удовольствие не из дешевых – строительство одной фан-зоны может стоить от 1 до 3 млн. евро. Однако необходимых спонсорских средств на две зоны гостеприимности собрать пока не удалось, более того, нет денег на то, чтобы обустроить даже одну из них.
– Мы планируем создать зону гостеприимности на Куликовом поле на 10 тыс. человек, – рассказал "КП" секретарь депутатской комиссии по туризму, развитию рекреационного комплекса и международным связям горсовета Олег Каминкер. – Рабочая группа на сегодняшний день смогла собрать только 25% необходимых средств. У нас большая проблема со спонсорами.
Официальные спонсоры УЕФА не склонны выделять деньги для Одессы, а правила футбольной организации запрещают городу рекламировать неофициальных партнеров, поэтому круг возможных благодетелей сузился до минимума. Вместе с тем окончательный вопрос об установке зоны гостеприимности решится через три недели. Впрочем, Анатолий Ковалев считает, что инвестировать деньги в фан-зоны неэффективно, потому что это кратковременный проект. Вероятнее всего, потенциальных инвесторов будут склонять вложить деньги во время туристического форума "Одесская область – Евро-2012", который пройдет в Южной Пальмире 30-31 марта.
 
С поездами, но без собак
 
Скоростные электропоезда, которые прибудут из Южной Кореи в порт после проведения чемпионата, будут курсировать на линии "Одесса – Киев".
– До начала Евро-2012 мы получим 6 электропоездов, которые будут курсировать по направлениям Киев – Полтава – Харьков, Киев – Полтава – Донецк и Киев – Львов. Планируется, что поезда будут двигаться без остановок, – говорит заместитель генерального директора "Укрзализныци" Леонид Лобойко. – Еще 4 электропоезда, которые мы получим уже после чемпионата, будут ходить в Днепропетровск и Одессу.
Каждый электропоезд будет иметь 579 мест и буфет.
Не совсем приятная тенденция, которая наблюдается в виде шлейфа Евро, касается животных. Сообщения о массовых убийствах бездомных собак в преддверии чемпионата вызвало серьезную обеспокоенность защитников животных. Ведь, по их мнению, бездомных четвероногих начали активно истреблять. Пример тому – недавний случай с будкой в Ильичевске, где убивали собак, а потом собирали их тела в могильник.
– Если не будет желания чиновников идти на контакт, мы будем призывать жителей стран Евросоюза бойкотировать проведение Евро-2012, – подчеркнул президент Немецкого союза защиты животных Томас Шредер. – Чемпионат по футболу должен стать праздником для миллионов людей, а вовсе не поводом к "массовому уничтожению животных".
После проведения Евро-2012 популяризация футбола поможет вновь заполнить украинские стадионы, в том числе и "Черноморец".
– Уверен, ажиотаж вокруг чемпионата привлечет и на матчи новых зрителей, которые прежде особо не интересовались футболом, – говорит представитель фан-клуба Алексей Ватурин. – А когда они увидят и почувствуют эмоции на трибунах, думаю, каждый второй захочет снова прийти поболеть.
И, наконец, самое важное – футбольный бум должен проявиться не только на стадионах. Ожидается, что станет значительно больше родителей, желающих отвести своих детей в футбольные секции и в специализированные спортшколы.
 
Компетентно
 
Одесса пролетела из-за конфликта Гурвица с Суркисом
Экс-губернатор области Николай Сердюк считает, что Южная Пальмира еще в 2008-2009 годах была полностью готова к приему чемпионата Европы, а поводом для отказа послужил личностный конфликт между экс-мэром Эдуардом Гурвицем и президентом федерации футбола Украины Григорием Суркисом. По словам чиновника, каждую неделю в город приезжали по 2-3 иностранных делегации.
– Если честно сказать, то тогда Одесса была готова к Евро как никакой другой город, – говорит Николай Дмитриевич. – Строился стадион, на который из облбюджета выделили 20 млн. грн., были нормальные дороги, гостиницы, базы для приема сборных, в общем все, что нужно для чемпионата. Это ведь не Харьков, тут есть что посмотреть!
 
Конкретно
 
На подготовку к столь масштабному событию Украина, по приблизительным подсчетам, потратила более 100 млрд. грн., а на участие в волонтерской программе УЕФА поступило 24 тысячи заявок, после рассмотрения которых были отобраны 6 тыс. добровольцев, что является абсолютным рекордом в истории европейского футбола.