Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Слабый журналист работает с деталями, сильный — с приоритетами

Слабый журналист работает с деталями, сильный — с приоритетами

Существует ли в Украине настоящая свобода слова? Средства массовой информации — это своеобразный мост, соединяющий общество и власть, который передает импульсы с одного «берега» на другой. И все же в действительности журналист это больше, чем «связной». О взаимоотношениях власти и СМИ в канун профессионального журналистского праздника корреспондент «КП» побеседовал с председателем Одесской облгосадминистрации Николаем Сердюком.

Николай Дмитриевич, некоторые политики утверждают, что в том кризисе, который сейчас господствует в стране, есть часть вины журналистов. Вы разделяете эту точку зрения?

Теоретически журналистику, конечно, можно обвинить во всех смертных грехах. И в раскручивании инфляции, и в том, что пенсии неадекватные, и что поля имеют низкую урожайность, а коровы дают мало молока. Ибо всегда можно сказать, что журналисты недостаточно об этом писали. Есть даже такая мода среди политиков: во всем, что бы не происходило, обвинять журналистов, мол, они либо мало писали, либо же писали много и неправду, либо не всю правду...

Знаете, я, может быть, скажу банальную вещь, но политик, обличенный государственной властью — это наемный работник на службе украинского народа. В обществе с развитой демократией гражданин в общении с чиновниками не забывает им лишний раз напомнить: мы содержим вас своими налогами, так будьте добры — выполняйте свои обязанности должным образом. Это я к тому, что журналист — профессия, в первую очередь, общественная. Поэтому, если бы я работал в средствах массовой информации, я бы пытался всячески пропагандировать, вернее — растолковывать эту функциональную природу власти. Вопреки нашим многолетним традициям сакрального обожания персоналий от власти или их демонизации.

В 18-ом столетии французский философ Бабеф высказался о том, что пресса должна сохранять дистанцию от власти и все время поддавать сомнению действия этой власти, а власть должна постоянно доказывать своим гражданам, что она безупречна.

Говорят, что украинской журналистике не хватает искренности и ответственности по отношению к своей стране и народу...

Ну, уж так случилось, что журналисты больше обслуживают партийные интересы, чем стоят на страже общественных интересов. Это проблема не только журналистов. Сложились такие условия, что часть активной интеллигенции взялась обслуживать интересы капиталов. А это ведет к деградации...

Без независимого журналиста мы не построим независимое государство. Я уверен, что настоящий журналист должен стоять на государственнических позициях. Особенно если он освещает такие актуальные вопросы, как языковой, вопрос исторического примирения украинского народа и тому подобное. Я уверен, что журналист с гражданской позицией всегда работает на консолидацию общества. Национальные интересы и основополагающие принципы морали — вот суть. Все остальное — детали. Слабый журналист работает с деталями, сильный — с приоритетами. Вы, журналисты, должны быть ответственными, когда что-то говорите или пишете. Ведь вы формируете мнение миллионов людей.

По вашему мнению, в Украине существует настоящая свобода слова? И вообще, может ли таковая существовать в принципе?

Если мы с вами говорим о политической журналистике, то свобода слова в Украине, — это, безусловно, достижение последних лет. Мы действительно получили свободу слова. Возможно, еще не свободу журналиста, но свободу слова — да. Когда мы говорим о свободе, мы говорим о свободе выбора, потому что любой человек себя реализует только тогда, когда он свободен. Под диктатором человек никогда не реализует себя.

Если владелец СМИ «советует» журналисту, что писать, под каким углом зрения, как оценивать событие, значит, свободы в этом СМИ не существует. Мы же с вами видим, что происходит на телеканалах, в том числе и на одесских, насколько они иногда «объективны»...

И каков же выход?

Для того, чтобы обеспечить свободу, нужно иметь системную демократию. Чтобы она годами не давала возможность осуществить откат от тех ценностей, лозунгов, если хотите, которые привели наш народ к независимости.

А что такое, на Ваш взгляд, объективность в журналистике, в политике? Вы — объективный человек?

СМИ — это самый серьезный источник, откуда мы узнаем обо всем, что происходит в городе, области, в мире. Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы журналисты отображали события в реальном свете и подавали разные точки зрению. Я убежден, что журналист, специализируясь на каком-то направлении, должен быть достаточно компетентным, чтобы писать на эту тему.

Знаю, что сегодня есть такие журналисты, которые работают «под заказ». Но большинство, я верю в это, стремятся к правдивости, хотят реализовать свой профессионализм на пользу обществу.

Наверное, абсолютной объективности не существует. Я — политик, и как политик, наверное, вряд ли могу быть объективен в оценках СМИ. То, на что я способен, — как можно больше беспристрастности. Но слишком многое не нравится, чтобы я мог быть объективным. Думаю, что в журналистике работает такая же схема.

А что Вам не нравится? Какое-то конкретно издание, телеканал? Качество, содержание?

Меня очень волнует воспитание молодежи. Мне хотелось бы, чтобы программы телеканалов были такими, чтоб молодежь, просматривая их, могла духовно расти, взять для себя какую-то основу для будущей жизни. Сегодня же, к сожалению, ситуация не такая радужная: те ценности, которые пропагандируются некоторыми СМИ, ведут нас на очень плохую тропинку. Уже сейчас видно, что общество находится на грани морального расстройства. Что же будет дальше?

Хотелось бы, чтобы чаще были материалы о вечных моральных ценностях — доброте, любви, дружбе, взаимоуважении между людьми. Настоящие человеческие добродетели не девальвируются, они вечны. И я убежден, что масс-медиа должны утверждать этот постулат на конкретных примерах.

О том, что между журналистикой и властью должны быть партнерские отношения, знают даже первокурсники журфаков. В жизни же часто журналисты и политики в сауне вместе парятся, ракетками на одном корте машут. Вы как относитесь к подобному сотрудничеству?

Кто-то с кем-то, наверное, и парится... Я думаю вот что: если вы — журналист, надо работать так, чтобы ни у кого не возникло даже мысли пригласить вас в сауну: сразу ясно — вы все равно откажетесь.

Когда Вас несправедливо обвиняют в прессе в чем-либо, Вы защищаетесь?

Объективность — дело, конечно, относительное. Но, если на меня нападают, я защищаюсь. Странное это дело — защищать себя, но я делаю это. Есть, есть смысл.

В журналисте, пишущем на политические темы, кого должно быть больше — журналиста или политика?

Человека. Это очень пафосно звучит, но уж какой вопрос, такой ответ.

Ваш совет политика журналисту.

Есть такое правило в журналистике: можешь не писать, не пиши. А если уж пишешь... Пусть никто не обижается, но я как-то в Питере смотрел мюзикл «Дорога в Нью-Йорк», там есть замечательный диалог редактора с журналистом — примерно такой: Редактор: «Ты так прекрасно написал, что даже мне все понятно» — «Но вы же сами учили меня писать так, чтобы каждому дураку было понятно...» Это одна из важных заповедей журналистики.

Я думаю, никто не обидится на заповедь журналистики, тем более на такую забавную заповедь. Назовите несколько одесских наиболее человечных и свободных СМИ.

Наиболее человечное СМИ, очевидно, телеканал «Здоровье». А наиболее свободное — то, которое никому не интересно и которое никто не читает.

Скажите, каким образом на Вас повлияла работа губернатором? Или не повлияла вовсе?

Мне кажется, повлияла. Осталось еще меньше иллюзий.

В «верхах» Вами довольны?

Претензий у руководства вроде нет, хотя и никакой особой признательности нет тоже. Просто работаю и все.

Популярная нынче фраза — открытость власти. Скажите, Вы как чиновник открыты для прессы? Ваша оценка местной власти по этому критерию?

Поскольку я — глава Одесской облгосадминистрации, то буду отвечать за облгосадминистрацию. Хорошо? Каждый понедельник в 10.00 мы проводим так называемое аппаратное совещание. Я не помню случая, чтобы кто-то из журналистов, желающих воочию увидеть, как функционирует власть, не попал на это совещание.

У нас работает пресс-служба губернатора, есть в структуре отдельное управление по вопросам прессы и информации. Через них строится моя работа со СМИ как губернатора, моих заместителей, начальников управлений: пресс-конференции, брифинги, телеэфиры, интервью. Пожалуйста, мы готовы отвечать на любые вопросы. Сегодня для нас нет закрытых тем, нет «красных флажков», за которые нельзя. Это касается и событий, которые происходят, так сказать, в коридорах власти.

Кроме того, работает сайт облгосадминистрации, сайты районных администраций, они практически ежедневно обновляются. Там каждый может найти нужную информацию и сделать для себя выводы. Все, что происходит в структурах власти сегодня, находит там свое отражение: совещания, решения, инвестиционные проекты, тендеры...

Вы удовлетворены тем, как журналисты освещают Вашу работу?

Я не могу иметь претензий к тому, много или мало пишут о работе Сердюка. Я могу соглашаться или не соглашаться с оценками. Единственное мое пожелание к журналистам — если не знаешь точной информации, не ври, лучше промолчи. К сожалению, иногда бывают такие инциденты. А в целом я журналистам благодарен. С их помощью до общественности доносится позиция руководства области по самым злободневным вопросам. В первую очередь, это касается социальной политики и общих интересов территориальной громады.

И я считаю, что благодаря сотрудничеству представителей масс-медиа и облгосадминистрации сегодня обеспечен беспрецедентный уровень открытости в деятельности органов власти.

Николай Дмитриевич, 6 июня журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Что бы Вы хотели им пожелать?

Ну, всем известно: СМИ — четвертая власть. Но бывают такие моменты в истории, когда она занимает второе и даже первое место. Ибо то власть над умами и сердцами. И закон Гиппократа «Не навреди!», я думаю, полностью отвечает принципам вашей работы. От профессиональности и доброжелательности журналиста многое что зависит.

Поэтому, в первую очередь, хочу всех журналистов поблагодарить за гражданскую позицию, которую вы занимаете, за преданную службу своему народу и своей державе.

День журналиста — это, по-видимому, не совсем праздник. Ибо в этот день вы утром пойдете не праздновать, а снимать, писать и говорить. Людям интересно, что случилось на Слободке и в морском порту, куда уехал губернатор и с кем встретился городской голова. Люди ожидают результатов вашего труда.

А вообще, я завидую вашей способности так виртуозно пользоваться словом. Если бы я имел такой талант, как молвил поэт, «не одолженный, а собственный», я писал бы о том, чтобы каждая власть прилагала максимум усилий, чтобы в стране главенствовал закон. А еще — о людях хороших.

И пусть не изменяет Вам удача и творческое вдохновение! Полного Вам, как говорится, кошелька и хорошего настроения ежедневно!

Спасибо, успехов и Вам. Будем с интересом ждать новой встречи с Вами.