Инна Ищук. Фото автора. (8 июля 2008)
Мамонты ходили по Одесщине

В Палеонтологическом музее мы увидели много удивительных вещей. Утонул в озере и попал в экспозицию. Миллионы лет назад на территории Одесщины бродили носороги и саблезубые тигры. Один из предков мамонтов симпатичный архидискодон Вюсти решил окунуться в озеро. Плавать они умели достаточно хорошо. Но до берега не дотянул, завязнув в омуте. Его так и нашли в 1911 году на берегу Хаджибейского лимана – во весь рост. Скелет гиганта был помещен в Палеонтологический музей Одесского национального университета им. И. И. Мечникова. Сегодня это музей с мировым именем. В его залах хранятся подтверждения прошлого Земли – два морских динозавра, рыба-ящер, яйцо динозавра, зуб и коготь, подаренные выпускниками университета.

Большую ценность представляет коллекция аммонитов Юрского периода. А вот и ракушка-жемчужница наутилус, по имени которой была названа подводная лодка капитана Немо. Один из свидетелей древнего мира живет на Земле до сих пор. Это дерево гинго. Его листьями питались динозавры 240-60 млн. лет назад.

– Здесь собрана коллекция ископаемых останков флоры и фауны, – рассказала «КП» заведующая музеем Наталья Подоплелова, – которых нет у наших зарубежных коллег. У нас представлены пресноводные моллюски юга Франции, подаренные на открытие в 1873 году зоологом Ковалевским. Уникальны монографические собрания ученых Синцова, Андрусова, Ласкарева. Свой вклад в свое время также внес выпускник Новороссийского университета граф Вите.

Где сегодня обитают мастодонты

Стоим молча, рассматриваем огромные скелеты мамонтов и слонов. Динотерия – древнего слона – обнаружили в селе Егоровка. И только через 20 лет восстановили. Представителя ледникового периода – мамонта – в селе Алексеевка Николаевской области. Рядом с ними скелеты мастодонта, носорога, гиппариона, верблюда, архидискодонта Вюсти, пещерного медведя. На их раскопки выезжали палеонтологи и геологи. Организовывались экспедиции. Одна из последних находок – кости древнего носорога эласмотерия (2004 год, район Куяльника). Конечно, сейчас для подобных работ нужно хорошее финансирование. Да и найти останки – одно дело. А надо еще их собрать, склеить, установить... А потом содержать экспонаты в определенных условиях. В музее есть шерсть мамонта, можно получить полное представление, как выглядели эти животные.

– Мы проводим экскурсии для учащихся, – говорит Наталья Подоплелова, – на каждый возраст своя программа. Так, основные этапы развития планеты и жизни на ней можно увидеть на диораме «Развитие жизни на Земле». Этапы иллюстрируются характерными формами ископаемых организмов, палеогеографическими схемами, которые отображают положение суши и моря. Посетить нас может любой желающий, заранее договорившись.

Какое слово заканчивается на «еее»?

В Одесском палеонтологическом музее находится еще одна достопримечательность – скелет птицы динорнис. Длинношеее существо (шея – 1,4 метра, высота 3 метра) обитало в Новой Зеландии и Британии. В мире есть всего 3 экземпляра этих пернатых.

А вот скелет слона без хобота. Ниретей – далекий предок обычных слонов. Когда-то в мире их существовало 220 видов.

Как видим, в древние времена территория Одесщины была «населена» всевозможными животными и птицами. Свыше 40 видов вымерших животных можно увидеть в подземном палеонтологическом заповеднике в карстовых пещерах Одессы. Заповедник представляет собой уникальное захоронение млекопитающих в террасовых отложениях. Подземный заповедник университета учрежден в 1953 году. Аналогов ему нет. Там сохранились останки животных и растений, обитавших в древнее время. Экспозиция «Фауна одесских катакомб» представляет останки верблюдов, лисиц, гиен, мастодонтов, сусликов, барсуков, марабу, страуса...

В тему

Палеонтологический музей был создан в 1873 году. Расположен в трех залах на площади 500 кв. метров. Насчитывает свыше 40 тысячи экспонатов флоры и фауны, среди них 7 полных скелетов животных неогенной и четвертичной системы. Всего учеными найдено 500 видов динозавров. Самый крупный – тираннозавр Рекс. Самая длинная шея была у маменчизавра – 11 метров. Самый длинный хвост у диплодока – 11 метров. Впервые останки рептилии – ихтиозавра – были найдены в XIX веке: их нашла одиннадцатилетняя Мэри Энинг.

загрузка...

Происшествия

Ирак перешел к освобождению последнего оплота  Исламского государства  в Мосуле
Ирак перешел к освобождению последнего оплота "Исламского государства" в Мосуле 91

Боевики засели в старой части города.

В Афганистане прогремел взрыв возле футбольного поля, погибли 14 человек
В Афганистане прогремел взрыв возле футбольного поля, погибли 14 человек 52

Взрывчатку заложили в автомобиле, который располагался рядом с футбольным полем и военной базой.

В Хмельницкой области с рельсов сошел вагон с детьми
В Хмельницкой области с рельсов сошел вагон с детьми 475 1

Пять человек госпитализированы.

Экономика

Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича
Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича 693 2

Высокий суд Лондона проводит слушание по поводу задолженности Украины перед Россией на 3 млрд. долл. США.

В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине
В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине 999

Об этом на своей странице в соцсети рассказал генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Без моратория: как уберечь землю и бизнес 286

Модель земельной реформы, которую разработал Кабинет Министров, позволит малым и средним фермерам покупать землю на выгодных условиях.

Общество

Для язычников тело - тюрьма, а для христиан - храм Духа Святого!
Для язычников тело - тюрьма, а для христиан - храм Духа Святого! 201

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

5 важных новостей для субботнего утра
5 важных новостей для субботнего утра 346

КП" в Украине" собрала самые значимые события этой ночи, которые Вы могли пропустить. Оставайтесь в курсе важных новостей из жизни нашей страны и мира вместе с нами.

Животы разболелись : мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой
"Животы разболелись": мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой 1217 4

Когда пицца была почти вся съедена мусульманские супруги поняли, что лакомились свининой.

Светская хроника и ТВ

Антитела  сближают тела и вмешиваются в дела чужой эпохи
"Антитела" сближают тела и вмешиваются в дела чужой эпохи 126

На концерте известной украинской группы случилось предложение руки и сердца розыгрыш последнего (седьмого!) айфона.

Российский актер - о возможном отдыхе в Крыму:  Дорого и смотрят, как на дойную корову
Российский актер - о возможном отдыхе в Крыму: "Дорого и смотрят, как на дойную корову" 1194

Свое мнение о возможном летнем отдыхе на полуострове высказал звезда фильмов "Антикиллера" и "Гастролеров" Владимир Зайцев.

Умер один из главных идеологов внешней политики США - Збигнев Бжезинский
Умер один из главных идеологов внешней политики США - Збигнев Бжезинский 1087 4

Экс-советнику президента США было 89 лет. Он умер в ночь на 27 мая. Рядом с Бжезинским была его супруга.

Спорт

Лучший форвард  Днепра  может уйти из клуба
Лучший форвард "Днепра" может уйти из клуба 206

Артемом Довбиком интересуются "Шахтер" и "Заря".

Паулу Фонсека:  Я хочу продолжать быть  женатым  на  Шахтере