Инна Ищук. Фото автора. (8 июля 2008)
Мамонты ходили по Одесщине

В Палеонтологическом музее мы увидели много удивительных вещей. Утонул в озере и попал в экспозицию. Миллионы лет назад на территории Одесщины бродили носороги и саблезубые тигры. Один из предков мамонтов симпатичный архидискодон Вюсти решил окунуться в озеро. Плавать они умели достаточно хорошо. Но до берега не дотянул, завязнув в омуте. Его так и нашли в 1911 году на берегу Хаджибейского лимана – во весь рост. Скелет гиганта был помещен в Палеонтологический музей Одесского национального университета им. И. И. Мечникова. Сегодня это музей с мировым именем. В его залах хранятся подтверждения прошлого Земли – два морских динозавра, рыба-ящер, яйцо динозавра, зуб и коготь, подаренные выпускниками университета.

Большую ценность представляет коллекция аммонитов Юрского периода. А вот и ракушка-жемчужница наутилус, по имени которой была названа подводная лодка капитана Немо. Один из свидетелей древнего мира живет на Земле до сих пор. Это дерево гинго. Его листьями питались динозавры 240-60 млн. лет назад.

– Здесь собрана коллекция ископаемых останков флоры и фауны, – рассказала «КП» заведующая музеем Наталья Подоплелова, – которых нет у наших зарубежных коллег. У нас представлены пресноводные моллюски юга Франции, подаренные на открытие в 1873 году зоологом Ковалевским. Уникальны монографические собрания ученых Синцова, Андрусова, Ласкарева. Свой вклад в свое время также внес выпускник Новороссийского университета граф Вите.

Где сегодня обитают мастодонты

Стоим молча, рассматриваем огромные скелеты мамонтов и слонов. Динотерия – древнего слона – обнаружили в селе Егоровка. И только через 20 лет восстановили. Представителя ледникового периода – мамонта – в селе Алексеевка Николаевской области. Рядом с ними скелеты мастодонта, носорога, гиппариона, верблюда, архидискодонта Вюсти, пещерного медведя. На их раскопки выезжали палеонтологи и геологи. Организовывались экспедиции. Одна из последних находок – кости древнего носорога эласмотерия (2004 год, район Куяльника). Конечно, сейчас для подобных работ нужно хорошее финансирование. Да и найти останки – одно дело. А надо еще их собрать, склеить, установить... А потом содержать экспонаты в определенных условиях. В музее есть шерсть мамонта, можно получить полное представление, как выглядели эти животные.

– Мы проводим экскурсии для учащихся, – говорит Наталья Подоплелова, – на каждый возраст своя программа. Так, основные этапы развития планеты и жизни на ней можно увидеть на диораме «Развитие жизни на Земле». Этапы иллюстрируются характерными формами ископаемых организмов, палеогеографическими схемами, которые отображают положение суши и моря. Посетить нас может любой желающий, заранее договорившись.

Какое слово заканчивается на «еее»?

В Одесском палеонтологическом музее находится еще одна достопримечательность – скелет птицы динорнис. Длинношеее существо (шея – 1,4 метра, высота 3 метра) обитало в Новой Зеландии и Британии. В мире есть всего 3 экземпляра этих пернатых.

А вот скелет слона без хобота. Ниретей – далекий предок обычных слонов. Когда-то в мире их существовало 220 видов.

Как видим, в древние времена территория Одесщины была «населена» всевозможными животными и птицами. Свыше 40 видов вымерших животных можно увидеть в подземном палеонтологическом заповеднике в карстовых пещерах Одессы. Заповедник представляет собой уникальное захоронение млекопитающих в террасовых отложениях. Подземный заповедник университета учрежден в 1953 году. Аналогов ему нет. Там сохранились останки животных и растений, обитавших в древнее время. Экспозиция «Фауна одесских катакомб» представляет останки верблюдов, лисиц, гиен, мастодонтов, сусликов, барсуков, марабу, страуса...

В тему

Палеонтологический музей был создан в 1873 году. Расположен в трех залах на площади 500 кв. метров. Насчитывает свыше 40 тысячи экспонатов флоры и фауны, среди них 7 полных скелетов животных неогенной и четвертичной системы. Всего учеными найдено 500 видов динозавров. Самый крупный – тираннозавр Рекс. Самая длинная шея была у маменчизавра – 11 метров. Самый длинный хвост у диплодока – 11 метров. Впервые останки рептилии – ихтиозавра – были найдены в XIX веке: их нашла одиннадцатилетняя Мэри Энинг.

Политика

Сакварелидзе заявил, что его могут не пустить в Украину
Сакварелидзе заявил, что его могут не пустить в Украину 214

По его мнению, без украинского паспорта останется не только Саакашвили.

Государство – это Я  или решения Порошенко, которые вызывают много вопросов
"Государство – это Я" или решения Порошенко, которые вызывают много вопросов 394

"КП в Украине" проанализировала, как и какие серьезные решения принимал президент Украины и под каким предлогом потом от них отказывался или переиначивал.

Если бы Михо сказал правду…
Если бы Михо сказал правду… 295

Саакашвили имел твердый шанс получить украинский паспорт, даже рассказав о своем "криминальном прошлом".

Экономика

Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс
Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс 1260

За один день основатель Amazon стал богаче на 1,4 млрд долларов.

Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50  квадратов
Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50 "квадратов" 469

При этом комфортным жильем считаются варианты от 35 квадратных метров.

Дубилет - о национализации  Привата : Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой
Дубилет - о национализации "Привата": Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой 1841

Бывшие сотрудники банка в социальных сетях раскрыли подробности, как Коломойский добровольно-принудительно отказался от своего детища.

Общество

Прикольные поздравления с днем системного администратора
Прикольные поздравления с днем системного администратора 150

28 июля сисадмины отмечают профессиональный праздник. Не забудьте поздравить!

Несколько путей, по которым человек приходит к Богу
Несколько путей, по которым человек приходит к Богу 341

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Скорпион и паук на природе нам не друг
Скорпион и паук на природе нам не друг 123

В Украине с приходом жары настоящий "курортный сезон" начался у гадюк, скорпионов и каракуртов.

Спорт

4 наивных вопроса о новом  Динамо  Хацкевича
4 наивных вопроса о новом "Динамо" Хацкевича 314

Что интересует болельщиков после победы киевлян над "Янг Бойз" на старте квалификации Лиги чемпионов.

Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег:  Это безумие!
Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег: "Это безумие!" 569

Потенциальный дорогущий трансфер Неймара вызвал немало дискуссий о том, есть ли возможность остановить эту "гонку вооружений".

Буффон возмущен трансфером Неймара:  Почему 220 миллионов, а не 600?
Буффон возмущен трансфером Неймара: "Почему 220 миллионов, а не 600?" 300