Виктор Маслов (6 февраля 2007)

Самый крутой борт примет наш аэропорт

«Комсомолка» уже говорила о проблемах одесского аэропорта («Летать — так летать!» в № 225 за 28 ноября 2006 г.). Речь шла о том, что в нынешнем его виде он больше похож на аэропорт внутриобластных линий. Аэропорт был построен в 1961 году и с тех пор практически не изменился, если не считать эпизодических ремонтов. Словно железнодорожный вокзал в центре Южной Пальмиры. Но то железная дорога с ее устоявшимися «железными» правилами. А тут — воздушная гавань. Для современных авиалайнеров она стала попросту тесновата. Это сдерживает поток пассажиров и, что не менее важно, грузов тоже. Город от этого много теряет. А будет терять еще больше, если иметь в виду перспективы развития Южного региона. Налицо мировая тенденция к увеличению перевозок именно авиационным транспортом, причем с использованием крупногабаритных самолетов. Не смогут они садиться в Одессе — их с радостью примут в другом месте. Со всеми вытекающими последствиями.

Как дальше быть?

Для изучения вопроса осенью прошлого года распоряжением мэра Одессы была создана рабочая группа под председательством члена горисполкома, профессора Николая Андриенко. С ним и беседовал наш корреспондент.

Где быть воздушной гавани города

— Николай Николаевич, а может не стоит огород городить и обустроить аэропорт в другом месте, например, в Лиманском? На месте бывшего военного аэродрома, подальше от города. Как никак, а там тяжелые бомбардировщики взлетали. Тогда многие проблемы точно отпадут. А нынешнюю территорию, например, отдать под жилье. Такой вариант рассматривался вашей группой?

— Конечно. Военный аэродром был построен свыше 50 лет назад в расчете на тяжелые самолеты того периода. Теперь он стал не нужен. Но и взлетно-посадочная полоса пришла в негодность! То есть придется все делать заново. Значит, снова создавать всю инфраструктуру, решать вопросы кадров — не все же согласятся на переезд. Плюс к тому транспортная проблема и некоторые другие. Не говорю уже о том, что путь до аэропорта в 70 км займет значительно больше времени — да и само строительство новой магистрали выльется в сумму, сравнимую с затратами на реконструкцию аэропорта. Думаю, этого достаточно. Но можно сослаться и на мировой опыт. Аэропорты в таких городах, как Мюнхен, Рим, Нью-Йорк, и многих других расположены в непосредственной близи от мегаполисов. Говорили и с авиаперевозчиками — они тоже против.

Предлагался и другой вариант — использование аэродрома «Школьный». Но его возможности еще более ограничены, чем ныне существующий аэропорт, жилые дома там еще ближе. Хотя в перспективе очень удобное место, но — только для строительства инфраструктуры, для создания нового аэровокзала европейского уровня. Ведь существуют различные варианты развития города, в том числе и жилищное строительство на землях «Школьного». И все это при положительном решении вопроса с Министерством обороны, использующим указанный земельный участок. Перспектива дальняя, в расчете на 2020 год.

Соседей не выбирают

— Ясно, о переносе аэропорта в другое место речь не идет. Но как тогда быть с безопасностью, с экологией? Ведь до Черемушек совсем рукой подать. Ясно и другое: самолеты станут взлетать и садиться намного чаще, чем сейчас. Значит, не исключена вероятность различного рода ЧП, не говоря о худшем.

… Мой собеседник разворачивает карту города и указывает на ней расположение взлетно-посадочной полосы. Вынужден признать: все положенные маневры с заходом на посадку и взлет проходят далеко за пределами микрорайона.

— Чтобы самолет оказался над городом — это же как надо нарушить маршрут, — заключает господин Андриенко и продолжает:
— Поэтому поговорим лучше об экологии. Украина в числе других стран присоединилась к Орхузской — есть такой город в Дании — конвенции еще в 1999 году. Она предусматривает обязательный доступ населения к информации, связанной с охраной окружающей среды. В данном случае каждый человек, живущий вблизи аэропорта, вправе знать, какой шум будет над ним, какие акустические выбросы его ожидают.
Нам приходилось слышать упрек, высказанный, кстати, в местной печати. Мол, следовало бы сначала узнать мнение жителей Черемушек насчет реконструкции аэропорта и только потом затевать весь сыр-бор. В таком случае это касается и жителей поселка Котовского, всех остальных районов города. И в той же самой степени! Почему? Да потому, что есть такое понятие — пятна акустической безопасности. Другими словами — шумовое загрязнение. Существуют и его нормы. Это 75 децибел днем и 65 — ночью в середине взлетно-посадочной полосы. Эти параметры были заданы проектантам и они их в точности соблюли. Расстояние от границы аэродрома до ближайшей жилой застройки составляет сейчас 1,2 км. Вполне достаточно, чтобы уложиться в норматив.

«Если есть сомнения — задай вопрос и получи ответ. Исходя из этого и действуй». Вот главный смысл конвенции, о которой идет речь. Рабочая группа попросит ученых составить карту шумовых пятен города. Если это интересно и найдете место в газете — обязательно опубликуйте! Не буду касаться всех деталей. Скажу лишь, что шумовое пятно в районе аэропорта, после его реконструкции, до Черемушек не доходит. И не будет доходить, проведенные эксперименты это подтвердили.
— Хотелось бы верить…
— Самолеты сегодня уже не те, что были раньше. Требования к шумовым параметрам в последнее время значительно возросли. Да вы же и сами прекрасно знаете, как относится Западная Европа к нашим отечественным самолетам — не везде их пускают. Это учитывают конструкторы и вносят соответствующие изменения в конфигурацию крыльев, а также закрылков, улучшают работу двигателей и т. д. Главное сейчас — чтобы город сам не «наезжал» на эти самые шумовые пятна.

Рабочая группа в действии

— В процессе работы нашей группы выяснилось, например, что застройка земельных участков в непосредственной близости к аэропорту велась в общем-то хаотично. То есть план застройки соблюдался, Земельный кодекс Украины тоже. А вот о Воздушном кодексе Украины словно и забыли. А он тоже существует и напрямую связан с обеспечением безопасности полетов. В нем предусмотрена зона ответственности аэропорта, и любые строительные работы в ней должны проходить соответствующее согласование.

За примерами далеко ходить не надо. Сравнительно недавно на приаэропортовской территории был возведен гипермаркет «Метро». Это создало серьезные трудности для проектировщиков. С трудом, но их удалось обойти. Ну а что если кому-то вздумается построить высотку в зоне захода самолета на посадку? Любому понятно, чем это может грозить. Поэтому мы вынуждены были обратиться с предложением к городскому голове и высказать свои рекомендации. В результате будет разработана специальная инструкция по правилам застройки и модернизации объектов на прилегающих к аэропорту территориях. Более того. Зона ответственности простирается далеко за границы города, в райадминистрациях области о ней теперь будут знать. Как и о возможных последствиях для нарушителей.

Важно отметить, что аэропорт сегодня – это крупное, успешно действующее предприятие с коллективом около 1000 человек. Но за последние годы накопилось много проблем, которые необходимо последовательно и настойчиво решать. К позитивным моментам можно отнести выдачу аэропорту в конце 2006 года госактов на основной земельный участок. Хочу подчеркнуть — все инвестиционные предложения обязательно рассматриваются рабочей группой. В ней собраны, кроме депутатов горсовета, настоящие профессионалы своего дела. В том числе работники аэропорта, служащие горисполкома — почти два десятка человек. Группа олицетворяет представительскую власть, но нисколько не подменяет ее. Задачу свою видим в выработке рекомендаций по тому или иному вопросу. Окончательное же слово всегда остается за горисполкомом.

Это важно для города

— Прежде всего удалось доказать саму важность развития аэропорта — для города, региона и юга страны в целом. Приведу лишь некоторые цифры. Сегодня Одесса связана воздушными линиями более чем с 60 городами мира. Принимает самолеты отечественных компаний и обслуживает 111 регулярных рейсов в неделю — по Украине, странам СНГ и дальнему зарубежью. В перевозках участвуют 18 авиакомпаний. Перевозки пассажиров и грузов за последние три года возросли почти в два раза, выше стал и доход от них. Значит, и поступления в городскую казну, поскольку аэропорт является коммунальным предприятием. Оно может приносить еще большую прибыль — требуется реконструкция. И этому ничего не препятствует. С пятнами акустического загрязнения удалось определиться.

Границы жизненно важной территории для развития аэропорта тоже определены. Теперь главное — чтобы не наезжали на нее с различного рода архитектурными решениями. Городу есть куда развиваться, кроме как в эту сторону. А само развитие должно предусматривать и расширение производственной инфраструктуры, и увеличение числа рабочих мест, а также культурных центров. И если в свое время в Одессе будет аэропорт «Западный» и будет современный аэровокзал с выходом на улицу Генерала Петрова, а рядом гостиница, развлекательный комплекс — думаю, микрорайону Черемушки от этого хуже не станет. Потому что не с крыши аэровокзала будут взлетать самолеты. Ведь взлетно-посадочная полоса остается на месте.

Конкретные практические шаги в этом направлении уже делаются. Специалисты из института «Украэропроект» предложили интересный проект реконструкции аэропорта. В целом он заслуживает внимания, хотя есть к нему и возражения. Проект в стадии доработки, сразу после этого вопросы развития аэропорта должны рассматриваться на заседании горисполкома. Словом, процесс пошел.

загрузка...
загрузка...

Политика

Путин едет обаять Макрона: что ждать Украине от встречи президентов
Путин едет обаять Макрона: что ждать Украине от встречи президентов 254 1

В понедельник в Париже состоится встреча президента Франции Эммануэля Макрона с Владимиром Путиным.

Бальчун получает 461 тысячу гривен оклада в месяц
Бальчун получает 461 тысячу гривен оклада в месяц 596 4

Оклад главы правления "Укрзализныци", поляка Войцеха Балчуна, составляет 461 тысячу гривен в месяц. Премии и бонусы с начала его работы на должности согласно контракту не начислялись.

Помогать защищать Штепу взялся адвокат Топаза
Помогать защищать Штепу взялся адвокат Топаза 98

Экс-мэра Славянска "за плохое поведение" удалили из зала суда и оставили в СИЗО еще на два месяца.

Происшествия

В Одессе на концерте Светланы Лободы произошла драка между  Правым сектором  и полицией
В Одессе на концерте Светланы Лободы произошла драка между "Правым сектором" и полицией [фото, видео] 5108 7

28 мая в Одессе представители "Правого сектора" принялись бойкотировать выступление Светланы Лободы. Не обошлось без столкновений радикалов с полицией.

В интернете показали, что осталось от Донецкого аэропорта
В интернете показали, что осталось от Донецкого аэропорта [видео] 1445 2

В "Ютубе" выложили новый видеоролик, на котором показан полностью уничтоженный за время боев Донецкий аэропорт. Еще в 2014 году некогда красивое здание превратили в руины.

Ночью Красногоровку будет охранять КОРД
Ночью Красногоровку будет охранять КОРД 1763

После очередного обстрела Красногоровки утром 28 мая начальник полиции Донецкой области Вячеслав Аброськин направил в город КОРД для охраны порядка.

Экономика

Горячей воды летом не будет: всех переведут на бойлеры
Горячей воды летом не будет: всех переведут на бойлеры 491

Мы посчитали, что будет экономнее – платить за централизованную поставку воды или греть ее бойлером.

В Одесском порту отгрузили первую партию угля из ЮАР
В Одесском порту отгрузили первую партию угля из ЮАР 378

В порту Южный под Одессой разгружена первая партия импортного угля из Южно-Африканской Республики для теплоэлектростанций крупнейшего частного энергохолдинга ДТЭК бизнесмена Рината Ахметова.

Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича
Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича 1246 3

Высокий суд Лондона проводит слушание по поводу задолженности Украины перед Россией на 3 млрд. долл. США.

Общество

На Волыни нашли амулет викинга
На Волыни нашли амулет викинга 742 1

Его мог носить только знатный воин.

Украинский наноспутник вышел на орбиту
Украинский наноспутник вышел на орбиту 297 1

Это вторая успешная разработка ученых из КПИ.

Вы уже решили, чем займете детей этим летом?
Вы уже решили, чем займете детей этим летом? [вопрос дня] 36

Школьники ушли на каникулы.

Светская хроника и ТВ

Сериалы лета-2017: Роберт де Ниро проворачивает аферу века, а Наоми Уоттс закручивает секс-интрижку
Сериалы лета-2017: Роберт де Ниро проворачивает аферу века, а Наоми Уоттс закручивает секс-интрижку 71

ТОП-5 многосерийных кинопремьер, которые нельзя пропустить.

СМИ: Хворостовский попал в больницу
СМИ: Хворостовский попал в больницу 2021

Народный артист России Дмитрий Хворостовский госпитализирован. О диагнозе и состоянии известного российского оперного певца информации нет.

Умер легенда рока Грегг Оллман
Умер легенда рока Грегг Оллман 352

27 мая ушел из жизни известный американский рок-певец Грегг Оллман, который прославился такими хитами, как Midnight Rider, Melissa и Whipping Post.

Спорт

Ярмоленко забил за сборную мира в матче с легендами  Атлетико
Ярмоленко забил за сборную мира в матче с легендами "Атлетико" [Видео] 613

Полузащитник "Динамо" удостоился чести сыграть на "Висенте Кальдерон"

Официально:  Зенит  уволил Луческу
Официально: "Зенит" уволил Луческу 578

Экс-тренер донецкого "Шахтера" стал безработным после года, проведенного в Санкт-Петербурге

 Днепр  досрочно вылетел из элиты - Михайленко обещал остаться
"Днепр" досрочно вылетел из элиты - Михайленко обещал остаться 369

В Премьер-лиге определились главные неудачники и участники Лиги Европы от Украины.