Сегодня 28 апреля +10°C
Виктор Маслов (6 февраля 2007)

Самый крутой борт примет наш аэропорт

«Комсомолка» уже говорила о проблемах одесского аэропорта («Летать — так летать!» в № 225 за 28 ноября 2006 г.). Речь шла о том, что в нынешнем его виде он больше похож на аэропорт внутриобластных линий. Аэропорт был построен в 1961 году и с тех пор практически не изменился, если не считать эпизодических ремонтов. Словно железнодорожный вокзал в центре Южной Пальмиры. Но то железная дорога с ее устоявшимися «железными» правилами. А тут — воздушная гавань. Для современных авиалайнеров она стала попросту тесновата. Это сдерживает поток пассажиров и, что не менее важно, грузов тоже. Город от этого много теряет. А будет терять еще больше, если иметь в виду перспективы развития Южного региона. Налицо мировая тенденция к увеличению перевозок именно авиационным транспортом, причем с использованием крупногабаритных самолетов. Не смогут они садиться в Одессе — их с радостью примут в другом месте. Со всеми вытекающими последствиями.

Как дальше быть?

Для изучения вопроса осенью прошлого года распоряжением мэра Одессы была создана рабочая группа под председательством члена горисполкома, профессора Николая Андриенко. С ним и беседовал наш корреспондент.

Где быть воздушной гавани города

— Николай Николаевич, а может не стоит огород городить и обустроить аэропорт в другом месте, например, в Лиманском? На месте бывшего военного аэродрома, подальше от города. Как никак, а там тяжелые бомбардировщики взлетали. Тогда многие проблемы точно отпадут. А нынешнюю территорию, например, отдать под жилье. Такой вариант рассматривался вашей группой?

— Конечно. Военный аэродром был построен свыше 50 лет назад в расчете на тяжелые самолеты того периода. Теперь он стал не нужен. Но и взлетно-посадочная полоса пришла в негодность! То есть придется все делать заново. Значит, снова создавать всю инфраструктуру, решать вопросы кадров — не все же согласятся на переезд. Плюс к тому транспортная проблема и некоторые другие. Не говорю уже о том, что путь до аэропорта в 70 км займет значительно больше времени — да и само строительство новой магистрали выльется в сумму, сравнимую с затратами на реконструкцию аэропорта. Думаю, этого достаточно. Но можно сослаться и на мировой опыт. Аэропорты в таких городах, как Мюнхен, Рим, Нью-Йорк, и многих других расположены в непосредственной близи от мегаполисов. Говорили и с авиаперевозчиками — они тоже против.

Предлагался и другой вариант — использование аэродрома «Школьный». Но его возможности еще более ограничены, чем ныне существующий аэропорт, жилые дома там еще ближе. Хотя в перспективе очень удобное место, но — только для строительства инфраструктуры, для создания нового аэровокзала европейского уровня. Ведь существуют различные варианты развития города, в том числе и жилищное строительство на землях «Школьного». И все это при положительном решении вопроса с Министерством обороны, использующим указанный земельный участок. Перспектива дальняя, в расчете на 2020 год.

Соседей не выбирают

— Ясно, о переносе аэропорта в другое место речь не идет. Но как тогда быть с безопасностью, с экологией? Ведь до Черемушек совсем рукой подать. Ясно и другое: самолеты станут взлетать и садиться намного чаще, чем сейчас. Значит, не исключена вероятность различного рода ЧП, не говоря о худшем.

… Мой собеседник разворачивает карту города и указывает на ней расположение взлетно-посадочной полосы. Вынужден признать: все положенные маневры с заходом на посадку и взлет проходят далеко за пределами микрорайона.

— Чтобы самолет оказался над городом — это же как надо нарушить маршрут, — заключает господин Андриенко и продолжает:
— Поэтому поговорим лучше об экологии. Украина в числе других стран присоединилась к Орхузской — есть такой город в Дании — конвенции еще в 1999 году. Она предусматривает обязательный доступ населения к информации, связанной с охраной окружающей среды. В данном случае каждый человек, живущий вблизи аэропорта, вправе знать, какой шум будет над ним, какие акустические выбросы его ожидают.
Нам приходилось слышать упрек, высказанный, кстати, в местной печати. Мол, следовало бы сначала узнать мнение жителей Черемушек насчет реконструкции аэропорта и только потом затевать весь сыр-бор. В таком случае это касается и жителей поселка Котовского, всех остальных районов города. И в той же самой степени! Почему? Да потому, что есть такое понятие — пятна акустической безопасности. Другими словами — шумовое загрязнение. Существуют и его нормы. Это 75 децибел днем и 65 — ночью в середине взлетно-посадочной полосы. Эти параметры были заданы проектантам и они их в точности соблюли. Расстояние от границы аэродрома до ближайшей жилой застройки составляет сейчас 1,2 км. Вполне достаточно, чтобы уложиться в норматив.

«Если есть сомнения — задай вопрос и получи ответ. Исходя из этого и действуй». Вот главный смысл конвенции, о которой идет речь. Рабочая группа попросит ученых составить карту шумовых пятен города. Если это интересно и найдете место в газете — обязательно опубликуйте! Не буду касаться всех деталей. Скажу лишь, что шумовое пятно в районе аэропорта, после его реконструкции, до Черемушек не доходит. И не будет доходить, проведенные эксперименты это подтвердили.
— Хотелось бы верить…
— Самолеты сегодня уже не те, что были раньше. Требования к шумовым параметрам в последнее время значительно возросли. Да вы же и сами прекрасно знаете, как относится Западная Европа к нашим отечественным самолетам — не везде их пускают. Это учитывают конструкторы и вносят соответствующие изменения в конфигурацию крыльев, а также закрылков, улучшают работу двигателей и т. д. Главное сейчас — чтобы город сам не «наезжал» на эти самые шумовые пятна.

Рабочая группа в действии

— В процессе работы нашей группы выяснилось, например, что застройка земельных участков в непосредственной близости к аэропорту велась в общем-то хаотично. То есть план застройки соблюдался, Земельный кодекс Украины тоже. А вот о Воздушном кодексе Украины словно и забыли. А он тоже существует и напрямую связан с обеспечением безопасности полетов. В нем предусмотрена зона ответственности аэропорта, и любые строительные работы в ней должны проходить соответствующее согласование.

За примерами далеко ходить не надо. Сравнительно недавно на приаэропортовской территории был возведен гипермаркет «Метро». Это создало серьезные трудности для проектировщиков. С трудом, но их удалось обойти. Ну а что если кому-то вздумается построить высотку в зоне захода самолета на посадку? Любому понятно, чем это может грозить. Поэтому мы вынуждены были обратиться с предложением к городскому голове и высказать свои рекомендации. В результате будет разработана специальная инструкция по правилам застройки и модернизации объектов на прилегающих к аэропорту территориях. Более того. Зона ответственности простирается далеко за границы города, в райадминистрациях области о ней теперь будут знать. Как и о возможных последствиях для нарушителей.

Важно отметить, что аэропорт сегодня – это крупное, успешно действующее предприятие с коллективом около 1000 человек. Но за последние годы накопилось много проблем, которые необходимо последовательно и настойчиво решать. К позитивным моментам можно отнести выдачу аэропорту в конце 2006 года госактов на основной земельный участок. Хочу подчеркнуть — все инвестиционные предложения обязательно рассматриваются рабочей группой. В ней собраны, кроме депутатов горсовета, настоящие профессионалы своего дела. В том числе работники аэропорта, служащие горисполкома — почти два десятка человек. Группа олицетворяет представительскую власть, но нисколько не подменяет ее. Задачу свою видим в выработке рекомендаций по тому или иному вопросу. Окончательное же слово всегда остается за горисполкомом.

Это важно для города

— Прежде всего удалось доказать саму важность развития аэропорта — для города, региона и юга страны в целом. Приведу лишь некоторые цифры. Сегодня Одесса связана воздушными линиями более чем с 60 городами мира. Принимает самолеты отечественных компаний и обслуживает 111 регулярных рейсов в неделю — по Украине, странам СНГ и дальнему зарубежью. В перевозках участвуют 18 авиакомпаний. Перевозки пассажиров и грузов за последние три года возросли почти в два раза, выше стал и доход от них. Значит, и поступления в городскую казну, поскольку аэропорт является коммунальным предприятием. Оно может приносить еще большую прибыль — требуется реконструкция. И этому ничего не препятствует. С пятнами акустического загрязнения удалось определиться.

Границы жизненно важной территории для развития аэропорта тоже определены. Теперь главное — чтобы не наезжали на нее с различного рода архитектурными решениями. Городу есть куда развиваться, кроме как в эту сторону. А само развитие должно предусматривать и расширение производственной инфраструктуры, и увеличение числа рабочих мест, а также культурных центров. И если в свое время в Одессе будет аэропорт «Западный» и будет современный аэровокзал с выходом на улицу Генерала Петрова, а рядом гостиница, развлекательный комплекс — думаю, микрорайону Черемушки от этого хуже не станет. Потому что не с крыши аэровокзала будут взлетать самолеты. Ведь взлетно-посадочная полоса остается на месте.

Конкретные практические шаги в этом направлении уже делаются. Специалисты из института «Украэропроект» предложили интересный проект реконструкции аэропорта. В целом он заслуживает внимания, хотя есть к нему и возражения. Проект в стадии доработки, сразу после этого вопросы развития аэропорта должны рассматриваться на заседании горисполкома. Словом, процесс пошел.

загрузка...
загрузка...

Политика

Мэр Конотопа разогнал собрание  Украинского выбора
Мэр Конотопа разогнал собрание "Украинского выбора" [видео] 222

Глава горсовета, не стесняясь в выражениях, выдворил сторонников движения из города и пообещал, что в следующий раз выбросит их из окон.

В Ираке освободили еще один город от  Исламского государства
В Ираке освободили еще один город от "Исламского государства" 115 1

Хадир находится рядом с Мосулом и входит в состав всемирного наследия ЮНЕСКО.

 Сбербанк  обжаловал решение суда о запрете называться  Сбербанком
"Сбербанк" обжаловал решение суда о запрете называться "Сбербанком" 178

Финучреждение воспользовалось своим правом обжаловать иск "Ощадбанка".

Происшествия

Вандалы снова осквернили памятник жертвам Холокоста в Тернополе
Вандалы снова осквернили памятник жертвам Холокоста в Тернополе 63

Монумент находится непосредственно на могиле, где захоронены погибшие.

Пассажир, которого насильно вытащили из самолета United Airlines, добился компенсации
Пассажир, которого насильно вытащили из самолета United Airlines, добился компенсации 265

Компания заявила, что берет на себя полную ответственность за инцидент.

Против  Peugeot  и  Ашан  открыто уголовное производство из-за работы в Крыму
Против "Peugeot" и "Ашан" открыто уголовное производство из-за работы в Крыму 626 2

Украинские правоохранители считают, что компании нарушают наше законодательство.

Экономика

Что нас ждет с 1 мая: пенсии и соцвыплаты вырастут, а соцнормы сократят
Что нас ждет с 1 мая: пенсии и соцвыплаты вырастут, а соцнормы сократят 208 1

Государственным бюджетом Украины предусмотрено в этом году два повышения прожиточного минимума. Первый произойдет 1 мая.

Когда закончится сигаретный дефицит
Когда закончится сигаретный дефицит 87

Уже несколько недель украинские курильщики страдают.

Госдолг Украины вырос до 72,35 миллиардов долларов
Госдолг Украины вырос до 72,35 миллиардов долларов 361 4

За один месяц эта цифра возросла более чем на миллиард.

Общество

Писатель Веллер метнул кружку в радиоведущую  Эхо Москвы
Писатель Веллер метнул кружку в радиоведущую "Эхо Москвы" [видео] 1064 3

Писатель устроил скандал в прямом эфире.

Как приготовить овощной шашлык на мангале: простые советы
Как приготовить овощной шашлык на мангале: простые советы 448

Следуя этим правилам у вас получится идеальные запеченные овощи.

Для тех, кто незаконно ездит в Крым, создали специальный  Стоп-лист
Для тех, кто незаконно ездит в Крым, создали специальный "Стоп-лист" 889

Украинские пограничники будут собирать информацию о тех, кто посещает полуостров с нарушением нашего законодательства.

Спорт

Неймар повеселил болельщиков неудачным финтом
Неймар повеселил болельщиков неудачным финтом [видео] 129

Бразилец не устоял на ногах, пытаясь продемонстрировать свои футбольные навыки.

Кличко и Джошуа рассмеялись на дуэли взглядов
Кличко и Джошуа рассмеялись на дуэли взглядов [видео] 857

В Лондоне состоялась финальная пресс-конференция накануне супербоя между украинским претендентом и британским чемпионом

Кличко - Джошуа: Букмекеры отправляют украинца в нокаут
Кличко - Джошуа: Букмекеры отправляют украинца в нокаут 350

29 апреля Владимир Кличко выйдет на ринг впервые после поражения, которое потерпел аж полтора года назад, потеряв все свои титулы и пояса.