Инна Ищук. Фото автора. (11 ноября 2008)
Дмитрий Дюжев: «Мы не одни – ангел-хранитель всегда рядом с нами»

Дмитрий Дюжев: «Мы не одни – ангел-хранитель всегда рядом с нами»

Российский актер провел в Одесском детском приюте урок театрального искусства. Все мы великаны, только маленького роста. В приюте № 1 желанного гостя ожидали, как всегда, с нетерпением. Девочки украсили актовый зал. Мальчики расставили стулья. И когда Дима вошел – словно засияло солнце. Первым делом он посетил часовню, недавно обустроенную здесь. Помолился, приложился к иконе.


– Как у вас уютно, красиво, – сказал он. – Я был в российских приютах, там далеко до вашего. Я видел детей, которые даже не могут улыбаться, такое у них бедственное положение. А вы показываете мне идеальную картину.


Поговорить с актером кино и театра Димой Дюжевым собрались дети и взрослые. Пришли даже малыши.


– А вам не будет здесь холодно? – забеспокоился гость.


В тот день отопление еще не включили. И в актовом зале было прохладно.


– Тогда давайте с вами поиграем, – предложил Дима. Ребята встали в круг и стали повторять веселые упражнения.


– Мы великаны, – вытягивали руки над головой карапузы, – мы карлики, – повторяли они, присаживаясь по примеру своего «учителя».

«Мне было стыдно признаться во дворе, что поступил на актера»


А когда малыши наигрались и помахали Диме на прощание, он завел разговор со старшими.


– А как вы стали актером?


– Мой папа проработал 15 лет в театре. Вместе с ним мы ездили по разным городам. Он искал своего режиссера, свою труппу. Были в Алма-Ате, Астрахани, Камышине, Павлодаре. Но тогда я не представлял себя артистом. К тому же в трудные времена 90-х мало кто ходил на спектакли. Отец занялся предпринимательской деятельностью. А я думал после школы поступать в мореходку – это мечта всех мальчишек. Но однажды мы смотрели по телевизору студенческий капустник. И я задался вопросом – что делают артисты? «Это их работа», – ответил отец. И мне тоже захотелось вести такой образ жизни: читать стихи, рассказывать истории, смешить людей. Тем более, что папа просил подать документы в театральный институт. «Я артистом не стал, может быть, у тебя получится».


И вот когда я поступил в ГИТИС, мне даже было стыдно признаться во дворе. Потому что никто не понимал, зачем в это время это нужно. И первые курсы я тоже недоумевал, что от меня требует, зачем мне мыкать и мокать, разрабатывая речь. Для чего кривляться, рыдать и чтобы люди плакали вместе с тобой. Два раза возвращался в Астрахань. Но потом снова ехал в Москву. Талантливых людей мало. Ими нужно родиться. В буддистской религии смысл жизни заключается в том, чтобы понять свою миссию и раскрыть свой гений. Постепенно я начал получать от театра удовольствие. Мне это стало нравиться. Ведь персонаж – это не ты. Он живет по-своему. И зал верит, что ты не Дима Дюжев. А ты, как кукловод, водишь его по сцене.

Режиссеру понравились красные глаза и хриплый голос


В ГИТИСе учился у Марка Захарова. На третьем курсе уже играл в театре. Мне очень помогла работа в ТЮЗе, где приходилось входить в роли дракона, Кощея Бессмертного, сказочных героев. Это была особая школа, которая пригодилась в дальнейшем. Во МХАТе даже исполнял роли женщин. А вот с кино сначала не везло. С третьего курса института ходил по «Мосфильму», стучался во все двери, краснел, бледнел: «А у вас идет кастинг? Я студент, можно вам свои фотографии оставить?


Сыграл два эпизода. И в общем уже знал, что такое съемочная площадка. Театр и кино совершенно разные вещи. И тут после вечеринки звонят мне утром из актерского агентства и приглашают на пробы сериала «Бригада». В то время было очень много криминальных лент. И смотреть их было невозможно. Но мама уговорила меня отнести фото. А я почти всю ночь не спал, – глаза красные, голос хриплый. Режиссер Леша посмотрел на меня и говорит:


– Мне нравится твое состояние, а сможешь так сыграть?


И назначил на роль Мухи. Но когда стали пробоваться, попросили еще войти в образ Космоса. Он, с одной стороны, парень из профессорской семьи, а с другой – отъявленный отморозок. И сразу предложение:


– Давай будешь его играть.


– А как?


– Да ты уже все сделал.


Правда, продюсер, увидев мой рост, чуть не передумал:


– У нас не комедия, а драма.


Но все же пробы состоялись. Сергей Безруков тогда пришел в костюмчике, отглаженный, с ароматом. А мы, студенты, одевались скромно. Сначала почувствовал себя неудобно. Но потом, когда начали играть, с таким азартом, пылом, в общем все сразу сложилось. И в таком духе 16 серий.


Надо сказать, что перед съемками Дмитрия мучили вопросы нравственного плана: «Я совсем другой. Космос убивает, не задумываясь, а для меня ценна человеческая жизнь сама по себе. Я верующий человек и перед съемками переживал, советовался со своим батюшкой: «Как мне быть – нужно бандита играть, а положительным же его не сыграешь?» Но батюшка объяснил, что эта роль – нравоучительная и играть ее нужно с ощущением того, что мой герой – пример плохого».

Космос – это вирус, а я остался самим собой!


После выхода фильма на экран на следующий день проснулся знаменитым. Мир вдруг изменился. Все стали тебе рады. Захожу в магазин, где раньше никто не замечал, – очередь расступается. Пожалуйста, проходите. Но в то же время это не ты, а твой герой. Космос – это вирус. Вышел на улицу, а тебе говорят:


– Привет, Чебурашка!


А ты смотришь на ненормальных людей. Всю жизнь жил, как Дима, и тут когда тебе все рады, это называется Космос. Ходишь как персонаж. И думаешь, как стать снова человеком. Ведь внутри ты тот же. Меня радовало, что люди встречали меня и разочаровывались:


– Ты же Космоса играл. Что-то ты какой-то не такой.


И для меня это было хорошо. Ведь я остался прежним!


Дима оглядывает зал и останавливает взгляд на Виталике:


– Ты что заболел, дайте ему скорее горячего чая.


Мальчика уводит медсестра...

И чудо произошло – сердце открылось Богу


Чтобы изменить ситуацию, нужно было сыграть героя, кардинально противоположного Космосу. Карэн Шахназаров позвал меня в картину «Всадник по имени смерть» на роль взрослого человека. На него пробовался Федор Бондарчук. А мне тогда было 22 года. А потом были киноленты «Мне не больно», «Жмурки», «Остров» – одна из самых ярких картин. Фильм делался как авторский, а обошел кинотеатры и телеэкраны. Для его съемки нужны были люди с намоленными глазами, с ощущением правды, живущие сегодняшним днем. Сам режиссер Лунгин не знал, как оно должно быть. Шли путем поиска веры и чуда. На съемочной площадке нам помогали монахи, подсказывали по быту, по поведению. Меня утвердили на роль Иова – маловера, который открыл свое сердце Богу и пришел к нему.


Неожиданно раздался мелодичный звонок. Диме на мобильник пришла СМС.


– Это от друга из Сретенского монастыря, – объяснил он, – каждый день я получаю духовные послания. И это укрепляет веру. Ведь человек не одинок. У каждого есть свой ангел. В жизни надо помнить, что самое главное не вы, а то, что происходит вокруг вас. И оставить о себе память, след. Недавно я ехал со съемки «Утомленные солнцем-2». На дороге была пробка. Я переживал, что ничего не успеваю. И тут вижу – страшнейшая авария. А жизнь огибает эти несколько судеб и идет дальше. Приедут краны, разберут. И все пойдет своим чередом. И неважно, сколько ты прожил, главное, чтобы о тебе осталась память. А без Бога ты ничего не сможешь. Ведь он каждый день творит маленькое чудо, исполняет просьбы, радует приятными неожиданностями. Нельзя злиться, потому что останешься с чертиком. Думай о тех, кто вокруг тебя. Поправь, помоги, успокой.

«Вы ему во снах снитесь»


Два часа встречи с Димой пролетело незаметно. А в зале была тишина. Ребята слушали, затаив дыхание.


– А как вы попали на «Две звезды»?


– Это тоже удивительный случай, – признался актер, – я наотрез отказался выступать в этом проекте. Певцом себя не считал. Хотя на съемках приходилось петь. В семье все пели. А в школе даже пытался создать музыкальную группу. И вот продюсеры пошли на уловку. Звонят Тамаре Гвердцители и говорят:


– Дима Дюжев очень мечтает с вами спеть. Вы ему во снах снитесь.


А мне в свою очередь:


– Тамара Гвердцители сказала, только с вами споет. Больше никого не надо. Выбрала только вас. Встреча в понедельник в студии.


И вот мы встречаемся с ней в длинном коридоре. Она ждет от меня слов и признаний, я от нее. Но тут нас подхватывают, ведут играть. И в первом же произведении «Арго» мы спеваемся и начинаем работать. А потом конкурс, волнение и победа.


Чтобы ребята поняли, что такое быть актером, Дима провел урок театрального искусства. И все сделали специальные упражнения. А потом немножечко побыли смешными бегемотиками.


Но вот девчонки освобождают место рядом:


– Дима, садитесь с нами, будем фотографироваться.


А в это время дети уже несут подарки – изделия из бисера, корабль в бутылке. Гость бережно рассматривает поделки. Такого у него еще не было. Всем пишет пожелания: «Удачи, добра, быть счастливыми».


– А главное, – замечает Дима, – держитесь друг за друга. Самые верные друзья – из детства. Не думайте, что вы лучше другого. И тогда будете сильны.


Дюжев Дмитрий Петрович, 9 июля 1978, город: Астрахань. Родился в актерской семье. Закончил ГИТИС (курс Марка Захарова). Работал в Ленкоме, ТЮЗе, МХАТе. Снимался в кино. Роль Космоса в сериале «Бригада» сделала его знаменитым. Последние работы: «Утомленные солнцем-2» (2010); «Тариф новогодний» (2008); «Розыгрыш» (2008); «Кука» (2007); «Антидурь» (2007); «День победы» (2007); «Лягушачий рай» (2007); «Путешествие с домашними животными» (2007); «Мне не больно» (2006); «Карамболь» (сериал, 2006); «Остров» (2006); «Мечтать не вредно» (2005); «Жмурки» (2005); «Русское» (2004); «Всадник по имени смерть» (2004). Много интересных работ у актера и в театре: Мишель («С ума сойти»), Глумов («Бешеные деньги»), сэр Эндрю («Двенадцатая ночь») и другие. Одной их самых удачных своих работ Дмитрий Дюжев считает роль священника в «Борисе Годунове».

Советовался с батюшкой: как же можно бандита играть?

загрузка...
загрузка...

Политика

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

заведующий хозяйством вакансии Донецкпогода в Феодосиибиографический фильм Королева пустыни