Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как в Одессе «ловили» нелегалов

Как в Одессе «ловили» нелегалов
Фото: Эдуард Соловьев.

Во Всеукраинской операции «Мигрант» вместе с сотрудниками милиции участвовали корреспонденты «КП». Как к рейду подготовишься, так его и проведешь. В таких операциях, как «Мигрант», задействованы все управления ГУМВД. Мы «присоединились» к сотрудникам управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, ГУМВД в Одесской области.


Оказывается, подобные «рейды» готовятся долго и делятся на несколько этапов. Сначала идет «планерка» на самом верху, далее определяются сроки проведения. Обычно половина «операционного времени» уходит на подготовительный этап.


Рабочее время начинается рано утром. Поскольку «повестка дня» – это проверка мигрантов на рынке, то подъем в шесть утра. Ровно в семь надо быть на месте. Не помеха даже воскресенье.


По дороге на «точку» заместитель начальника управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, Ярослав Рубинский вводит в курс дела:


– Мы устанавливаем места пребывания, каналы, по которым нелегальные мигранты поступают, кто их привозит, – рассказывает Ярослав Васильевич. – В основном, они торгуют на рынках, поэтому мы едем именно туда.


По его словам, этот этап важный и фактически является залогом успешного проведения операции.

Женщины «строили глазки», мужчины «не понимали»


Заходим на рынок. Часы показывают ровно семь утра. Сотрудники уже ожидают. Короткий инструктаж начальника, и все «рассредоточиваются» по рядам. Подходим к одному контейнеру. Торгуют сразу несколько реализаторов, как потом оказалось, китайцев. Их просят показать документы.


– Ни понимать! – говорят по очереди мужчины.


Через минут пять оказалось, что они понимают, но только китайский. Как только к ним обратились на родном языке – последовал ответ, правда, краткий и невнятный. Паспорта есть, но они то ли потерялись, то ли в ОВИРЕ находятся.


– Обычная стандартная отговорка, – поясняет сотрудник управления Александр. – На самом деле никаких паспортов нет!


Кстати, пока продолжались попытки посмотреть документы, реализаторы активно наяривали по мобилкам.


– Теперь о проверке уже знают, – комментирует Ярослав Рубинский.


Идем дальше. Через пару контейнеров снова останавливаемся. Сотрудники просят предъявить документы двух молодых парней. Те тоже якобы ничего не понимают. Но на вопрос, откуда они – сказали, что из Вьетнама. Чуть позже ребята все-таки протянули... украинские паспорта с херсонской пропиской!


В ходе нашего рейда самые «популярные» ответы были: «документы забрала милиция», «паспорт в ОВИРе», «потерялся», «не понимаю». Если мужчины использовали упомянутые варианты, то женщины пытались подключить свое обаяние и даже «строить глазки» сотрудникам управления.


Конечно, были китайцы, вьетнамцы, сирийцы, у которых с документами все нормально, но таких оказалось явное меньшинство.

Схемы миграции бывают разные...


По дороге в управление разговор коснулся схем нелегальной миграции. Вот уж, действительно, чего только не придумывают. Так, одним из самых действенных и популярных способов остаться в Украине является создание семьи. Часто заключается фиктивный брак. Такие жена или муж только «получают денежные премии» за свой статус.


– В подобных случаях они, понятное дело, не живут вместе, – говорит Ярослав Васильевич.


Кстати, похожая схема существует с опекунством. Этот вариант нередко практикуют в селах, где одинокие старики нуждаются в помощи. Мигранты охотно соглашаются помочь. Правда, иногда дело доходит до курьезов: документы недействительны, так как не было сессии сельсовета, а тех, за кем должны «присмотреть», давно нет в живых.


Как вариант используется возможность получения образования. Однако этот способ, по мнению Ярослава Рубинского, применяется не так часто:


– Те, кто учатся в вузах, обычно имеют разрешение на пребывание.


Еще существует вариант, правда, более обычный, где псевдоработой нелегальных мигрантов обеспечивают предприниматели на местах, часто открытых их же согражданами.

Нет документов – нет доказательств?


На следующий день мы снова отправляемся по знакомым местам. Приехали на рынок около восьми утра. Буквально у входа мы натолкнулись на целую группу иностранцев, причем в сопровождении милиционеров. «КП» сразу объяснили, куда двигалась группа.
– Здесь есть свой отдел милиции и ОВИР, – говорит Ярослав Рубинский.


Сотрудники управления начинают рейд с тех точек, где вчера были «запримечены» иностранцы без документов. Как и ожидалось, их обнаружить на своих местах уже не удалось.


Правда, несмотря на массовую проверку, самые смелые все-таки остались торговать. Буквально за минут пятнадцать собралась группа из семи человек, которую по всем «правилам жанра» собирались отвезти в управление и там устанавливать личности. По дороге, «учуяв неладное», два человека даже попытались убежать. С третьей попытки одному таки удалось. Другие, поняв, что дело серьезное, тут же нашли свои паспорта, даже выдали других сограждан, у которых также просроченные визы!


– Нет документов – нет доказательств! – комментирует Ярослав Рубинский. – Когда есть паспорт, быстрее можно все оформить: собрать материалы и получить решение суда.

Сначала «светит» спецприемник, а потом выдворение


Тех, у кого нет паспорта, ожидает немного другая процедура. Сначала сотрудники собирают нужные материалы – это объяснительная, административный иск, решение о задержании и направлении в спецприемник города Чернигова. Дальше суд выносит решение.


– В Чернигове устанавливают личность, – продолжает Ярослав Васильевич. – После этой процедуры их выдворяют за пределы Украины. Также суд принимает решения относительно тех, у кого просрочена виза, – объясняет нам замначальника управления.
Пока сотрудники отчитывались о проведенной работе, а это происходит ежедневно в 10 утра, в управлении появился переводчик. Правда, если бы не хорошее знание русского языка, парня легко можно было бы перепутать с кем-то из задержанных.


В процессе беседы выяснилось, что один китаец все-таки имеет документы, поскольку является предпринимателем, только паспорт забыл дома. Официальный запрос в ОВИР подтвердил наличие документов, и мужчину отпустили. А вот женщина так и не смогла внятно ответить, где ее паспорт и почему имеется только справка с места работы.


Ближе к вечеру Ярослав Рубинский сообщил:


– Дело направили в суд для размещения женщины в спецприемник и дальнейшее выдворение за пределы Украины.


...Несмотря на поздний отъезд «КП», сотрудники еще оставались на своих местах.
– Есть распоряжение работать круглосуточно, – улыбнулся Ярослав Васильевич.


Начальник управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, ГУМВД Украины в Одесской области Эдуард Соловьев.


– За последние 5 дней проведения операции «Мигрант» нашим подразделением были установлены факты нарушения как административного законодательства, так и Уголовного кодекса.


Выявлены 14 человек, которые нарушили статус пребывания иностранных граждан на территории Украины и привлечены к административной ответственности по статье 203, из них 2 человека по статье 204. Также выявлена преступная группа в составе 4 человек, которая занималась каналом нелегальной миграции. Возбуждены уголовные дела по статье 332 ч.2 Уголовного кодекса Украины.

Часто заявляют, что ничего не понимают