Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

...Таким, возможно, будет. Фото из архива «КП».

Соперничали наиболее достойные

Что ж, удивляться здесь нечему. Начать хотя бы с того, что конкурс вообще состоялся. Еще год назад потенциальные инвесторы едва ли не в очередь выстраивались, чтобы поучаствовать в намечающемся проекте – расширить воздушные ворота Одессы. Ее географическое положение, климатические условия, а также все возрастающие объемы грузовых и пассажирских перевозок давали перспективу стать важным перевалочным пунктом для стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Значит, сулили хорошую выгоду. Потому и предложения поступали отовсюду – из Австрии, Швейцарии, Китая, России и других стран. В общей сложности их набралось около двух десятков. А на заключительном этапе, когда настала пора выбрать наиболее достойного из соискателей, дело застопорилось: в мире разразился финансовый кризис.

– Пришлось дважды продлевать сроки проведения конкурса, – рассказывает «Комсомолке» член горисполкома Николай Андриенко, возглавивший конкурсную комиссию. – На этом настаивали конкурсанты. Им требовалось время, чтобы заново пересчитать и оценить свои возможности.

 

Город начинал своими силами

К слову сказать, цена вопроса была 250 млн. долл. США. В итоге ряды инвесторов дрогнули. Кто-то сразу предпочел сойти с дистанции. А кто-то попытался диктовать свои условия, неприемлемые для города. Более того, раз за разом наносили болезненные удары чиновники из высоких кабинетов. Речь идет о попытках Министерства транспорта и связи и других государственных структур вернуть аэропорт из коммунальной собственности в государственную. Стоит напомнить, в 2000 году Одесса получила глубоко убыточный объект. А уже через 5 лет предприятие расплатилось с долгами и стало приносить прибыль. Теперь ее хватает уже на то, чтобы своими силами начать реконструкцию аэропорта. Только в прошлом году на это ушло около 10 млн. грн. Поэтому неслучайно реакция депутатов горсовета была однозначной: аэропорт должен оставаться в коммунальной собственности и возврату государству не подлежит.

– В итоге предпочтение было отдано компании «Гепард плюс», – продолжает профессор Андриенко. – Она приняла все наши требования, в том числе и по совместной деятельности, размерам инвестиций. Более того, предложила увеличить затраты до 265 млн. долл.

 

Новосибирск, Астрахань, Алматы, а теперь Одесса

Тот факт, что фирма имеет одесскую прописку и мало кому известна, не должен вводить в заблуждение, пояснил Николай Николаевич. Данное предприятие было создано в июле 2007 года. Учредителем «Гепард плюс» является компания «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», которая специализируется на осуществлении инвестиционной политики в области строительства и эксплуатации аэропортов. Она принимает участие в реконструкции и эксплуатации аэропортов «Толмачево» (Новосибирск), «Баландино» (Челябинск), «Астрахань», «Чита», «Барнаул». Компания также является акционером международного аэропорта «Алма-Ата» (Алматы). Управление активами, принадлежащими компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», осуществляется через управляющую компанию «Новапорт».

Компания, являющаяся учредителем ООО «Гепард плюс», отвечает условиям конкурса и имеет успешный опыт участия финансирования, эксплуатации, развития и реконструкции аэропортов. Компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД» и «Новапорт», которая также будет принимать участие в модернизации и управлении МАО, входят в группу компаний «AEON Corporation». Суммарный пассажиропоток, программы развития которых реализует группа компаний «AEON Corporation», по итогам 2008 года составил около 4 миллионов пассажиров.

 

Программа отвечает всем требованиям

Программа инвестиций, предложенная группой компаний «AEON Corporation» через «Гепард плюс», полностью отвечает требованиям технико-экономического обоснования плана стратегического развития коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса», который был разработан Украинским государственным проектно-технологическим научно-исследовательским институтом «Украэропроект» и согласован с государственной авиационной администрацией Украины.

– Инвестор проявил определенную гибкость и пошел навстречу городу, – объяснил Николай Андриенко сам факт одесской регистрации фирмы-победительницы. Иными словами, налоги с доходов компании останутся в городе. А если учитывать некоторые особенности нашего законодательства, такой шаг выглядит вполне оправданным.

– В то же время были и спорные моменты, – продолжает профессор. – Хотя они и не носили принципиального характера и касались главным образом сроков окончания тех или иных работ, подогнанных под Евро-2012. Кроме того, инвестор в своих предложениях не предусмотрел строительства выставочного комплекса. А его планировалось использовать как временный терминал для пропуска пассажиров во время проведения футбольного чемпионата.

 

Кстати

В предстоящие три года воздушная гавань Одессы практически полностью преобразится. Ожидается, что после первого этапа реконструкции, рассчитанного до 2012 года, транспортный комплекс приобретет статус международного транзитного аэропорта 2-й категории ИКАО. Запланировано построить новую ВПП длиной 3 200 м, рулежные дорожки, аэровокзальный комплекс. Реконструкция предусматривает также увеличение до 80 мест стоянок воздушных судов, модернизацию светосигнального и метеооборудования, цеха бортового питания, внутренних сетей и сооружений. Будут возведены выставочный комплекс, отель на 250 мест, паркинг, рассчитанный на тысячу машин.

Да, у некоторых складывается впечатление, что аэропорт реконструируется специально под Евро-2012. Это не так. Город инициировал проект еще до того, как было принято решение о месте проведения футбольного чемпионата. Другое дело, что это событие заставило пересмотреть сроки выполнения некоторых работ, сдвинуть планы. Но развитие событий – увеличение грузопотоков, привлекательность региона – сделало этот процесс неизбежным.

– Мы исходили из того: примет Одесса Евро-2012 – отлично. Не будет этого – все равно будет развиваться в соответствии с ранее намеченными планами.

 

Мы помним, как все начиналось

Конкурсу предшествовала напряженная работа на протяжении двух лет. В конце 2006 г. распоряжением городского головы была создана рабочая группа по выработке предложений по реконструкции аэропорта. Ее целью было наметить перспективу и стратегию развития аэропорта, определить критерии поиска инвесторов. С самого начала было ясно, что город не осилит такой объем работ и требуется некое компромиссное решение, чтобы аэропорт остался в коммунальной собственности.

Рабочая группа многое успела сделать. Это теперь многое устаканилось. А тогда... Уже на начальном этапе выяснилось: требуется уточнить границы территории аэропорта и прилегающих земельных участков и оформить все в государственном акте на землю. Позже столкнулись с тем, что в первоначальном варианте Генплана Одессы аэропорт попросту... отсутствует. И чем дальше, тем больше возникало проблем, больших и малых. Плодотворным было сотрудничество с институтом «Украэропроект», который разработал поэтапный план стратегического развития аэропорта. Удалось привлечь и архитекторов во главе с Юрием Беликовым. Его специалисты сделали серьезные разработки по новому аэровокзальному комплексу. Определено, где будут располагаться те или иные объекты. Предстоящие планы были одобрены на градостроительном совете, утверждены депутатами.

– В итоге мы сэкономили почти полтора года, – не скрывает удовлетворения председатель жюри. – Время, которое особенно дорого сейчас, в ходе подготовки к чемпионату Европы. Удалось снять огромный пласт проблем, что сделало объект еще более привлекательным для инвестора и тоже повлияло на принятое решение.

 

Хороший шанс в преодолении кризиса

Более двух миллиардов гривен – столько намерен вложить стратегический инвестор в реконструкцию международного аэропорта «Одесса» в течение ближайших трех лет. Это практически годовой бюджет нашего миллионного города. Именно столько денег в год уходит на социальные нужды одесситов, на образование, здравоохранение, капитальный ремонт зданий и т.д. Не меньше средств будет потрачено на дальнейшую реконструкцию, рассчитанную до 2020 года. Это означает, что будут создаваться новые рабочие места, привлекаться все больше техники. Сегодня в аэропорту работает около тысячи человек.

– А будет трудиться в несколько раз больше, – утверждает профессор Николай Андриенко.

Его оптимизм вполне обоснован. Ведь речь не только о строительных работах. С увеличением масштабов грузовых и пассажирских перевозок возрастет и потребность в персонале. Значит, в дополнительном транспорте. В новых дорогах. Иначе говоря, одно вытекает из другого. И хочется надеяться, что предстоящая реконструкция станет тем локомотивом, который вытащит Одессу из нынешнего кризиса. Во всяком случае за событием этим видится хороший шанс. К тому же Одесса всегда славилась своим умением с честью выходить из сложных ситуаций. Здесь неожиданностей тоже хоть отбавляй.

загрузка...
загрузка...

Политика

 Відродження  вновь требует от Парубия поставить на голосование законопроект о соцгарантиях чернобыльцам
"Відродження" вновь требует от Парубия поставить на голосование законопроект о соцгарантиях чернобыльцам 11

Депутаты пригласили Луценко в Верховную Раду
Депутаты пригласили Луценко в Верховную Раду 72 2

24 мая генпрокурор отчитается перед парламентариями.

Из-за теракта в Манчестере британские партии приостановили предвыборные кампании
Из-за теракта в Манчестере британские партии приостановили предвыборные кампании 91

После взрыва на "Манчестер-Арене", унесшего жизни 22 человек, все политическое партии Великобритании решили приостановить агитацию в преддверии июньских парламентских выборов.

Происшествия

При взрыве в Манчестере украинцы не пострадали, - МИД
При взрыве в Манчестере украинцы не пострадали, - МИД 32

Количество погибших в результате теракта в Манчестере возросло до 22 человек, среди них есть дети.

Теракт в Манчестере: полиция подтвердила, что взрыв устроил смертник
Теракт в Манчестере: полиция подтвердила, что взрыв устроил смертник [фото, видео] 543 1

В ночь на 23 мая после окончания концерта на "Манчестер-Арене" американской певицы Арианы Гранде прогремел взрыв. В результате теракт погибли 22 человека, среди которых дети.

 Кожа людей, кровь, фекалии везде : рассказы очевидцев теракта в Манчестере
"Кожа людей, кровь, фекалии везде": рассказы очевидцев теракта в Манчестере [фото, видео] 2450 1

На концерте звезды подростков Арианы Гранде погибли 22 человека, в том числе дети, более полусотни ранены.

Экономика

1С вне закона. Что дальше?
1С вне закона. Что дальше? 1443 1

Таким вопросом задался эксперт и пришел к выводу, что решение СНБО нужно пересмотреть.

СМИ: Новая схема вымывания денег из госпредприятий опробована на  Укрхимтрансаммиаке
СМИ: Новая схема вымывания денег из госпредприятий опробована на "Укрхимтрансаммиаке" 1477 2

В Украине появилась очередное ноу-хау в сфере вывода средств из госпредприятий.

Российские шоколадки обложат налогом: как изменятся цены в Украине
Российские шоколадки обложат налогом: как изменятся цены в Украине 1097 2

Через месяц вступят в силу антидемпинговые пошлины на шоколад из России.

Общество

Промокоды: Черная пятница каждый день!
Промокоды: Черная пятница каждый день! 138

Как сэкономить время и деньги, делая покупки в интернет-магазинах.

В Украине стартовало ВНО
В Украине стартовало ВНО 149

Основная его сессия начнется с тестирования по украинскому языку и литературе.

Киев задолжал за электроэнергию больше миллиарда
Киев задолжал за электроэнергию больше миллиарда 358 2

Только на протяжении апреля долг увеличился на 83,5 млн грн.

Светская хроника и ТВ

Новый клип  Океана Ельзи : Вакарчук стильно постарел
Новый клип "Океана Ельзи": Вакарчук стильно постарел [видео] 26

В YouTube появилось видео популярной группы на песню "Сонце" из альбома "Без меж".

Теракт на концерте Арианы Гранде: реакция мировых звезд
Теракт на концерте Арианы Гранде: реакция мировых звезд [фото] 506

Среди поклонников Тейлор Свифт и Селены Гомес также много подростков и детей.

Королевская семья предложила матери Кардашьян продать свои яйцеклетки
Королевская семья предложила матери Кардашьян продать свои яйцеклетки 1189

Крис Дженнер получила письмо от щедрых покупателей, но не уверена, что продаст свой генетический материал.

Спорт

Ротань может перейти в  Зарю
Ротань может перейти в "Зарю" 307 1

Луганчане хотят усилиться капитаном "Днепра" накануне нового сезона в Лиге Европы

Мейвезер:  Ломаченко должен торопиться, хотя не знаю точно, сколько ему лет
Мейвезер: "Ломаченко должен торопиться, хотя не знаю точно, сколько ему лет" 544

Легендарный боксер заявил, что его подопечный не будет избегать объединительного чемпионского боя с украинским бойцом

Чемпион мира по мотогонкам погиб после аварии на велосипеде
Чемпион мира по мотогонкам погиб после аварии на велосипеде 661

Спортсмен катался по оживленной трассе вместе со своими друзьями.