Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

...Таким, возможно, будет. Фото из архива «КП».

Соперничали наиболее достойные

Что ж, удивляться здесь нечему. Начать хотя бы с того, что конкурс вообще состоялся. Еще год назад потенциальные инвесторы едва ли не в очередь выстраивались, чтобы поучаствовать в намечающемся проекте – расширить воздушные ворота Одессы. Ее географическое положение, климатические условия, а также все возрастающие объемы грузовых и пассажирских перевозок давали перспективу стать важным перевалочным пунктом для стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Значит, сулили хорошую выгоду. Потому и предложения поступали отовсюду – из Австрии, Швейцарии, Китая, России и других стран. В общей сложности их набралось около двух десятков. А на заключительном этапе, когда настала пора выбрать наиболее достойного из соискателей, дело застопорилось: в мире разразился финансовый кризис.

– Пришлось дважды продлевать сроки проведения конкурса, – рассказывает «Комсомолке» член горисполкома Николай Андриенко, возглавивший конкурсную комиссию. – На этом настаивали конкурсанты. Им требовалось время, чтобы заново пересчитать и оценить свои возможности.

 

Город начинал своими силами

К слову сказать, цена вопроса была 250 млн. долл. США. В итоге ряды инвесторов дрогнули. Кто-то сразу предпочел сойти с дистанции. А кто-то попытался диктовать свои условия, неприемлемые для города. Более того, раз за разом наносили болезненные удары чиновники из высоких кабинетов. Речь идет о попытках Министерства транспорта и связи и других государственных структур вернуть аэропорт из коммунальной собственности в государственную. Стоит напомнить, в 2000 году Одесса получила глубоко убыточный объект. А уже через 5 лет предприятие расплатилось с долгами и стало приносить прибыль. Теперь ее хватает уже на то, чтобы своими силами начать реконструкцию аэропорта. Только в прошлом году на это ушло около 10 млн. грн. Поэтому неслучайно реакция депутатов горсовета была однозначной: аэропорт должен оставаться в коммунальной собственности и возврату государству не подлежит.

– В итоге предпочтение было отдано компании «Гепард плюс», – продолжает профессор Андриенко. – Она приняла все наши требования, в том числе и по совместной деятельности, размерам инвестиций. Более того, предложила увеличить затраты до 265 млн. долл.

 

Новосибирск, Астрахань, Алматы, а теперь Одесса

Тот факт, что фирма имеет одесскую прописку и мало кому известна, не должен вводить в заблуждение, пояснил Николай Николаевич. Данное предприятие было создано в июле 2007 года. Учредителем «Гепард плюс» является компания «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», которая специализируется на осуществлении инвестиционной политики в области строительства и эксплуатации аэропортов. Она принимает участие в реконструкции и эксплуатации аэропортов «Толмачево» (Новосибирск), «Баландино» (Челябинск), «Астрахань», «Чита», «Барнаул». Компания также является акционером международного аэропорта «Алма-Ата» (Алматы). Управление активами, принадлежащими компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», осуществляется через управляющую компанию «Новапорт».

Компания, являющаяся учредителем ООО «Гепард плюс», отвечает условиям конкурса и имеет успешный опыт участия финансирования, эксплуатации, развития и реконструкции аэропортов. Компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД» и «Новапорт», которая также будет принимать участие в модернизации и управлении МАО, входят в группу компаний «AEON Corporation». Суммарный пассажиропоток, программы развития которых реализует группа компаний «AEON Corporation», по итогам 2008 года составил около 4 миллионов пассажиров.

 

Программа отвечает всем требованиям

Программа инвестиций, предложенная группой компаний «AEON Corporation» через «Гепард плюс», полностью отвечает требованиям технико-экономического обоснования плана стратегического развития коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса», который был разработан Украинским государственным проектно-технологическим научно-исследовательским институтом «Украэропроект» и согласован с государственной авиационной администрацией Украины.

– Инвестор проявил определенную гибкость и пошел навстречу городу, – объяснил Николай Андриенко сам факт одесской регистрации фирмы-победительницы. Иными словами, налоги с доходов компании останутся в городе. А если учитывать некоторые особенности нашего законодательства, такой шаг выглядит вполне оправданным.

– В то же время были и спорные моменты, – продолжает профессор. – Хотя они и не носили принципиального характера и касались главным образом сроков окончания тех или иных работ, подогнанных под Евро-2012. Кроме того, инвестор в своих предложениях не предусмотрел строительства выставочного комплекса. А его планировалось использовать как временный терминал для пропуска пассажиров во время проведения футбольного чемпионата.

 

Кстати

В предстоящие три года воздушная гавань Одессы практически полностью преобразится. Ожидается, что после первого этапа реконструкции, рассчитанного до 2012 года, транспортный комплекс приобретет статус международного транзитного аэропорта 2-й категории ИКАО. Запланировано построить новую ВПП длиной 3 200 м, рулежные дорожки, аэровокзальный комплекс. Реконструкция предусматривает также увеличение до 80 мест стоянок воздушных судов, модернизацию светосигнального и метеооборудования, цеха бортового питания, внутренних сетей и сооружений. Будут возведены выставочный комплекс, отель на 250 мест, паркинг, рассчитанный на тысячу машин.

Да, у некоторых складывается впечатление, что аэропорт реконструируется специально под Евро-2012. Это не так. Город инициировал проект еще до того, как было принято решение о месте проведения футбольного чемпионата. Другое дело, что это событие заставило пересмотреть сроки выполнения некоторых работ, сдвинуть планы. Но развитие событий – увеличение грузопотоков, привлекательность региона – сделало этот процесс неизбежным.

– Мы исходили из того: примет Одесса Евро-2012 – отлично. Не будет этого – все равно будет развиваться в соответствии с ранее намеченными планами.

 

Мы помним, как все начиналось

Конкурсу предшествовала напряженная работа на протяжении двух лет. В конце 2006 г. распоряжением городского головы была создана рабочая группа по выработке предложений по реконструкции аэропорта. Ее целью было наметить перспективу и стратегию развития аэропорта, определить критерии поиска инвесторов. С самого начала было ясно, что город не осилит такой объем работ и требуется некое компромиссное решение, чтобы аэропорт остался в коммунальной собственности.

Рабочая группа многое успела сделать. Это теперь многое устаканилось. А тогда... Уже на начальном этапе выяснилось: требуется уточнить границы территории аэропорта и прилегающих земельных участков и оформить все в государственном акте на землю. Позже столкнулись с тем, что в первоначальном варианте Генплана Одессы аэропорт попросту... отсутствует. И чем дальше, тем больше возникало проблем, больших и малых. Плодотворным было сотрудничество с институтом «Украэропроект», который разработал поэтапный план стратегического развития аэропорта. Удалось привлечь и архитекторов во главе с Юрием Беликовым. Его специалисты сделали серьезные разработки по новому аэровокзальному комплексу. Определено, где будут располагаться те или иные объекты. Предстоящие планы были одобрены на градостроительном совете, утверждены депутатами.

– В итоге мы сэкономили почти полтора года, – не скрывает удовлетворения председатель жюри. – Время, которое особенно дорого сейчас, в ходе подготовки к чемпионату Европы. Удалось снять огромный пласт проблем, что сделало объект еще более привлекательным для инвестора и тоже повлияло на принятое решение.

 

Хороший шанс в преодолении кризиса

Более двух миллиардов гривен – столько намерен вложить стратегический инвестор в реконструкцию международного аэропорта «Одесса» в течение ближайших трех лет. Это практически годовой бюджет нашего миллионного города. Именно столько денег в год уходит на социальные нужды одесситов, на образование, здравоохранение, капитальный ремонт зданий и т.д. Не меньше средств будет потрачено на дальнейшую реконструкцию, рассчитанную до 2020 года. Это означает, что будут создаваться новые рабочие места, привлекаться все больше техники. Сегодня в аэропорту работает около тысячи человек.

– А будет трудиться в несколько раз больше, – утверждает профессор Николай Андриенко.

Его оптимизм вполне обоснован. Ведь речь не только о строительных работах. С увеличением масштабов грузовых и пассажирских перевозок возрастет и потребность в персонале. Значит, в дополнительном транспорте. В новых дорогах. Иначе говоря, одно вытекает из другого. И хочется надеяться, что предстоящая реконструкция станет тем локомотивом, который вытащит Одессу из нынешнего кризиса. Во всяком случае за событием этим видится хороший шанс. К тому же Одесса всегда славилась своим умением с честью выходить из сложных ситуаций. Здесь неожиданностей тоже хоть отбавляй.

Политика

Польша приняла почти полтора миллиона украинских беженцев
Польша приняла почти полтора миллиона украинских беженцев 2

Евродепутат заявил об игнорировании лидерами ЕС факта приема беженцев из Украины Польшей.

Белый дом: закона о введении дополнительных санкций против России не существует
Белый дом: закона о введении дополнительных санкций против России не существует 401

По данным представителя Белого дома Шона Спайсера, решение о введении санкций не имеет юридической силы.

Трамп предложил Сенату кандидатуру нового директора ФБР
Трамп предложил Сенату кандидатуру нового директора ФБР 54

Американский президент назвал Кристофера Рэя "безукоризненно квалифицированным" специалистом.

Происшествия

Президента Бразилии обвинили во взяточничестве
Президента Бразилии обвинили во взяточничестве 22

Генпрокурор страны утверждает, что глава государства получил для себя намеренно и через посредника незаконные блага в размере 500 тысяч реалов (152 тысячи долларов).

В Париже взорвался, а затем сгорел автобус
В Париже взорвался, а затем сгорел автобус [фото, видео] 162

На северо-востоке Париже произошел взрыв в городском автобусе. Ранения получил один из пассажиров. Причина ЧП пока не установлена.

В Белом доме заявили о подготовке властями Сирии новой химатаки
В Белом доме заявили о подготовке властями Сирии новой химатаки 61

И предупредили, что если химатака будет зафиксирована, то "цена для сирийского правительства будет высока".

Экономика

Против ПриватБанка подано исков на девять миллиардов
Против ПриватБанка подано исков на девять миллиардов 382

В финучреждении отметили, что не признали резерв по этим искам, т.к. конечный результат определить невозможно.

НКРС отказывается от 45 миллиардов гривен для государственного бюджета 249

Бюджет Украины может недополучить более 45 млрд. гривен при распределении частот связи стандарта 4G между тремя основными мобильными операторами страны.

Александр Шлапак уходит из ПриватБанка
Александр Шлапак уходит из ПриватБанка 489 1

Об этом сообщает сайт крупнейшего госбанка.

Общество

В Перу обнаружили мумию странного человекоподобного существа
В Перу обнаружили мумию странного человекоподобного существа [видео] 75

В ходе раскопок на плато Наска, расположенном в Перу, была обнаружена мумия странного гуманоида, который почти ничем не напоминает человека.

Голландец нашел в сарае метеорит возрастом 4,5 миллиарда лет
Голландец нашел в сарае метеорит возрастом 4,5 миллиарда лет 114

Жителю Нидерландов разрушил крышу сарая камень, упавший с неба. Оказалось, что это метеорит возрастом 4,5 миллиарда лет - ровесник Солнечной системы.

Ученые проведут эксперимент по воскрешению мертвецов
Ученые проведут эксперимент по воскрешению мертвецов 358

Американская компания Bioquark намерена уже конце этого года хочет провести эксперимент, цель которого - обратить вспять смерть. Для этого они будут использовать стволовые клетки.

Светская хроника и ТВ

Поклонники о новом образе Веры Брежневой:  Что с волосами?
Поклонники о новом образе Веры Брежневой: "Что с волосами?" [фото] 599

Певица решила поэкспериментировать с прической. Новшества не пришлись по душе подписчиками Брежневой в соцсетях.

Располневшая Нелли Фуртадо вышла на сцену в откровенном комбинезоне
Располневшая Нелли Фуртадо вышла на сцену в откровенном комбинезоне [фото] 1117 1

Канадская певица за последние 15 лет изменилась до неузнаваемости.

Госпитализированный Владимир Этуш рвется на сцену
Госпитализированный Владимир Этуш рвется на сцену 256

95-летний актер до сих пор играет в нескольких спектаклях в Театре Вахтангова.

Спорт

Допинговый скандал: успеют ли перенести ЧМ-2018 из России
Допинговый скандал: успеют ли перенести ЧМ-2018 из России 1264 4

Британские СМИ сообщили, что в применении запрещенных веществ заподозрили команду в полном составе, которая играла на прошлом мундиале

Новый звездный супертяж Выхрист:  Спарринги с Кличко дали мне все!
Новый звездный супертяж Выхрист: "Спарринги с Кличко дали мне все!" [фото] 1240

Новоиспеченный чемпион Европы рассказал "КП" в Украине" о том, как начинал карьеру, и чего мечтает добиться на ринге.

В  Шальке  критикуют Коноплянку:  Должен больше создавать на поле, чем перед телекамерой!
В "Шальке" критикуют Коноплянку: "Должен больше создавать на поле, чем перед телекамерой!" 774 2

В немецком клубе подвели итоги сезона - по украинскому легионеру прошлись отдельно