Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

Локомотивом Одессы станет... аэропорт!

...Таким, возможно, будет. Фото из архива «КП».

Соперничали наиболее достойные

Что ж, удивляться здесь нечему. Начать хотя бы с того, что конкурс вообще состоялся. Еще год назад потенциальные инвесторы едва ли не в очередь выстраивались, чтобы поучаствовать в намечающемся проекте – расширить воздушные ворота Одессы. Ее географическое положение, климатические условия, а также все возрастающие объемы грузовых и пассажирских перевозок давали перспективу стать важным перевалочным пунктом для стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Значит, сулили хорошую выгоду. Потому и предложения поступали отовсюду – из Австрии, Швейцарии, Китая, России и других стран. В общей сложности их набралось около двух десятков. А на заключительном этапе, когда настала пора выбрать наиболее достойного из соискателей, дело застопорилось: в мире разразился финансовый кризис.

– Пришлось дважды продлевать сроки проведения конкурса, – рассказывает «Комсомолке» член горисполкома Николай Андриенко, возглавивший конкурсную комиссию. – На этом настаивали конкурсанты. Им требовалось время, чтобы заново пересчитать и оценить свои возможности.

 

Город начинал своими силами

К слову сказать, цена вопроса была 250 млн. долл. США. В итоге ряды инвесторов дрогнули. Кто-то сразу предпочел сойти с дистанции. А кто-то попытался диктовать свои условия, неприемлемые для города. Более того, раз за разом наносили болезненные удары чиновники из высоких кабинетов. Речь идет о попытках Министерства транспорта и связи и других государственных структур вернуть аэропорт из коммунальной собственности в государственную. Стоит напомнить, в 2000 году Одесса получила глубоко убыточный объект. А уже через 5 лет предприятие расплатилось с долгами и стало приносить прибыль. Теперь ее хватает уже на то, чтобы своими силами начать реконструкцию аэропорта. Только в прошлом году на это ушло около 10 млн. грн. Поэтому неслучайно реакция депутатов горсовета была однозначной: аэропорт должен оставаться в коммунальной собственности и возврату государству не подлежит.

– В итоге предпочтение было отдано компании «Гепард плюс», – продолжает профессор Андриенко. – Она приняла все наши требования, в том числе и по совместной деятельности, размерам инвестиций. Более того, предложила увеличить затраты до 265 млн. долл.

 

Новосибирск, Астрахань, Алматы, а теперь Одесса

Тот факт, что фирма имеет одесскую прописку и мало кому известна, не должен вводить в заблуждение, пояснил Николай Николаевич. Данное предприятие было создано в июле 2007 года. Учредителем «Гепард плюс» является компания «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», которая специализируется на осуществлении инвестиционной политики в области строительства и эксплуатации аэропортов. Она принимает участие в реконструкции и эксплуатации аэропортов «Толмачево» (Новосибирск), «Баландино» (Челябинск), «Астрахань», «Чита», «Барнаул». Компания также является акционером международного аэропорта «Алма-Ата» (Алматы). Управление активами, принадлежащими компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД», осуществляется через управляющую компанию «Новапорт».

Компания, являющаяся учредителем ООО «Гепард плюс», отвечает условиям конкурса и имеет успешный опыт участия финансирования, эксплуатации, развития и реконструкции аэропортов. Компании «ТИ ЕС ТРАНС САЙБЕРИА КО ЛИМИТЕД» и «Новапорт», которая также будет принимать участие в модернизации и управлении МАО, входят в группу компаний «AEON Corporation». Суммарный пассажиропоток, программы развития которых реализует группа компаний «AEON Corporation», по итогам 2008 года составил около 4 миллионов пассажиров.

 

Программа отвечает всем требованиям

Программа инвестиций, предложенная группой компаний «AEON Corporation» через «Гепард плюс», полностью отвечает требованиям технико-экономического обоснования плана стратегического развития коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса», который был разработан Украинским государственным проектно-технологическим научно-исследовательским институтом «Украэропроект» и согласован с государственной авиационной администрацией Украины.

– Инвестор проявил определенную гибкость и пошел навстречу городу, – объяснил Николай Андриенко сам факт одесской регистрации фирмы-победительницы. Иными словами, налоги с доходов компании останутся в городе. А если учитывать некоторые особенности нашего законодательства, такой шаг выглядит вполне оправданным.

– В то же время были и спорные моменты, – продолжает профессор. – Хотя они и не носили принципиального характера и касались главным образом сроков окончания тех или иных работ, подогнанных под Евро-2012. Кроме того, инвестор в своих предложениях не предусмотрел строительства выставочного комплекса. А его планировалось использовать как временный терминал для пропуска пассажиров во время проведения футбольного чемпионата.

 

Кстати

В предстоящие три года воздушная гавань Одессы практически полностью преобразится. Ожидается, что после первого этапа реконструкции, рассчитанного до 2012 года, транспортный комплекс приобретет статус международного транзитного аэропорта 2-й категории ИКАО. Запланировано построить новую ВПП длиной 3 200 м, рулежные дорожки, аэровокзальный комплекс. Реконструкция предусматривает также увеличение до 80 мест стоянок воздушных судов, модернизацию светосигнального и метеооборудования, цеха бортового питания, внутренних сетей и сооружений. Будут возведены выставочный комплекс, отель на 250 мест, паркинг, рассчитанный на тысячу машин.

Да, у некоторых складывается впечатление, что аэропорт реконструируется специально под Евро-2012. Это не так. Город инициировал проект еще до того, как было принято решение о месте проведения футбольного чемпионата. Другое дело, что это событие заставило пересмотреть сроки выполнения некоторых работ, сдвинуть планы. Но развитие событий – увеличение грузопотоков, привлекательность региона – сделало этот процесс неизбежным.

– Мы исходили из того: примет Одесса Евро-2012 – отлично. Не будет этого – все равно будет развиваться в соответствии с ранее намеченными планами.

 

Мы помним, как все начиналось

Конкурсу предшествовала напряженная работа на протяжении двух лет. В конце 2006 г. распоряжением городского головы была создана рабочая группа по выработке предложений по реконструкции аэропорта. Ее целью было наметить перспективу и стратегию развития аэропорта, определить критерии поиска инвесторов. С самого начала было ясно, что город не осилит такой объем работ и требуется некое компромиссное решение, чтобы аэропорт остался в коммунальной собственности.

Рабочая группа многое успела сделать. Это теперь многое устаканилось. А тогда... Уже на начальном этапе выяснилось: требуется уточнить границы территории аэропорта и прилегающих земельных участков и оформить все в государственном акте на землю. Позже столкнулись с тем, что в первоначальном варианте Генплана Одессы аэропорт попросту... отсутствует. И чем дальше, тем больше возникало проблем, больших и малых. Плодотворным было сотрудничество с институтом «Украэропроект», который разработал поэтапный план стратегического развития аэропорта. Удалось привлечь и архитекторов во главе с Юрием Беликовым. Его специалисты сделали серьезные разработки по новому аэровокзальному комплексу. Определено, где будут располагаться те или иные объекты. Предстоящие планы были одобрены на градостроительном совете, утверждены депутатами.

– В итоге мы сэкономили почти полтора года, – не скрывает удовлетворения председатель жюри. – Время, которое особенно дорого сейчас, в ходе подготовки к чемпионату Европы. Удалось снять огромный пласт проблем, что сделало объект еще более привлекательным для инвестора и тоже повлияло на принятое решение.

 

Хороший шанс в преодолении кризиса

Более двух миллиардов гривен – столько намерен вложить стратегический инвестор в реконструкцию международного аэропорта «Одесса» в течение ближайших трех лет. Это практически годовой бюджет нашего миллионного города. Именно столько денег в год уходит на социальные нужды одесситов, на образование, здравоохранение, капитальный ремонт зданий и т.д. Не меньше средств будет потрачено на дальнейшую реконструкцию, рассчитанную до 2020 года. Это означает, что будут создаваться новые рабочие места, привлекаться все больше техники. Сегодня в аэропорту работает около тысячи человек.

– А будет трудиться в несколько раз больше, – утверждает профессор Николай Андриенко.

Его оптимизм вполне обоснован. Ведь речь не только о строительных работах. С увеличением масштабов грузовых и пассажирских перевозок возрастет и потребность в персонале. Значит, в дополнительном транспорте. В новых дорогах. Иначе говоря, одно вытекает из другого. И хочется надеяться, что предстоящая реконструкция станет тем локомотивом, который вытащит Одессу из нынешнего кризиса. Во всяком случае за событием этим видится хороший шанс. К тому же Одесса всегда славилась своим умением с честью выходить из сложных ситуаций. Здесь неожиданностей тоже хоть отбавляй.

загрузка...
загрузка...

Политика

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт