Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Светлана Бедрега, директор департамента финансов Одессы: Бюджет – это ли не городской портрет?!

Светлана Бедрега, директор департамента финансов Одессы: Бюджет – это ли не городской портрет?!
Фото: Фото Александра Шепелева.

По мнению Светланы Бедреги, директора департамента финансов, бюджет – это палитра, благодаря которой можно составить точный портрет Южной Пальмиры.

 

«Живые» цифры

Как утверждает наша собеседница, очень конкретный по содержанию документ на самом деле полон философского смысла, поэтому вокруг него всегда много волнений.

– Светлана Николаевна, сразу хотелось бы коснуться так называемых «белых пятен» одесского бюджета. Противоречия вызывает, к примеру, статья расходов по негосударственному пенсионному обеспечению.

– На всякий случай напомню, что согласно принятой городской целевой программы предусмотрено дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение работников бюджетной сферы города Одессы на 2008-2017 годы. В 2009 году на ее реализацию мы предусмотрели всего 5 млн. грн., хотя изначально по программе планировалось около 20. Возможно, кому-то такое распределение средств может показаться не совсем эффективным и рациональным. Но хочу отметить, что в рамках пенсионной реформы существующая «Программа негосударственного пенсионного обеспечения» базировалась на Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». Разумеется, в период инфляции данная программа может быть не столь эффективной, как прежде. Но для одесситов, которым сегодня осталось год-два до пенсии, данные выплаты сыграют не последнюю роль.

– Зарплаты и пенсии – это, разумеется, лучшая социальная защита для граждан, но в поддержке города нуждаются и многие общественные организации, социальные проекты...

– Многие общественные организации находятся под опекой города очень давно. Было бы неправильно, распоряжаясь миллионами, не выделить им по 10-15 тыс. грн. Тем более, что для большинства из наших подопечных данная сумма является единственным спасательным кругом.

Поддержка жителей города проявляется и в других направлениях. Все согласятся, что одним из подспорьев не только для малообеспеченных одесситов, но и для всех жителей нашего города является покупка продуктов не в сети магазинов и супермаркетов, а на всевозможных выставках и ярмарках. При участии городских управлений экономики, инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности, развития потребительского рынка и защиты прав потребителей регулярно организовываются на рынках города продовольственные ярмарки, где цены на 30 % ниже, чем в магазинах. И отечественные производители, и жители нашего города с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях. В преддверии весны они особенно актуальны.

 

«Говорящие» послания

– О многих социальных программах, на которые город тратит средства, одесситы попросту не знают...

– Именно поэтому город налаживает информационные мосты, использует все возможности донести нужное послание до внимания широкой аудитории. Прежде всего, тех людей, которые нуждаются в поддержке города.

Вы, вероятно, обращали внимание на бигборды с социальной рекламой? Люди нередко возмущаются: мол, некуда городу деньги девать! Отмечу, что на подобные размещения город не тратит ни копейки бюджетных средств.

– О какой конкретно поддержке идет речь?

– Районные управления социальной политики и труда совместно с райадминистрациями готовы содействовать всем малообеспеченным гражданам в получении социальной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг.

 

Три корзины: бюджетники, транспорт и связь

– Чем сегодня живет экономика города? Какая из сфер приносит основной доход?

– Львиная доля бюджетных поступлений – около 60 % – формируется за счет налога с доходов физических лиц. Для сравнения, темп роста поступлений налога с доходов физических лиц в 2007 году по сравнению с 2006-м увеличился в 1, 5 раза. С учетом развившегося в конце 2008 года финансово-экономического кризиса мы запланировали на 2009 год по отношению к 2008 году рост налога с доходов физических лиц чуть более 4%. Показатель, как видим, значительно снизился, но на это есть объективные причины: сокращаются рабочие места, уменьшается фонд оплаты труда. Тем не мене, не все так печально. К примеру, в январе 2009 года темп роста доходов по отношению к январю прошлого года составил 11 %.

Третья часть поступлений налога с доходов физических лиц – почти 30 % – обеспечивается налогами, уплаченными работниками бюджетной сферы. Нам не удалось существенно увеличить фонд заработной платы работникам бюджетной сферы, но при этом мы стараемся своевременно выплачивать зарплату, чтобы, соответственно, вовремя получать подоходный налог.

Почти 20 % налога с доходов физических лиц обеспечивают транспорт и связь. Такие крупные предприятия, как Одесская железная дорога, Одесский порт, «Укртелеком» работают относительно стабильно и вселяют уверенность в завтрашнем дне.

Для сравнения, поступления с налогов физических лиц в строительной отрасли, на которую все привыкли делать ставки, в 2008 году составили всего 5 %.

 

Доходы управляют расходами?

– Планируемые поступления от застройщиков по договорам застройки в 2009 году – 390 млн. грн.? Цифра немаленькая, насколько она реальна?

– Цифра эта имеет под собой реальные основания. Так, на момент формирования бюджета договоров на право застройки юридически оформлено на сумму 65 млн. грн. Это означает, что у города есть правовые основания на получение данных средств. Кроме того, договоров на право застройки, которые прошли исполком, но пока что не вынесены на рассмотрение горсовета, заключено на сумму свыше 400 млн. грн. Все эти суммы не могли не найти отражение в доходной части городского бюджета.

– Что в таком случае собой представляет так называемый бюджет развития?

– Его специфика – в его наполнении. Даже если изначально мы планируем поступления в сумме 477,8 млн. грн., впоследствии, если реальных средств окажется больше, сумму в бюджете можно уточнить. Расходы же проводятся в пределах фактических поступлений средств. Основаниями для формирования бюджета развития послужили прогнозные расчеты профильных управлений.

 

С молотка и за хорошую цену?

– Светлана Николаевна, сейчас резко упали цены на продажу земли. Тем не менее, в бюджете заявлена серьезная сумма от продажи городской земли и недвижимости – порядка 500 млн. грн. Не окажется ли, что земли уйдут за бесценок?

– На одном из недавних совещаний в Кабинете Министров Юлия Тимошенко акцентировала, что, возможно, в нынешней ситуации нужно будет отказаться от сверхприбыли, чтобы не потерять реальный доход. Необходимо расставить нужные акценты в данном направлении работы, а именно направить совместные усилия на прямые продажи, т.е. на выкуп арендованных земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости.

Говоря языком цифр, удельный вес прямых продаж в общей сумме поступлений средств от продажи земельных участков по сравнению с 2007 годом вырос с 7,4% до 70,1%, или почти в 10 раз. В 2007 году город продал 8 участков на сумму 8 млн. грн., а в 2008 – уже 24 участка за 52 млн. грн.

– Какие объекты сегодня пользуются наибольшим спросом?

– Прежде всего, сооружения в центре города и рекреационной зоне. Однако несколько лет назад, когда проводились первые аукционы, с молотка и по хорошей цене уходили земельные участки в районе 6-го километра. Сегодня сформировался устойчивый спрос на участки небольшой площади. Поэтому, еще раз подчеркиваю, что реальный доход городу может принести продажа земельных участков владельцам недвижимых объектов.

 

Надежда теплится

– Во время принятия бюджета как один из вариантов его депутаты предложили ограничить рентабельность городских предприятий, к примеру 10 процентами.

– Сразу скажу, что на подобные ограничения городские власти не имеют, прежде всего, юридического права. Привлекая к сотрудничеству те или иные предприятия, мы руководствуемся тендерным законодательством. С победителем тендера, соответственно, заключаем договор. О какой добросовестной конкуренции можно говорить, если мы начнем диктовать свои условия?

Предупреждая ваш следующий вопрос, расскажу о наболевшем – о тепле, – улыбается собеседница.

– Да, зима еще не закончилась, и одесситов по-прежнему волнует эта тема!

– Заручившись финансовой поддержкой Европейского банка реконструкции и развития, город приступил к реализации проекта по изменению схемы теплоснабжения в Одессе.

 

За трибуной – оппоненты, на Дерибасовской – одесситы!

– Светлана Николаевна, принятие бюджета всегда сопровождается спорами. Как их погасить?

– Дискуссия приносит плоды, если принимать во внимание обе стороны медали. Задавая вопрос, важно выслушивать аргументацию противоположной стороны. В конце концов, у нас общие цели – забота о благосостоянии Южной Пальмиры. Ведь за пределами сессионного зала уже нет оппонентов, на улицах нашего славного города все мы – одесситы!