Креста на них нет

В последнее время в Украине стал «популярен» так называемый рейдерский, или попросту пиратский способ захвата имущества. Проблема давно уже вышла за рамки частных случаев, приобретая масштаб национального бедствия.

На этом и без того черном фоне готова «выделиться» Одесса: если до сих пор рейдерским налетам подвергались в основном бизнес-структуры, то здесь готовится захват… здания церкви.

Как здание «воскресло»

В 1998 г. согласно указам Президента Украины о возврате церковного имущества Евангельской пресвитерианской церкви Одессы было возвращено принадлежавшее ей до революции здание. Оно является памятником архитектуры и до передачи находилось в аварийном состоянии, причем большая часть здания не эксплуатировалась около 10 лет.

Церковь совестливо подошла к восстановлению храма. На протяжении пяти лет ее представители упорно выискивали финансовые средства и проводили реставрационные работы по спасению памятника архитектуры. В общей сложности в реставрацию храма было вложено около миллиона у. е., в результате чего он превратился в одно из красивейших зданий центра Одессы.

В 2004 г. в воскресшем здании был установлен один из лучших в Украине органов (стоимостью более 70 тысяч у. е.). Регулярно проводимые церковью концерты при участии лучших украинских исполнителей стали составной частью культурной жизни города. Но развернуть работу в полном объеме так и не удалось.

Тяжелое наследство

Дело в том, что вместе со зданием «в наследство» церкви достался и прежний его арендатор: местное отделение Национального Союза театральных деятелей (НСТД). По привычке, действуя во благо людям и надеясь на их порядочность и понимание, церковь подписала, как потом выяснилось, кабальной договор о продлении аренды на неопределенный срок. По этому договору СТД за аренду около 250 кв. м церковных помещений до сих пор платит всего... 18 гривень в месяц. И это в центре Одессы, где аренда одного лишь квадратного метра стоит не менее $20

Позже по ходатайству церкви государство выделило НСТД стоящий рядом дом (бывший Матросский клуб). Он тоже нуждался в ремонте, и церковь вновь вложила в него серьезные финансовые средства. Огромные средства выделило на это и само государство, в то время как другие учреждения культуры (например, Музей западного и восточного искусства) находились в плачевном состоянии.

Махровая «благодарность»

Время шло, но руководство НСТД никуда переезжать не спешило. Оплачивая за аренду пресловутые 18 гривень, оно умудрялось без разрешения церкви еще и сдавать часть занимаемых помещений в субаренду да еще и не платить за коммунальные услуги. При этом самой церкви остро стало не хватать помещений для уставной деятельности: работы с молодежью, пенсионерами, помощи зависимым людям и организации питания для малоимущих. В конце концов церковь обратилось в суд для расторжения кабального договора. И тут началось необъяснимое.

Во-первых, оказалось, что отремонтированное для НСТД здание уже кому-то продано. А во-вторых, в местные суды стали поступать телеграммы за подписью народных депутатов и столичных членов НСТД, где фактически диктовалось готовое решение. Но все оказалось тщетным: Кассационный суд г. Киева заступился за церковь, оставив здание за ним. Но этого руководителю местного отделения НСТД А. Дуде, видимо, показалось мало.

Чтобы добиться своего, он подал иск в Малиновский районный суд г. Одессы, в котором оспариваются права церкви на владение зданием. Хотя законных оснований для этого нет: в 1998 г. уже проводились религиоведческая и историографическая экспертизы, подтвердившие их. Предлогом для иска послужил такой маловразумительный факт: оказывается, в Одесском адрес-календаре за 1915 г. адрес церкви указан, а за следующий год уже нет. Из этого делается вывод, что церковь, мол, перестала существовать еще до революции, а раз так, то здание сейчас нужно у нее отобрать.

Это все равно что претендовать на чужую квартиру только на том основании, что имени хозяина в телефонном справочнике нет.

Готовится расправа?

Все это ясно, как Божий день, можете сказать вы. Есть ли повод волноваться? Увы, есть. Учитывая практику рейдерства в нашей стране, есть основания полагать, что решение может быть принято вопреки объективным данным и на них опять повлияют личные связи руководителя местного НСТД во властных структурах. А пока церковь будет оспаривать принятый вердикт, здание отберут силой.

В возможности подобного развития событий убеждают следующие факты. Оказывается, дело уже (втихаря?) рассматривается в Малиновском районном суде (судья О. Михайлюк), где состоялось несколько заседаний, о которых церковь не была проинформирована. Получается, что решение готовится за ее спиной, то есть без участия ответчика. То есть речь идет о вопиющем нарушении процессуальных и этических норм, больше напоминающем расправу.

Все это происходит на фоне громких заявлений руководства страны о возврате церквам отобранного у них после революции имущества. Может быть, для Одессы это — пустой звук и «законы» рейдерства здесь важнее государственных законов?

Если подобный правовой беспредел стал возможен в отношении духовных организаций, то страшно себе даже подумать, что может ожидать обычного гражданина. Интересно, что думают по этому поводу прокуратура и СБУ.

От редакции. Учитывая серьезность ситуации, мы берем ее под свой контроль и сообщим читателям о дальнейшем развитии событий.

«Не делайте неправды на суде»

Открытое письмо — обращение христиан Одессы и Одесской области
к представителям средств массовой информации, общественным и политическим
деятелям, всем людям доброй воли

Мы, представители различных христианских церквей Одессы, этим обращением хотим привлечь внимание общественности к той проблеме, которая уже много лет не находит своего разрешения и остается болью наших братьев и сестер из Евангельской реформатской пресвитерианской церкви города Одессы. Речь идет о затянувшемся многолетнем конфликте между Церковью и одесским отделением Национального Союза театральных деятелей (НСТД). Спустя девять лет после того, как Евангельская реформатская пресвитерианская церковь города Одессы в судебном порядке была признана наследником и правопреемником Реформатской общины, существовавшей в Одессе со времени ее основания, без ведома Церкви начались слушания дела по отчуждению собственности на исторически принадлежащее Реформатской церкви здание по ул. Пастера, 62.

Заявление на отчуждение собственности подал 11 октября 2006 года Дуда Анатолий Иванович, председатель Одесского отделения Национального Союза театральных деятелей (НСТД). Это заявление принял судья Малиновского района Михайлюк Олег Анатольевич, который в течение четырех месяцев не оповестил Церковь о заявлении НСТД. Он провел без участия и вызова в суд представителей Церкви уже три слушания дела, хотя никаких правовых оснований для удовлетворения иска НСТД нет. В качестве своего единственного аргумента Дуда А. И. приводит справку об отсутствии упоминания Реформатской церкви в справочнике-календаре одесского градоначальника от 00 сентября за 1917 год за №000 (это не опечатка и не шутка, именно так, с «нулями» Дуда представляет в суде свои «аргументы»). И далее на этом основании Дудой делается вывод — предположение, что здание Реформатской церкви было передано общиной третьим лицам. Никаких документов на этот счет НСТД не предоставил. То есть речь идет не о факте, а о вымысле. Судья серьезно рассматривает этот нонсенс без участия Церкви в трех заседаниях с октября 2006 года.

Хотя в тех же  материалах суда содержится справка из государственного областного архива от 27.07.1998 года № 464/06/02, в которой ясно сказано, что храм был закрыт в советское время. По данным самой церкви - в 1926 году. Похоже, что просто готовится рейдерский захват имущества церкви.

Следует сказать, что до этого заявления с помощью влияния отдельных политиков и чиновников НСТД уже предпринимал попытки давления на суд с целью захвата церковного имущества.

И все это происходит после того, как Церковь на деньги жертвователей отреставрировала свое, стоявшее до этого в запустении, здание. Так, на протяжении пяти лет, с 1999 года, Церковь разыскивала финансовые средства и проводила реставрационные работы по спасению памятника архитектуры. Проведенные работы затребовали более пяти миллионов пятисот тысяч (5500000) гривень.

Церковью был также установлен лучший на юге Украины орган, и уже стало доброй традицией в нашем городе проводить в стенах Церкви благотворительные концерты духовной и классической музыки при участии многих украинских и зарубежных музыкальных коллективов.

Сегодня, когда Церковью затрачены огромные финансовые, духовные и физические усилия, НСТД при поддержке своих покровителей пытается опровергнуть предыдущие решения судов и присвоить себе культовое здание. И все это вопреки Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», указам президента и элементарным понятиям о восстановлении исторической и моральной справедливости.
Обращаясь к судьям Земли, Бог говорит: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Книга Левит 19:15).

Ни для кого не секрет, что сегодня именно в судебной системе все чаще попираются принципы справедливости и выносятся беззаконные решения.  Если так поступают с общественной, религиозной организацией, то что говорить о простых гражданах, которые порой просто беззащитны перед лицом правового произвола. Мудрость политики в демократическом государстве заключаются в соблюдении принципов справедливости и законности, в противном случае общество сползает в хаос и аморальность. Но стоящий над всем высший Судья говорит о том, что никакое зло не остается безнаказанным:

«Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь» (Книга пророка Иезекииля 7:27).

Мы обращаемся к властям нашего города и области с требованием оградить Церковь от беззакония и сделать все возможное, чтобы не допустить отчуждения собственности одной из христианских церквей города на глазах у всего украинского общества и международной общественности.

Мы также понимаем значение такой общественной культурной организации, каковой является НСТД. Мы понимаем, что весь Союз театральных деятелей не может нести ответственность за деятельность его отдельных представителей. Мы просим власти города и области найти для этой организации помещение, где НСТД мог бы осуществлять свою уставную деятельность. На сегодняшний день НСТД занимает 312 кв. м церковных помещений.

Господь заповедовал нам обращаться к властям, если совершается несправедливость, и мы верим, что сегодняшняя власть — это власть, обращенная к нуждам людей и Его святой Церкви.

Пусть Бог благословит Вас!

Епископ Бронислав
(Бернацкий), ординарий Одесско-Симферопольской епархии РКЦ,
глава Духовного совета
христианских
конфессий Одессы и
Одесской области

Епископ Василий
(Ивасюк), экзарх Одесско-Крымского Экзархата УГКЦ

Епископ, доктор Георг Гюнч. Немецкая
Евангелическая Лютеранская Церковь Украины

Тесленко А. И., епископ ЕХБ независимых Церквей на юге Украины

о. Владимир, секретарь Одесско-Балтской епархии УАПЦ

Бакала А. В., старший пресвитер Одесского
областного управления УХЕЦ

Бабынин В. П.,
старший пастор,
председатель Объединения Евангельских
Реформатских Церквей Украины

Зильковский Б. В.,
старший пресвитер ЕХБ
в Одесской области

Крученюк С. Н.,
старший пресвитер ХВЕ
в Одесской области

Кашталян В. Н.,
старший пастор церквей
Адвентистов седьмого
дня по Одесской области

Крижановский Р. А.,
академик, ректор
Христианского гуманитарно-экономического
университета.

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт