Загрузить еще

Михаил Ильенко, режиссер "ТойХтоПройшовКрiзьВогонь": "Если мой фильм подадут на "Оскар", я буду несказанно рад" [ВИДЕО]

Михаил Ильенко, режиссер
Фото: Режиссер считает, что украинцам пора заканчивать с невыразительным грустным кино и искать своих героев. Фото Максима ЛЮКОВА.

"О ТОМ, ЧТО МОЮ КАРТИНУ ХОТЯТ НОМИНИРОВАТЬ, Я ПОКА НЕ ЗНАЮ" 

- Михаил Герасимович, бюджет фильма - 16 миллионов гривен. Как вы считаете, он окупится? И важно ли это для вас? 

- Важно. Но с тем количеством кинотеатров, что есть в Украине, вернуть деньги за дорогой фильм невозможно. Только если картина будет долго в прокате, ее продадут за границу и на ТВ, она распространится на дисках. 

- Правда, что ваш фильм в следующем году подают на "Оскар" от Украины? И как вы относитесь к этой премии? 

- Отношение к премии хорошее, но о том, что мою картину хотят на нее номинировать, я пока еще ничего не знаю. Главной целью было сделать фильм для украинского зрителя. Оскаровский комитет рассматривает фильмы, если у них успешный прокат в стране. Пока прокат очень убедителен, и если в результате картину подадут на "Оскар", я буду несказанно рад. 

- Продюсер вашего фильма назвал вас "мейнстримовым режиссером". Что нужно сегодняшнему зрителю? Планируете в ближайшее время запускать новый фильм? 

- Все, что снималось в течение последних 20 лет, не интересно зрителю. Многое снималось в навязанном жанре депрессивного кино. Мы попробовали другой подход, и рейтинг у "ТойХтоПройшовКрiзьВогонь" оказался неожиданно высоким. Не думаю, что нам надо отказываться от поэтического кино… В нашем фильме есть его признаки, но есть и детективная история, и мелодрама. Я собираюсь все это использовать и в следующем проекте - в экранизации Шевченко. Хочу снять по Шевченко современный фильм, в основе - небольшая романтическая баллада "У тієї Катерини хата на помостi". Где-то к середине сценария действие переходит в наше время. Это современная история, мелодрама. 

- А кому вы предложили написать сценарий по Шевченко?

- Я его предложил на конкурс, объявленный Госслужбой кинематографии Украины. Пока результат отрицательный, проект в очереди. Буду добиваться. Вы вдумайтесь: с середины 60-х не было ни одной экранизации Шевченко! Про него самого фильмы снимают, а по его произведениям - ничего. Я думаю, что сниму фильм и буду его продюсером. Я снял 11 фильмов как режиссер и каждый раз отдавал их и больше отношения не имел. Просто суррогатное материнство какое-то! Очень неприятно. Вот и "ТойХтоПройшовКрiзьВогонь". Мы его сделали все вместе, но в глубине души я понимаю, что этого ребенка уже отдал. 

Кадр из фильма: украинские аграрии приехали за опытом в Канаду и встретили "индейца", который заговорил с ними... рідною мовою.

"ХВАТИТ СНИМАТЬ КИНО О ДЕПРЕССИВНЫХ ЛЮДЯХ"

- На презентации "Той­Хто­Прой­шов­Крiзь­Во­гонь" вы правильно сказали, что нужно искать своего героя, победителя, человека действия. А то за границей все молодцы, а у нас сплошные комплексы… 

- Я вижу, как люди отзываются на фильм, основанный на принципе "найдем героя среди своих и своим же в первую очередь покажем". Мы с нашими героями задолжали зрителю. Хватит снимать кино о людях депрессивных, которые ничего не могут, а потому садятся, плачут и поют. Я и следующий фильм собираюсь делать в героической тональности. 

- Ваш герой по сценарию из рода казаков-характерников. А по фильму он превращается в волка. Эти казаки обладали уникальными способностями. Случалась на съемочной площадке мистика?

- Лично я не мистик. Характерники - это была казацкая элита, они формировали легенду вокруг себя. Они умели делать многое из того, что обычному человеку не под силу, но добивались этого лишь тренировками, как ниндзя. Фактически герой в волка не превращается - он просто исчезает. В фатальной ситуации человек использует все методы, которые знает. Вот он взял свой пояс, расстелил на земле и перекувыркнулся через него… По легенде, в этот момент человек превращается в волка. 

Но вообще Иван Даценко родился в селе, соседнем с Диканькой. И, несмотря на то что я не мистик, я верю в то, что Гоголь не зря писал о Диканьке, потому что там находится некий эпицентр, где происходят чудеса. 

- А сам Даценко, по воспоминанию родственников, обладал какими-то способностями?

- Мистическими - нет, но это был, несомненно, уникальный человек. Начиная с того, как он воевал и как спасся! Родственники говорили, что Даценко в Канаде стал богатым человеком, у него был собственный конный завод. Ведь по профессии он был зоотехником. Было бы интересно поехать в Канаду, сделать документальный фильм. Хотя, как мне рассказывали, Даценко-вождь так рьяно отстаивал права индейцев, что порядком достал канадские власти и они не сильно хотят давать информацию о нем. 

- Ивана Додоку в вашем фильме играет Дмитрий Линартович. Он красивый и талантливый - странно, что до сих пор не засветился в кино. 

- Наши актеры снимаются в сериалах, где их не видно. Дмитрий не исключение. Я его знаю с тех времен, когда он был студентом, даже снимал его в короткометражке в роли брейкера. На роль Ивана мы смотрели других… Но они были научены играть неудачника. Я же искал человека, у которого все получалось, у которого в этот мир было выписано много билетов. 

Индианку по имени Тень Ласточки сыграла дочь режиссера Иванна. 

"ЛИНАРТОВИЧ В ИНДИАНСКОМ ГРИМЕ ПОХОЖ НА ДЖОННИ ДЕППА" 

- Некоторые говорят, что Дмитрий похож на молодого Андрея Харитонова. 

- Есть что-то. Но больше его сравнивают с Джонни Деппом. Мы к этому не стремились, но когда он в индианском гриме, то действительно похож на Деппа. В жизни он совсем другой... Но это его профессия. Когда вижу, как актер влезает в другую жизнь, как в новую кожу, всегда поражаюсь. 

- В фильме индейскую девушку по имени Тень Ласточки играет ваша дочь Иванна. Я слышала, она балерина.

- Она училась в хореографическом училище в Киеве, но когда закончила 1-й класс - грянул Чернобыль, и я отвез ее в Москву. После она вернулась работать в Киев, но в то время был кризис... Иванна оказалась в Чехии - она солистка Пражского балета. 

Впервые она еще девочкой снялась в моем фильме "Фуджоу". Потом снялась в Чехии в главной роли в фильме по повести Джозефа Конрада. Она мне сказала, что ей предложили роль украинской девушки. Я спросил: "Играть нужно проститутку?" Она ответила - да. Я сказал: "Хорошо, только в порно не снимайся". Оказалось, это повесть про девушку, которая играет на саксофоне, работая в борделе. Получилась очень драматическая история.